Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Основными задачами являются:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
Введение......................................................................................................................3
1 Понятие участников как субъектов уголовного процесса...................................5
1.1 Классификация лиц участвующих в уголовном процессе.............................5
1.2 Спорные вопросы о процессуальной сущности участников уголовного процесса.......................................................................................................................7
2 Суд как государственный орган осуществляющий уголовное судопроизводство......................................................................................................10
2.1 Состав суда........................................................................................................10
2.2 Полномочия суда..............................................................................................11
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования.......................................................................................14
3.1 Прокурор...........................................................................................................14
3.2 Начальник следственного отдела и правовое положение следователя......16
3.3 Начальник органа дознания и правовое положение дознавателя...............20
Заключение................................................................................................................25
Список использованных источников......................................................................27
Приложение А...........................................................................................................28
Отправляя правосудие по уголовным делам, выйти за пределы уголовно-процессуальных отношений. Обнаружение судом в процессе рассмотрения дела обстоятельства, влекущие административную ответственность, дает ему право одновременно с приговором либо иным почтовым решением вынести решение о наложении административного взыскания в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях Республики Казахстан (ч. 4 ст. 59 УПК).
Субъективизация решения суда
есть одно из проявлений
Значение нейтральности суда по отношению к состязающимся сторонам заключается в следующем:
- создание необходимых условий для полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела;
- способствовании соблюдения законности;
-
формировании у участников
-действенной
охране прав и законных
Выполнение судом отведенной ему функции обеспечивается системой процессуальных гарантий, наиболее значимыми из которых являются:
-
обязанность суда предоставить
обвиняемому возможность
- законодательная охрана личных и имущественных прав обвиняемого (обязанность суда принять меры к охране имущества лица, осужденного к лишению свободы; передача детей такого осужденного на попечение или под опеку - ст. 388 УПК).
-
требование закона выявлять
- оценка судом доказательств по своему внутреннему убеждению и в их совокупности разрешение дела по совести;
-
равное значение всех
-
право суда возлагать
-
право суда применять уголовно-
-
коллегиальное в основном
-
наличие основания для отвода
в случае прямой или косвенной
заинтересованности судьи в
-
наличие оснований для
право
судьи на особое мнение при вынесении
решения [7, с. 283].
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования
3.1
Прокурор
Место и значение прокурора как участника уголовно-процессуальной деятельности определяется соответствующими положениями Конституции Республики Казахстан, действующим УПК и Закона, «О прокуратуре Республики Казахстан». При этом применение названных законов носит субсидиарный характер.
Прокуратура,
входя в систему
Согласно ст. 83 Конституции Республики Казахстан на прокуратуру возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов на территории Республики Казахстан [8, с. 128].
Функция надзора, сформулированная на конституционном уровне, развита и конкретизирована в Законе «О прокуратуре Республики Казахстан», который в содержание надзорной функции в уголовном судопроизводстве включает:
1)
надзор за оперативно-
2) надзор за законностью следствия и дознания (ст. 37-39);
3)
представительство интересов
4)
надзор за законностью
Формы, порядок прокурорского надзора, правовые последствия, наступающие в результате реализации правоотношений, участником которых является прокурор, регламентированы как в Законе «О прокуратуре», так и в УПК.
Специфичность
положения прокурора
Правовой статус прокурора тесно связан с системой задач, решаемых органами прокуратуры при отправлении правосудия. В качестве таких задач выступают:
1)
принятие предусмотренных
2) обеспечение обвиняемому права на защиту, охрана его личных и имущественных прав;
3) достижение целей уголовного преследования с тем, чтобы каждый совершивший преступление был подвергнут законному и справедливому наказанию и ни один невиновный не был осужден;
4) обеспечение судебной защиты прав граждан в охраняемых законом интересов государственных, общественных и частных предприятий, учреждений и организаций.
Своеобразие
статуса прокурора также
В некоторых стадиях процесса у прокурора существует определенный интерес.
Этот интерес не выходит за пределы задач правосудия и проявляется в отказе прокурора от поддержания государственного обвинения, если в ходе судебного рассмотрения будет установлена невиновность лица. Этот отказ является не правом, а обязанностью. В частности, ст. 317 УПК гласит: «Прокурор обязан отказаться от обвинения (полностью или частично), если придет к выводу, что оно не нашло подтверждения в судебном разбирательстве».
В отдельных стадиях процесса прокурор не имеет никаких прав по разрешению дела, не имеет также непосредственного процессуального интереса, где последнее обусловлено содержанием целей и задач надзорной деятельности.
Формы надзорной деятельности
могут перекрещиваться с
Функция
расследования обстоятельств
Подобное перекрещивание форм надзорной деятельности с иными самостоятельными функциями имеет правовую основу. Но, как отмечалось методами и средствами реализации иных уголовно-процессуальных функций.
Прокурор вправе:
- возбуждать уголовное дело или оказывать в его возбуждении;
-
передавать в соответствующий
орган возбужденные
-
участвовать при производстве
отдельных следственных
-
отменять незаконные
-
получать для проверки от
-
ставить вопрос об
-
проверять соблюдение
При этом прокурор практически не контролируем. Критерием правомерности его действий является закон. Обоснованность и законность принятого им решения может быть оценена в процессе предварительного расследования либо при рассмотрении дела в суде.
Фигура прокурора в процессе многозначна: по отношению к обвиняемому прокурор является той инстанцией, в которую обвиняемый может обращаться с жалобами, заявлениями, ходатайствами; тот же самый прокурор в отношении того же обвиняемого (подсудимого) в суде может поддерживать государственное обвинение.
Прокурор, как и другие участники процесса, подконтролен суду в пределах конкретного дела, рассматриваемого в суде. Например: в суде он подчиняется требованиям председательствующего, более того, при невыполнении прокурором требований председательствующего последний вправе применить уголовно-процессуальные санкции; суд может отклонить ходатайства прокурора и т.д [10, с. 8].
1. Прокурор в суде ничего не решает, он только доказывает обвинение путем активного участия в судебном следствии.
На выполнение прокурором в полном объеме установленных прав и обязанностей оказывает немаловажное влияние учет оснований для его отвода от участия в процессе.
Основаниями для отвода прокурора являются:
а)
личная, прямая или косвенная
б) если он состоит в родстве с другими - судьями, входящими в состав суда по данному делу;
в) если он является потерпевшим, гражданским истцом, гражданским ответчиком или их родственником, а равно родственником обвиняемого или его законного представителя, обвинителя, защитника, следователя или лица, производящего дознание, следователя, обвинителя, защитника, представителя интересов потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, переводчика или секретаря судебного заседания;
г)
если он участвовал в данном деле в качестве
судьи [11, с. 63].
3.2
Начальник следственного
отдела и правовое
положение следователя
Согласно ч. 1 ст. 63 УПК начальник следственного отдела - это начальник следственного подразделения органа, осуществляющего предварительное следствие, и его заместители, действующие в пределах своей компетенции.
Как участник уголовно-процессуальных правоотношений начальник следственного отдела вправе:
-
поручать производство
Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса