Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 21:47, курсовая работа
Целью курсовой работы является всестороннее изучение особенности правового положения лиц участвующих в уголовном процессе, обобщение и анализ общетеоретических вопросов названной темы.
Основными задачами являются:
- на теоретическом уровне раскрыть правовую сущность лиц участвующих в уголовном процессе;
- рассмотреть суд как государственный орган, осуществляющий уголовное судопроизводство.
- освещение отдельных проблем правового положения лиц участвующих в уголовном процессе.
Введение......................................................................................................................3
1 Понятие участников как субъектов уголовного процесса...................................5
1.1 Классификация лиц участвующих в уголовном процессе.............................5
1.2 Спорные вопросы о процессуальной сущности участников уголовного процесса.......................................................................................................................7
2 Суд как государственный орган осуществляющий уголовное судопроизводство......................................................................................................10
2.1 Состав суда........................................................................................................10
2.2 Полномочия суда..............................................................................................11
3 Государственные органы и должностные лица осуществляющие функции уголовного преследования.......................................................................................14
3.1 Прокурор...........................................................................................................14
3.2 Начальник следственного отдела и правовое положение следователя......16
3.3 Начальник органа дознания и правовое положение дознавателя...............20
Заключение................................................................................................................25
Список использованных источников......................................................................27
Приложение А...........................................................................................................28
- осуществлять контроль за современностью действий следователей по находящимся в их производстве уголовным делам, за соблюдением следователями сроков предварительного следствия и содержания под стражей;
- осуществлять контроль за исполнением указаний прокурора. В соответствии с ч. 2 ст. 197 УПК указания прокурора следователю, начальнику следственного отдела являются обязательными, но могут быть обжалованы вышестоящему прокурору. Обжалование указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнение. Начальник следственного отдела контролирует ход исполнения указаний прокурора и в тех случаях, когда эти указания обжалованы;
-
осуществляет контроль за
-
отстранять следователя от
- изымать уголовное дело из одного следственного подразделения подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие, и передавать в другое следственное подразделение этого или иного подчиненного ему органа, осуществляющего предварительное следствие. Необходимость такой передачи возникает в связи с соединением дел в одно производство, при перераспределении нагрузки на следователей, наличии оснований для отвода следователя либо его отстранения;
-
направлять оконченные
-
возбуждать уголовные дела и
принимать их к своему
Названные полномочия начальника следственного отдела не могут ограничивать самостоятельность следователя. При несогласии следователя с указаниями начальника следственного отдела они могут быть обжалованы прокурору, чем гарантируется целостность полномочий следователя и полнота реализации предоставленных ему прав.
Процессуальный контроль начальника следственного отдела за деятельностью подчиненного следователя можно определить как «..комплекс мер, направленных на создание оптимальных условий для успешного расследования и предупреждения преступлений и облегчающих выполнение стоящих перед следователями задач».
В содержание процессуального контроля начальника следственного отдела входят:
-
проверка своевременности и
-
выяснение результативности
-
установление законности и
-
проверка законности и
-
анализ обеспечения
-
при необходимости принятие
-
выяснение соответствия мер,
-
проверка законности и
Начальник следственного отдела выполняет ряд процессуальных действий по руководству следователем, не указанных в числе его полномочий, но необходимо вытекающих из сущности его процессуального положения. К числу таких действий они относят, например, дачу указаний о взаимодействии следователя с органами дознания, об исследовании причин и условий, способствовавших совершению преступлений, о привлечении общественности к участию в раскрытии преступлений.
Закон
устанавливает форму
Процессуальные полномочия начальника следственного отдела можно подразделить на две группы. Первую группу составляют средства процессуального контроля за расследованием конкретного уголовного дела. Во вторую группу входят средства, направленные на процессуальное руководство подчиненными ему следователями.
Основное назначение следователя заключается в расследовании дела [13, с. 229].
