Понятие, основные отрасли, акты прокурорского надзора

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 14:23, реферат

Описание

В соответствии с Конституцией РБ и Законом « О прокуратуре В РБ» прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов представляет собой самостоятельную отрасль государственной деятельности . Как самостоятельная отрасль права прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов в государстве определяется совокупностью правовых норм, регулирующих систему и структуру органов прокуратуры, принципы и условия их организации и деятельности, полномочия прокуроров по установлению и устранению нарушений законности, средства прокурорского реагирования на нарушения закона и процессуальные акты, исходящие от прокуроров как блюстителей законности.
Наряду с прокурорским надзором соблюдение законности в государстве обеспечивается государственным контролем. Контроль в большинстве случаев производится вместе с проверкой непосредственно вышестоящими по отношению к подконтрольным и проверяемым объектам органами управлениями специальными органами или их должностными лицами.

Работа состоит из  1 файл

Прокурорский надзор.docx

— 38.87 Кб (Скачать документ)

При осуществлении  надзора в этой отрасли, прокурор может в любое время посетить указанные места, ознакомиться с  документами, на основании которых  лица подвергнуты наказанию, своим  постановлением освободить тех, кто  незаконно содержится в местах лишения  свободы или в других подобных учреждениях. Также  он проверяет соответствие законодательству ведомственных актов вышеуказанных учреждений, опротестовывает их в случае необходимости и следит за соблюдением прав лиц, подвергнутых задержанию, административному аресту, предварительному взятию под стражу, осужденных к лишению свободы и лиц, подвергнутых иным мерам наказания или мерам принудительного характера.

 

Глава 3. Акты прокурорского надзора.

 

Актами прокурорского  надзора являются:

- протест;

- представление;

- предписание;

- официальное предупреждение;

- постановление.

Обнаружив незаконные действия или противозаконный акт  управления, прокурор приносит протест.

Согласно ст.35 Закона о прокуратуре РБ, протест  выносится на противоречащие закону приказы, инструкции, решения, распоряжения, постановления и иные акты управления. Протесты выносятся либо в органы, издавшие эти акты, либо в вышестоящие  органы.

Принесение  прокурором протеста на акт, нарушающий охраняемые законом права и свободы  граждан, а также  в иных, предусмотренных законом случаях, приостанавливает действие такого акта дот рассмотрения протеста. Орган управления, в который был принесен протест обязан рассмотреть его в 10-дневный срок и сообщить  прокурору результаты рассмотрения. При этом протест может быть удовлетворен или отклонен. В отношении лиц, своевременно не рассмотревших протест, прокурор имеет право поставить вопрос перед вышестоящим органом управления о привлечении к дисциплинарной ответственнсти. О дне рассмотрения протеста уведомляется прокурор, который может лично участвовать при его рассмотрении.

Протест должен быть юридически обоснованным. Не обоснованные протесты подрывают авторитет органов  прокуратуры, не способствуют укреплению законности, поэтому в протесте должны отмечаться не только факты, но и указываться какой именно закон нарушен. В случае нерассмотрения протеста или его отклонения, прокурор имеет право обратиться  суд с заявлением об отмене акта, который противоречит закону, или прекращении незаконных действий. 

Проблема судебной защиты протеста прокурора назрела  довольно давно и долгое время была предметом обсуждения многих юристов и прокурорских работников. Еще при существовании СССР органы исполнительной власти нередко отклоняли вполне обоснованные протесты прокурора на явные, вопиющие нарушения закона. Не помогало даже обращение к Генеральному прокурору СССР—вышестоящие министерства стойко защищали свои узковедомственные интересы. Согласно ст. 24 Закона о прокуратуре СССР протест прокурора в порядке общего надзора на противоречащий закону акт какого-либо органа обязан был быть рассмотрен этим органом, но это вовсе не означало, что он должен был быть удовлетворен. Причем для его отклонения не надо было даже придумывать веские формулировки: достаточно было любой немотивированной отписки типа «протест рассмотрен и оставлен без удовлетворения».

Законом СССР от 11 июня 1991 г. «О рассмотрении судом обращения  прокурора о признании правового  акта незаконным и о внесении дополнений в Закон СССР «О прокуратуре СССР»» протест прокурора был взят под судебную защиту и к ведению судов была отнесена еще одна категория гражданских дел. Только суд мог признать протест законным и обоснованным или же отклонить.

С принятием  этого закона резко уменьшилось  число отклоненных протестов. Но ликвидация СССР и парад суверенитетов  развалили и союзное законодательство. Протест прокурора в порядке  общего надзора стал снова выходить из-под судебной защиты. Однако Закон  о прокуратуре РБ от 29 января 1993 г. установил, что прокурор или его  заместитель имеют право оспаривать в судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону, или оставление его без  рассмотрения (п. 6 ст. 22). В ст. 35 этого  же закона указано, что «в случае нерассмотрения протеста в установленный срок или его отклонения прокурор имеет право обратиться в суд с заявлением об отмене акта, который противоречит закону». Казалось бы, справедливость торжествует, сделан очередной шаг на пути к правовому государству... Но 6 октября 1994 г. в Закон о прокуратуре были внесены изменения, и п. 6 ст. 22 изложен в новой редакции: прокурор «предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов государства, предприятий, учреждений и организаций государственных форм собственности, а в защиту прав и законных интересов субъектов хозяйствования негосударственных форм собственности и граждан—лишь в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защитить свои интересы».

