Понятие, основные отрасли, акты прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Описание

В соответствии с Конституцией РБ и Законом « О прокуратуре В РБ» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности . Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности.
Наряду с прокурорским надзором соблюдение законности в государстве обеспечивается государственным контролем. Контроль в большинстве случаев производится вместе с проверкой непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управлениями специальными органами или их должностными лицами.

Работа состоит из  1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 38.87 Кб (Скачать документ)

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор РБ (в качестве председателя), его первый заместитель  и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных  прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители  по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором РБ по представлению соответствующего прокурора.

В структуре  прокурорских органов можно также  выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры  состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также  начальников ( заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственный  аппарат прокуратур областей, г. Минска и приравненных к ним состоит  из старших следователей по важнейшим  делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный  аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

Следователи прокуратуры  проводят расследования по делам  о преступлениях, отнесенных законом  к их компетенции, а также по любым  другим по указанию прокурора.

 

Глава 2. Основные отрасли прокурорского надзора

 

В прокурорском надзоре выделяют четыре направления, именуемых «отраслями прокурорского  надзора». Все они закреплены в  разделе III Закона о прокуратуре, где  каждой из них посвящена отдельная  глава.

Первой и  наиважнейшей отраслью является общий  надзор, т.е. надзор за исполнением закона органами власти и управления, предприятиями, учреждениями и организациями, должностными лицами и гражданами. Предметом этой отрасли надзора является точное и единообразное исполнение законов всеми юридическими и физическими лицами, указанными в ст. 2 Закона о прокуратуре, т.е. республиканскими и местными органами государственного и хозяйственного управления и контроля, местными Советами народных депутатов и другими органами местного самоуправления, воинскими формированиями и учреждениями, органами государственной безопасности,  внутренних дел и милиции, субъектами хозяйствования независимо от принадлежности и форм собственности, учреждениями и организациями, политическими партиями, другими общественными и религиозными объединениями, должностными лицами и гражданами.

Существует  ряд ограничений: при проведении надзора прокуратура не вмешивается  в оперативно-производственную деятельность предприятий, учреждений и организаций  и проводит проверки лишь на основе извещений и других наличных данных о нарушениях законности, которые  требуют непосредственного прокурорского  реагирования.

В процессе проверки прокурор имеет право, игнорируя  все виды пропускных режимов, входить  на территорию и в помещения любых  предприятий, учреждений и организаций, независимо от форм собственности и  подведомственности, а также иметь  доступ к их документации, требуя от должностных лиц предоставления издаваемых ими приказов, инструкций, распоряжений, решений, других актов, необходимых  документов и материалов, статистики. Он может назначить проверку или ревизию деятельности, экспертизу по материалам, донесениям и заявлениям, поступившим в прокуратуру. Должностные лица обязаны приступить к выполнению требований прокурора в течение 10 дней после их поступления, если иное не оговорено прокурором.

В процессе проверки прокурор может вызывать к себе должностных  лиц и граждан, требуя от них объяснений по поводу допущенных нарушений. Также, в случаях, предусмотренных законом, он имеет право требовать у  них декларации об источниках доходов.

В компетенцию  прокуроров в пределах общего надзора  также входит проверка законности административного  задержания граждан и применения к ним мер воздействия за административные правонарушения; освобождение своим  решением лиц, незаконно подвергнутых административному задержанию несудебными  органами.

Если в процессе общего надзора прокурор выявит какие-либо нарушения, то он (или его заместитель) вправе:

-опротестовать акты поднадзорных органов, а также решения и действия должностных лиц.

-опротестовать в установленном порядке постановления по делам об административных правонарушениях.

-вносить представления с требованиями об устранении нарушений закона, причин нарушений и условий, которые им способствуют, выносить предписания об устранении нарушений закона.

-официально предупреждать должностных лиц, граждан о недопущении ими дальнейших нарушений закона.

-в установленном порядке решать вопросы о привлечении виновных к уголовной либо административной, возбуждать дисциплинарные дела, ставить вопросы о роспуске местных Советов, которые не выполняют требований законодательных актов.

-оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на противоречащий закону правовой акт или оставление его без рассмотрения, предъявлять в суда иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, а также граждан и юридических лиц, лишенных возможности самостоятельно защищать свои интересы.

Второй отраслью надзора является надзор за исполнением  законов органами, которые выполняют  оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие. Сущность этой отрасли раскрыта в  гл. 2 раздела III Закона о прокуратуре. Согласно ст. 23, предметом подобного надзора является исполнение всеми органами, которые осуществляют оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, требований закона с целью обеспечения защиты личности, государства и юридических лиц от преступных покушений, исполнения предусмотренного законом порядка рассмотрения заявлений и донесений о преступлениях, исполнения оперативно-розыскных мероприятий, возбуждения уголовных дел, расследования преступных деяний, приостановления и закрытия уголовных дел, а также соблюдения сроков ведения расследования и содержания под стражей.

Также целью  этой отрасли надзора является недопущение  незаконного привлечения граждан  к уголовной ответственности, соблюдение при ведении следствия требований закона по всестороннему, полному, объективному рассмотрению всех обстоятельств, которые  могут смягчить или усугубить  ответственность обвиняемого, строгое  сохранение прав и законных интересов  участников процесса и других граждан.

В рамках проведения надзора также осуществляются меры по предупреждению преступлений, устранению причин и условий, им способствующих.

В процессе осуществления  надзора прокурор имеет право:

-проверять выполнение требований закона по приему, регистрации и решении заявлений и донесений о совершенных либо готовящихся преступлениях.

