Органы дознания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Октября 2011 в 07:15, контрольная работа

Описание

Согласно законодательному определению, закрепленному п. 24 ст. 5 УПК РФ, под органами дознания следует понимать государственные органы и должностные лица, уполномоченные в соответствии с УПК РФ осуществлять дознание и другие процессуальные полномочия.

Содержание

1. Понятие и виды органов дознания в уголовном судопроизводстве. Полномочия органа дознания. 3
2. Понятие и полномочия дознавателя 10
3. Понятие и полномочия начальника органа дознания 11
Задача № 1 15
Задача № 2 19

Работа состоит из  1 файл

Контрольная уголовный процесс.doc

— 105.50 Кб (Скачать документ)

     Кроме этого, в соответствии с частью 3 статьи 41 УПК РФ Дознаватель уполномочен:

     1) самостоятельно производить следственные  и иные процессуальные действия  и принимать процессуальные решения,  за исключением случаев, когда  в соответствии с настоящим  Кодексом на это требуются  согласие начальника органа дознания, согласие прокурора и (или) судебное решение;

     2) осуществлять иные полномочия, предусмотренные  настоящим Кодексом.

     В общем процессуальная деятельность дознавателя как участника уголовного судопроизводства со стороны обвинения связана с возбуждением уголовного дела и производством предварительного расследования в форме дознания. 
 

 

3.  Понятие и полномочия начальника органа дознания 

     Пунктом 17 статьи 5 УПК РФ определено, что  начальник органа дознания - должностное лицо органа дознания, в том числе заместитель начальника органа дознания, уполномоченное давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, осуществлять иные полномочия, предусмотренные настоящим Кодексом.

     Законодатель  не пошел по пути перечисления в систематизированном виде всех уголовно-процессуальных полномочий начальника органа дознания. В УПК РФ содержатся ст. ст. 40, 40.1, 41 и др., касающиеся полномочий начальника органа дознания10.

     Однако  содержание этих статей не определяет в систематизированном и полном виде процессуальные полномочия начальника органа дознания. Для лучшего понимания уголовно-процессуального статуса начальника органа дознания, для более глубокого анализа и последующего совершенствования правового положения начальника органа дознания следует классифицировать его процессуальные права и обязанности. Весь объем процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания следует разбить на пять групп:

     1) уголовно-процессуальные права,  реализуемые на стадии возбуждения  уголовного дела;

     2) уголовно-процессуальные права начальника  органа дознания, реализуемые на  стадии предварительного расследования;

     3) уголовно-процессуальные права начальника  органа дознания, осуществляемые  им при движении уголовного  дела из органа дознания в  прокуратуру, судебные органы и из судебных органов и прокуратуры в орган дознания;

     4) уголовно-процессуальные права начальника  органа дознания, реализуемые в  процессе взаимодействия между  ним, начальником подразделения  дознания и дознавателем;

     5) уголовно-процессуальные права начальника органа дознания, осуществляемые им в процессе обеспечения безопасности потерпевшего, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства.

     К первой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:

     - право по ходатайству дознавателя  продлить до 10 суток срок проверки  и принятия решения по поступившему  заявлению или сообщению о  любом совершенном или готовящемся  преступлении (ст. 144 УПК РФ);

     - право истребовать у редакции, главного редактора соответствующего СМИ имеющиеся в распоряжении соответствующего СМИ документы и материалы, подтверждающие сообщение о преступлении, а также данные о лице, предоставившем указанную информацию, за исключением случаев, когда это лицо поставило условие о сохранении в тайне источника информации (ч. 2 ст. 144 УПК РФ);

     - право и обязанность рассмотреть  вопрос о возбуждении уголовного  дела за заведомо ложный донос  в отношении лица, заявившего  или распространившего ложное  сообщение о преступлении при  вынесении постановления об отказе в возбуждении уголовного дела по результатам проверки сообщения о преступлении, связанного с подозрением в его совершении конкретного лица или лиц (ст. 147 УПК РФ) и т.д.

     Ко  второй группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся: право давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ; право утверждать обвинительный акт, составленный дознавателем (ст. 225 УПК РФ) и т.д.

     К третьей группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:

     - право разрешать вопрос о возбуждении  уголовного дела в порядке  публичного или частно-публичного  обвинения, если в ходе судебного  разбирательства в действиях  лица, в отношении которого подано заявление, будут установлены признаки преступления, не предусмотренного ч. 2 ст. 20 УПК РФ, и мировой судья вынес постановление о прекращении уголовного преследования по делу и направлении материалов начальнику органа дознания для решения вопроса о возбуждении уголовного дела в порядке публичного или частно-публичного обвинения (ст. 321 УПК РФ);

     - право и обязанность решать  вопрос о производстве предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого, в случае вынесения оправдательного приговора, постановления или определения о прекращении уголовного преследования по основанию, предусмотренному п. 1 ч. 1 ст. 27 УПК РФ, а также в иных случаях, когда лицо, подлежащее привлечению в качестве обвиняемого, не установлено и когда суд направил ему уголовное дело для производства предварительного расследования и установления лица, подлежащего привлечению в качестве обвиняемого (ст. 306 УПК РФ), и т.д.

     К четвертой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:

     - право рассматривать жалобы дознавателя  на указания начальника подразделения  дознания;

     - право давать поручения о производстве дознания и неотложных следственных действий, предусмотренных УПК РФ, и т.д.

     К пятой группе уголовно-процессуальных прав и обязанностей начальника органа дознания относятся:

     - право и обязанность рассматривать  обращения органа, осуществляющего  меры безопасности в отношении потерпевших, свидетелей, иных участников уголовного судопроизводства, с ходатайством о применении мер безопасности при производстве процессуальных действий либо об их отмене (ст. 24 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей, и иных участников уголовного судопроизводства");

     - право и обязанность принимать  решение об осуществлении государственной  защиты потерпевших, свидетелей  и иных участников уголовного  процесса (ст. 3 Федерального закона "О государственной защите потерпевших, свидетелей и иных участников уголовного судопроизводства") и т.д. 

 

Задача  № 1 

     Группой лиц на территории г. Москвы совершено  пять квартирных краж. Похищено личное имущество граждан на общую сумму 450 тыс. руб. Один из членов преступной группы - несовершеннолетний в возрасте 16 лет, преступление совершил впервые, прописан в Москве, живет с родителями; второй - солдат срочной службы, 19 лет, служит в воинской части Московского гарнизона; третий - нигде не работает, ранее судим, 25 лет, прописан в Орехово-Зуеве Московской области; четвертый - ранее не судим, работает в коммерческой структуре помощником генерального директора, 24 года, прописан в Москве; пятый — имеет постоянное место- жительство в Тбилиси, не работает, в Москве без соответствующей регистрации проживает у случайных лиц.

     Определите  меру пресечения, которую можно избрать  в отношении каждого из перечисленных  лиц и в каком порядке.

     Как установлено статьей 97 УПК РФ дознаватель, следователь, а также суд в  пределах предоставленных им полномочий вправе избрать обвиняемому, подозреваемому одну из мер пресечения, предусмотренных настоящим Кодексом, при наличии достаточных оснований полагать, что обвиняемый, подозреваемый:

     1) скроется от дознания, предварительного  следствия или суда;

     2) может продолжать заниматься  преступной деятельностью;

     3) может угрожать свидетелю, иным  участникам уголовного судопроизводства, уничтожить доказательства либо  иным путем воспрепятствовать  производству по уголовному делу.

     Статья 98 УПК РФ определяет, что мерами пресечения являются:

     1) подписка о невыезде;

     2) личное поручительство;

     3) наблюдение командования воинской  части;

     4) присмотр за несовершеннолетним  обвиняемым;

     5) залог;

     6) домашний арест;

     7) заключение под стражу.

     При решении вопроса о необходимости избрания меры пресечения в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления и определения ее вида при наличии оснований, предусмотренных статьей 97 настоящего Кодекса, должны учитываться также тяжесть преступления, сведения о личности подозреваемого или обвиняемого, его возраст, состояние здоровья, семейное положение, род занятий и другие обстоятельства (статья 99 УПК РФ).

     На  основании данных о совершенных  преступлениях и сведениях о  лицах их совершивших следует избрать следующие меры пресечения:

     В отношении несовершеннолетнего  в возрасте 16 лет, который  преступление совершил впервые, прописан в Москве, живет с родителями следует применить присмотр за несовершеннолетним.

     Присмотр  за несовершеннолетним подозреваемым, обвиняемым состоит в обеспечении его надлежащего поведения, предусмотренного статьей 102 настоящего Кодекса, родителями, опекунами, попечителями или другими заслуживающими доверия лицами, а также должностными лицами специализированного детского учреждения, в котором он находится, о чем эти лица дают письменное обязательство (статья 105 УПК РФ).

     В соответствии с частью 3 статьи 108 к  несовершеннолетнему подозреваемому или обвиняемому заключение под  стражу в качестве меры пресечения может быть применено в случае, если он подозревается или обвиняется в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления. В исключительных случаях эта мера пресечения может быть избрана в отношении несовершеннолетнего, подозреваемого или обвиняемого в совершении преступления средней тяжести.

     Часть 2 статьи 105 УПК РФ определяет, что при избрании данной меры пресечения дознаватель, следователь или суд разъясняет лицам, указанным в части первой статьи 105 УПК РФ, (в данном случае родителям несовершеннолетнего) существо подозрения или обвинения, а также их ответственность, связанную с обязанностями по присмотру.

     В отношении солдата срочной службы, 19 лет, который служит в воинской части Московского гарнизона  следует применить наблюдение командования воинской части.

     Согласно  части 1 статьи 104 УПК РФ наблюдение командования воинской части за подозреваемым или обвиняемым, являющимся военнослужащим или гражданином, проходящим военные сборы, состоит в принятии мер, предусмотренных уставами Вооруженных Сил Российской Федерации, для того, чтобы обеспечить выполнение этим лицом обязательств, предусмотренных пунктами 2 и 3 статьи 102 настоящего Кодекса, а именно в назначенный срок являться по вызовам дознавателя, следователя и в суд и иным путем не препятствовать производству по уголовному делу.

     В отношении третьего обвиняемого, который - нигде не работает, ранее судим, 25 лет, прописан в Орехово-Зуеве Московской области следует применить заключение под стражу.

     Согласно  части 1 статьи 108 УПК РФ заключение под стражу в качестве меры пресечения применяется по судебному решению в отношении подозреваемого или обвиняемого в совершении преступлений, за которые уголовным законом предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок свыше двух лет при невозможности применения иной, более мягкой, меры пресечения. При избрании меры пресечения в виде заключения под стражу в постановлении судьи должны быть указаны конкретные, фактические обстоятельства, на основании которых судья принял такое решение. Такими обстоятельствами не могут являться данные, не проверенные в ходе судебного заседания, в частности результаты оперативно-розыскной деятельности, представленные в нарушение требований статьи 89 настоящего Кодекса.

Информация о работе Органы дознания