Понятие и классификация участников уголовного процесса

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:47, курсовая работа

Описание

Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Основными задачами являются:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.

Содержание

Введение......................................................................................................................3
1 Понятие участников как субъектов уголовного процесса...................................5
1.1 Классификация лиц участвующих в уголовном процессе.............................5
1.2 Спорные вопросы о процессуальной сущности участников уголовного процесса.......................................................................................................................7
2 Суд как государственный орган осуществляющий уголовное судопроизводство......................................................................................................10
2.1 Состав суда........................................................................................................10
2.2 Полномочия суда..............................................................................................11
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования.......................................................................................14
3.1 Прокурор...........................................................................................................14
3.2 Начальник следственного отдела и правовое положение следователя......16
3.3 Начальник органа дознания и правовое положение дознавателя...............20
Заключение................................................................................................................25
Список использованных источников......................................................................27
Приложение А...........................................................................................................28

Работа состоит из  1 файл

УПП курсовая Елеусизова 34.doc

— 199.00 Кб (Скачать документ)

     - осуществлять контроль за современностью действий следователей по находящимся в их производстве уголовным делам, за соблюдением следователями сроков предварительного следствия и содержания под стражей;

     - осуществлять контроль за исполнением указаний прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 197 УПК указания прокурора следователю, начальнику следственного отдела являются обязательными, но могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение. Начальник следственного отдела контролирует ход исполнения указаний прокурора и в тех случаях, когда эти указания обжалованы;

     - осуществляет контроль за исполнением  поручений других следователей в случаях, установленных УПК. В процессе досудебной деятельности следователями иных органов уголовного преследования могут даваться поручения, выполнение которых собственными силами не всегда представляется возможным (например, необходимость допроса свидетеля, проживающего в другой области);

     - отстранять следователя от производства  по делу при наличии к тому  оснований;

     - изымать уголовное дело из  одного следственного подразделения подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие, и передавать в другое следственное подразделение этого или иного подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие. Необходимость такой передачи возникает в связи с соединением дел в одно производство, при перераспределении нагрузки на следователей, наличии оснований для отвода следователя либо его отстранения;

     - направлять оконченные уголовные  дела прокурору для принятия дальнейших мер в установленном порядке;

     - возбуждать уголовные дела и  принимать их к своему производству, лично производить предварительное следствие, пользуясь при этом полномочиями следователя [12, с. 301].

     Названные полномочия начальника следственного  отдела не могут ограничивать самостоятельность следователя. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного отдела они могут быть обжалованы прокурору, чем гарантируется целостность полномочий следователя и полнота реализации предоставленных ему прав.

     Процессуальный контроль начальника следственного отдела за деятельностью подчиненного следователя можно определить как «..комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для успешного расследования и предупреждения преступлений и облегчающих выполнение стоящих перед следователями задач».

     В содержание процессуального контроля начальника следственного отдела входят:

     - проверка своевременности и обоснованности  возбуждения уголовного дела;

     - выяснение результативности производства  первоначальных следственных действий и их значения в раскрытии и расследовании преступления;

     - установление законности и обоснованности  задержания подозреваемого, соответствия избранной меры пресечения процессуальным условиям их применения;

     - проверка законности и обоснованности привлечения лица в качестве обвиняемого;

     - анализ обеспечения процессуальных  прав участников предварительного следствия, устранение нарушений;

     - при необходимости принятие мер  по выполнению требований всесторонности, полноты и объективности расследования дела;

     - выяснение соответствия мер, принятых  следователем в целях обеспечения  возмещения материального ущерба, причиненного преступлением;

     - проверка законности и обоснованности  постановлений следователя о приостановлении или о прекращении дела производством.

     Начальник следственного отдела выполняет ряд процессуальных действий по руководству следователем, не указанных в числе его полномочий, но необходимо вытекающих из сущности его процессуального положения. К числу таких действий они относят, например, дачу указаний о взаимодействии следователя с органами дознания, об исследовании причин и условий, способствовавших совершению преступлений, о привлечении общественности к участию в раскрытии преступлений.

     Закон устанавливает форму осуществления  своих полномочий начальником следственного отдела. Все указания по уголовному делу даются письменно.

     Процессуальные  полномочия начальника следственного  отдела можно подразделить на две группы. Первую группу составляют средства процессуального контроля за расследованием конкретного уголовного дела. Во вторую группу входят средства, направленные на процессуальное руководство подчиненными ему следователями.

Согласно  ч. 1 ст. 64 УПК следователь - это должностное  лицо, уполномоченное осуществлять предварительное следствие по уголовному делу в пределах своей компетенции: следователь органов внутренних дел, следователь органов национальной безопасности и следователь органов финансовой полиции.

     Основное  назначение следователя заключается  в расследовании дела [13, с. 229].