-требовать от поднадзорных органов для проверки уголовные дела, документы, материалы и другие сведения о преступлениях, о ходе оперативно-розыскной деятельности, дознания и предварительного следствия.

-рассматривать и решать жалобы на действия и решения лиц, проводящих дознание и предварительное следствие.

-отменять незаконные и необоснованные решения следователей и лиц, которые проводят дознание, а также несоответствующие закону указания и решения глав следственных подразделений и органов дознания.

-санкционировать взятие лица под стражу, проведение обыска, наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию, прослушивание телефонных и других переговоров, эксгумацию, помещение обвиняемого или подозреваемого, которые не содержатся под стражей, в лечебно-психиатрическое учреждение, снятие обвиняемого с должности.

-увеличивать и устанавливать срок расследования и содержания под стражей в качестве меры пресечения в случаях и порядке, установленных законом.    

-возвращать уголовные дела на дополнительное расследование.

-лично участвовать в проведении дознания и предварительного следствия, а также проводить отдельные следственные мероприятия или следствие в полном объеме по любому делу или поручать это подчиненному прокурорскому работнику.

-забирать от органов дознания и передавать следственному подразделению любое уголовное дело, а также забирать дело у одного следователя и поручать начальнику следственного отдела передать его другому следователю с целью более полного и объективного расследования.

-возбуждать уголовные дела и передавать их по подследственности, приостанавливать или закрывать дела, подтверждать обвинительные заключения, направлять уголовные дела в суд.

-при необходимости требовать от начальников органов внутренних дел, государственной безопасности, следственных аппаратов и органов дознания проведения проверок в подчиненных им органах в целях устранения нарушений закона.

Указания Генерального прокурора РБ по вопросам следствия  и дознания, которые не требуют  законодательного регулирования, являются обязательными для исполнения.

Другие права  и обязанности прокурора при  осуществлении надзора по данной отрасли могут регулироваться не только Законом о прокуратуре, но и другими законодательными актами Республики Беларусь.

Предметом следующей  отрасли надзора—надзора за соответствием  закону судебных решений—является законность и обоснованность решений, приговоров и других индивидуально-правовых актов по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях.

При осуществлении надзора  за соответствием закону судебных решений, прокурор имеет право (а в случаях, предусмотренных законом—обязан):

-участвовать в заседаниях суда, в судебном разбирательстве по первой инстанции, в кассационном и надзорном порядке, давать заключение по гражданским делам.

-в случаях и в порядке, предусмотренных законом, приносить частные, кассационные и надзорные протесты по решениям, приговорам и другим актам суда (судьи).

-направлять в суд представления о пересмотре решений и других актов по гражданским делам, а также заключения о возобновлении уголовных дел по вновь открывшимся обстоятельствам.

-в пределах своей компетенции потребовать из суда любое дело (группу дел), по которой решение приговор или другой акт вступили в законную силу, и вносить протест в порядке надзора или же, если это выходит за рамки его компетенции, обращаться к вышестоящему прокурору с просьбой о внесении протеста.

-отозвать внесенный им протест на акт суда (судьи) до начала рассмотрения протеста судом (судьей).

В пределах своей  компетенции прокурор участвует  в рассмотрении судом первой инстанции  гражданских и уголовных дел, дел об административных правонарушениях  в случаях, когда это предусмотрено  законом или признано необходимым  самим прокурором. Объем и пределы  полномочий при этом регулируются процессуальным законодательством.

В суде прокурор поддерживает государственное обвинение. При этом он руководствуется указаниями закона и своими внутренними убеждениями, основанными на всестороннем рассмотрении обстоятельств дела. Лицо, проводившее  расследование, не может участвовать  в процессе в качестве обвинителя.

Прокурору или  его заместителю (в том числе  и тому, который непосредственно  участвовал в процессе) принадлежит  право принесения в вышестоящий  суд протеста на акты суда, не вступившие в законную силу.  Что же касается актов, вступивших в законную силу, то право на их опротестование, согласно ст. 31 Закона о прокуратуре, принадлежит:

-Генеральному прокурору и его заместителям—на акт любого суда за исключением постановлений Пленума Верховного Суда РБ и Пленума Высшего хозяйственного Суда РБ.

-Прокурорам областей, г. Минска и приравненным к ним—на акты районных (городских) судов, на решение судебной коллегии соответствующего областного (Минского городского) суда, которая рассматривала дело в кассационном порядке; на акт хозяйственного суда, кроме ВХС РБ.

-Протест на постановление судьи по делу об административном правонарушении может вынести прокурор района (города), межрайонный и приравненный к ним прокурор, вышестоящий прокурор или его заместитель

Генеральным прокурором может быть внесено на рассмотрение Пленума Верховного Суда РБ или Пленума  Высшего Хозяйственного Суда РБ представление  о даче ими судам в пределах своей компетенции разъяснений  по вопросам применения законов при  рассмотрении вопроса.

Последней отраслью прокурорского надзора является надзор за исполнением законов в  местах содержания заключенных, предварительного заключения, при исполнении наказания  и других мер принудительного  характера, назначаемых судом.

Предметом этой отрасли надзора в Законе о  прокуратуре называется законность в местах содержания заключенных, предварительного заключения, исправительно-трудовых и  других учреждениях, которые исполняют  наказания и другие меры принудительного  характера, назначаемые судом, соблюдение установленного законодательством  порядка и условий содержания или отбывания наказания лицами в вышеуказанных учреждениях, их прав и выполнение ими своих обязанностей, а также законность исполнения наказания, не связанного с лишением свободы.

Информация о работе Понятие, основные отрасли, акты прокурорского надзора