Процессуальное
положение следователя
1)
рассмотрение заявлений и
2) исследование обстоятельств дела (ст. 24, 124 УПК);
3) привлечение лица в качестве обвиняемого (ст. 206 УПК);
4) обеспечение возмещения материального ущерба, причиненного преступлением, и исполнение приговора в части конфискации имущества (ст. 162-171 УПК);
5) пресечение преступлений и принятие мер к устранению обстоятельств, способствующих совершению преступления (ст. 8, 36, 204 УПК);
6) розыск обвиняемых, место нахождения которых неизвестно (ст. 267 УПК);
7) разрешение уголовных дел при наличии законных оснований к их прекращению на досудебных стадиях (ст. 269 УПК).
Реализация совокупности названных функций следователем имеет следующие особенности.
1.
Все функции взаимосвязаны.
а) возбуждение уголовного дела;
б) отказ в возбуждении уголовного дела.
Если
имело место возбуждение
2.
Реализация функций может
3.
Предпосылкой выполнения
4.
Закон предусматривает
Наиболее важными для понимания сущности
следователя как участника уголовно-процессуальных
отношений являются принципы: законность;
публичность; равенство граждан перед
законом независимо от происхождения,
социального и имущественного положения,
расовой и национальной принадлежности,
вероисповедания; национальный язык расследования;
неприкосновенность личности, жилища,
личной жизни, тайны переписки, телефонных
переговоров и телеграфных сообщений;
всесторонность, полнота и объективность
исследования обстоятельств дела; обеспечение
законных прав и интересов участников
предварительного следствия; принятие
мер к обеспечению безопасности участников
процесса и иных лиц; презумпция невиновности;
быстрота производства предварительного
следствия; процессуальная самостоятельность
и ответственность следователя; привлечение
общественности к участию в раскрытии
и расследовании преступлений [13, с. 234].
3.3
Начальник органа
дознания и правовое
положение дознавателя
В соответствии с п. 14 ст. 7 УПК РК орган дознания относится к органам уголовного преследования. В перечень органов дознания согласно (ч. 2 ст. 65 УПК РК), входят:
1) органы внутренних дел;
2) органы национальной безопасности;
З)
органы юстиции - по делам о преступлениях,
связанных с порядком исполнения
уголовных наказаний и
4) органы финансовой полиции;
5) таможенные органы - по делам о контрабанде и уклонении от уплаты таможенных платежей;
6) органы военной полиции - по делам о всех преступлениях, совершенных военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан; гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
7)
командиры пограничных частей - по
делам о нарушении законодатель
8) командиры воинских частей, соединений, начальники военных учреждений и гарнизонов, в случае отсутствия органа военной полиции, по делам о всех преступлениях, совершенных подчиненными им военнослужащими, проходящими воинскую службу по призыву или контракту в Вооруженных Силах Республики Казахстан, других войсках и воинских формированиях Республики Казахстан, а также гражданами, пребывающими в запасе, во время прохождения ими воинских сборов; по делам о преступлениях, совершенных лицами гражданского персонала воинских частей, соединений, учреждений в связи с исполнением ими своих служебных обязанностей или в расположении этих частей, соединений и учреждений;
9)
руководители дипломатических
10) органы противопожарной службы - по делам о всех преступлениях, связанных с пожарами.
Для обладания процессуальным статусом органа дознания необходимо наличие следующих юридических предпосылок:
-
создание государственного
- назначение лица на должность (в этом числе и на должность руководителя этого органа);
-
наделение уголовно-
Своеобразие
процессуального положения
Полномочиями начальника органа дознания в ходе досудебного производства по делам о преступлениях, предусмотренных статьей 285 УПК РК, в пределах своей компетенции обладают начальник Главного управления (Департамента), управления, отдела, отделения и иных подразделений органа дознания.
Начальник органа дознания,
принимая решение о представлении
материалов оперативно-розыскной
Информация о работе Понятие и классификация участников уголовного процесса