     Процессуальное  положение следователя обусловлено  его функциями в уголовном судопроизводстве, где в качестве последних выступают:

     1) рассмотрение заявлений и сообщений  о преступлениях (ст. 183, 184 УПК);

     2) исследование обстоятельств дела (ст. 24, 124 УПК);

     3) привлечение лица в качестве  обвиняемого (ст. 206 УПК);

     4) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнение приговора в части конфискации имущества (ст. 162-171 УПК);

     5) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. 8, 36, 204 УПК);

     6) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно (ст. 267 УПК);

     7) разрешение уголовных дел при наличии законных оснований к их прекращению на досудебных стадиях (ст. 269 УПК).

     Реализация  совокупности названных функций  следователем имеет следующие особенности.

     1. Все функции взаимосвязаны. Результаты  выполнения предыдущих функций отражаются на характере реализации последующих функций. Так, рассмотрение заявлений и сообщений о преступлении может быть реализовано в двух формах:

     а) возбуждение уголовного дела;

     б) отказ в возбуждении уголовного дела.

     Если  имело место возбуждение уголовного дела, то далее наступает необходимость реализации следующей функции исследования обстоятельств дела и т.д.

     2. Реализация функций может иметь  место при условии взаимодействия следователя с иными участниками процесса. Характер взаимодействия зависит от статуса участника правоотношений.

     3. Предпосылкой выполнения следователем его функций является наделение всех участников процесса правами и возложение на них обязанностей.

     4. Закон предусматривает обязательность  выполнения предприятия, учреждениями, организациями, должностными лицами и гражданами законных требований следователя.

       Наиболее важными для понимания сущности следователя как участника уголовно-процессуальных отношений являются принципы: законность; публичность; равенство граждан перед законом независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, вероисповедания; национальный язык расследования; неприкосновенность личности, жилища, личной жизни, тайны переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений; всесторонность, полнота и объективность исследования обстоятельств дела; обеспечение законных прав и интересов участников предварительного следствия; принятие мер к обеспечению безопасности участников процесса и иных лиц; презумпция невиновности; быстрота производства предварительного следствия; процессуальная самостоятельность и ответственность следователя; привлечение общественности к участию в раскрытии и расследовании преступлений [13, с. 234]. 

     3.3 Начальник органа  дознания и правовое  положение дознавателя 

     В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК РК орган дознания относится к органам уголовного преследования. В перечень органов дознания  согласно (ч. 2 ст. 65 УПК РК),  входят:

   1) органы внутренних дел;

   2) органы национальной безопасности;

   З) органы юстиции - по делам о преступлениях, связанных с порядком исполнения уголовных наказаний и содержания под стражей;

   4) органы финансовой полиции;

   5) таможенные органы - по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;

   6) органы военной полиции - по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

   7) командиры пограничных частей - по  делам о нарушении законодательства о Государственной границе Республики Казахстан, а также по делам о преступлениях, совершенных на континентальном шельфе Республики Казахстан;

   8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;

   9) руководители дипломатических представительств, консульских учреждений и полномочных  представительств Республики Казахстан - по делам о преступлениях, совершенных их работниками в стране пребывания;

   10) органы противопожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.

   Для обладания процессуальным статусом органа дознания необходимо наличие следующих юридических предпосылок:

     - создание государственного органа  управления в установленном законом порядке;

     - назначение лица на должность  (в этом числе и на должность  руководителя этого органа);

     - наделение уголовно-процессуальным  законодательством данного вида  органов управления полномочиями  на производство дознания.

     Своеобразие процессуального положения органов  дознания по национальному УПК является право этих органов осуществлять предварительное следствие в случаях, установленных законом.

     Полномочиями  начальника органа дознания в ходе досудебного производства по делам  о преступлениях, предусмотренных  статьей 285 УПК РК, в пределах своей компетенции обладают начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела, отделения и иных подразделений органа дознания.

     Начальник органа дознания, принимая решение о представлении  материалов оперативно-розыскной деятельности по требованию органа, ведущего уголовный процесс, либо по собственной инициативе в соответствии с правилами статьи 202 УПК РК выносит соответствующее постановление. В постановлении указываются: орган, ведущий уголовный процесс, по требованию которого представляются результаты оперативно-розыскной деятельности; какие результаты, в каком объеме и какого оперативно-розыскного мероприятия представляются; технические средства, использованные для получения указанных результатов; предметы и документы, направляемые для приобщения к материалам уголовного дела; рекомендуемые меры по обеспечению безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе, а также охране государственных секретов. В случае представления начальником органа дознания органу, ведущему уголовный процесс, материалов оперативно-розыскной деятельности по собственной инициативе в постановлении также приводится обоснование необходимости использования результатов оперативно-розыскной деятельности в доказывании по уголовному делу. Материалы оперативно-розыскной деятельности должны быть представлены в объеме и форме, позволяющими оценить содержащиеся в них фактические данные с точки зрения их относимости к расследуемому (рассматриваемому) уголовному делу, допустимости и достоверности.

Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса