Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:23, реферат
В соответствии с Конституцией РБ и Законом « О прокуратуре В РБ» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности . Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности.
Наряду с прокурорским надзором соблюдение законности в государстве обеспечивается государственным контролем. Контроль в большинстве случаев производится вместе с проверкой непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управлениями специальными органами или их должностными лицами.
Глава1. Понятие прокурорского надзора
В соответствии
с Конституцией РБ и Законом «
О прокуратуре В РБ»
Наряду с прокурорским надзором соблюдение законности в государстве обеспечивается государственным контролем. Контроль в большинстве случаев производится вместе с проверкой непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управлениями специальными органами или их должностными лицами.
Надзор же, как способ обеспечения законности в сфере государственного управления заключается в постоянном, систематическом наблюдении специальными органами ( в данном случае органами прокуратуры) за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью предупреждения и выявления нарушений законности.
Только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.
Для того чтобы
прокурорский надзор за точным и единообразным
исполнением законов
Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.
К чему это приводит на практике?
Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не изменяется.
Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.
Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.
Наконец, государство
устанавливает различного рода ответственность
за допущенное нарушение закона в
зависимости от степени опасности
нарушения. Ответственность может
быть уголовной, административной, материальной
или дисциплинарной, но она должна
неотвратимо наступить. Известно, что
безнаказанность ведет к
Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов:
- законы и подзаконные акты;
- исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь;
- надзор за точным и единообразным исполнением законов;
- ответственность за допущенное нарушение закона.
Поэтому, когда
речь идет об укреплении законности, государство,
его органы власти и управления должны
разработать меры в направлениях
совершенствования
Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве—это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.
Забота государства,
его законодательных и
-в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.
-в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.
-в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.
-в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.
Все это вместе
взятое должно способствовать процессу
формирования правового государства,
обеспечения верховенства закона. Ни
один государственный орган, коллектив
или общественная организация, ни одно
должностное лицо или гражданин,
какое бы положение в обществе
они не занимали, не освобождается
от обязанности подчиняться
Принятая в республике
в 1994 г. Конституция создала
Перестройка работы судов, прокуратуры, органов внутренних дел и юстиции, которой сейчас заняты органы законодательной и исполнительной власти, направлена на то, чтобы была надежно обеспечена охрана интересов государства, органов государственной власти и управления, различного рода общественных формирований, и, прежде всего, прав и законных интересов граждан. Деятельность этих органов должна быть организована таким образом, чтобы каждое совершенное преступление было раскрыто, чтобы по нему было произведено полное, объективное и всесторонне расследование, чтобы ни одно виновное лицо не избежало законного наказания и, в то же время, чтобы ни одно невиновное лицо не было привлечено к уголовной ответственности и осуждено.
Органам прокуратуры
принадлежит важнейшее место
в системе государственных
Деятельность
органов прокуратуры будет по-
На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г.
Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность прокуратуры в РБ является Закон «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993 г. с изменениями и дополнениями.
Согласно Конституции,
единую централизованную систему органов
прокуратуры возглавляет
Согласно закону,
прокуратура Республики Беларусь состоит
из республиканской прокуратуры, являющейся
центральным аппаратом системы
органов прокуратуры, прокуратур областей
и приравненной к ним прокуратуры
города Минска. Кроме того к ней
относятся прокуратуры городов (районов),
межрайонные прокуратуры, а также
специализированные прокуратуры, которые
могут назначаться и
Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.
Как уже говорилось,
возглавляет систему
Приказ Генерального прокурора РБ руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.
Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.
Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.
Инструкция, утверждаемая
Генеральным прокурором, предусматривает
порядок производства каких-либо процессуальных
или оперативных действий. В Инструкции
может быть предусмотрен порядок
ведения статистической отчетности,
учета и регистрации
Генеральному прокурору подначалены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).
Республиканская
прокуратура представляет собой
центральное звено системы
Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г. Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей (г. Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.
Прокуроры областей
имеют несколько (обычно 2-3) заместителей.
В структуре областных
Основным звеном
органов прокуратуры являются прокуратуры
городов, районов, межрайонные и
приравненные к ним прокуратуры.
Возглавляются они
Кроме того, в соответствии
со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут
назначаться прокуроры для
При прокуратурах
областей (г. Минска) и республиканской
прокуратуре могут
Информация о работе Понятие, основные отрасли, акты прокурорского надзора