В новой редакции исчезли слова «оспаривает в  судах необоснованное отклонение протеста на правовой акт, который противоречит закону...». Вместе с этими словами  исчезли и определенные полномочия прокурора при осуществлении  общего надзора. Казалось бы, на самом  деле прокурор не лишен права представлять в суды заявления, а последние  являются формой обращения в суд  по оспариванию протеста. Поэтому  нет и оснований для беспокойства. Но то, что получилось на самом деле, впору охарактеризовать расхожим афоризмом В. С. Черномырдина: «хотели как лучше, а получилось как всегда».

В подтверждение  сказанного—пример из прокурорской практики[3]. Проверкой жалобы Т. было установлено, что он незаконно привлечен к административной ответственности начальником ГАИ Ленинского РОВД г. Гродно. Протест прокурора по этому поводу начальник ГАИ УВД отклонил. Суд, куда прокурор обратился с заявлением на основании п. 6 ст. 22 и ст. 35 Закона о прокуратуре, своим решением его требования удовлетворил, однако председатель областного суда признал решение районного суда незаконным и внес протест в президиум. Последний отменил состоявшееся решение и оставил без рассмотрения заявление прокурора области, мотивировав это следующим образом «...согласно п. 6 ст. 22 Закона о прокуратуре РБ прокурор предъявляет в суды иски и заявления в защиту прав и законных интересов граждан в случаях, если они лишены возможности самостоятельно защищать свои интересы... Каких-то данных о том, что Т. лишен возможности самостоятельно защитить свои интересы и в установленном порядке обжаловать действия должностного лица в связи с наложением административного взыскания не предоставлено. Ссылка прокурора на ст. 35 Закона РБ «О прокуратуре РБ», что в случае отклонения протеста прокурор вправе обратиться в суд с заявлением об отмене противоречащего закону акта, несостоятельна. Данный закон не меняет установленного ст.ст. 224, 227 ГПК РБ порядка обжалования действий органов и должностных лиц в связи с наложением административных взысканий. Заявления прокурора, поданные в соответствии со ст. 35 Закона о прокуратуре, должны рассматриваться по правилам ст.ст. 227-227 ГПК РБ. Для обжалования же административных взысканий установлен специальный порядок.»

Такие примеры  неединичны, и они свидетельствуют, что проблема защиты прокурорского протеста продолжает существовать.

В приведенном  примере интересы гражданина и обязанности  прокурора совпали. Однако бывают и  ситуации, когда они находятся  в противоречии.

Например, начальник РОВД незаконно освободил гражданина от административного взыскания  за правонарушение. Конечно, защищать обратное и требовать себе наказания  гражданин не будет. Протест прокурора  на решение начальника РОВД вышестоящим  должностным лицом отклонен. Что  дальше? По закону, надо обращаться в  суд и требовать отмены незаконного  акта. Но что если суд сошлется на то, что гражданин в данной ситуации должен сам защищать свои интересы и оставит заявление прокурора  без рассмотрения?

Представляется, что для устранения подобных противоречий нужно исходить из конституционных  задач прокуратуры и Закона о  прокуратуре, который наделил прокурора  специальными полномочиями при обнаружении  нарушений закона. Одно из них—опротестование незаконных актов и постановлений  по делам об административным правонарушениям, которые противоречат закону.

Сущность такого подхода  видится не в защите интересов  того или иного субъекта хозяйствования или гражданина путем подачи заявления  в суд, а в защите самой законности и протеста как государственного правового средства прокурорского  надзора за законностью[4].

Представление отличается от протеста тем, что имеет  предупредительный характер. Как  правило, оно вносится в соответствующие  органы в том случае, когда, обобщая  судебно-следственную практику, присутствуя  на  собраниях и совещаниях, прокурор устанавливает факты, свидетельствующие об отсутствии порядка, дисциплины, организованности в каких-либо звеньях управления или в работе должностных лиц. В представлении необходимо указать, кто виновен в нарушениях законов и какие меры следовало бы принять для устранения причин, порождающих эти нарушения, и предотвращении возможности их повторения. Представления должны быть основаны на достоверных фактах и внесены своевременно. Как и протест они подлежат безотлагательному рассмотрению органом или должностным лицом, которому они адресованы. О принятых мерах в месячный срок должно быть письменно сообщено прокурору.

Прокурор имеет  право выносить предписания о  немедленном устранении нарушений  закона. Предписание выносится в  случаях, когда нарушение закона носит явный характер и может  причинить существенный вред правам и законным интересам государства, предприятия, учреждения или гражданина. Предписания подлежит немедленному исполнению, о чем безотлагательно  сообщается прокурору. При несогласии с требованием, содержащимся в предписании, оно может быть обжаловано вышестоящему прокурору, который обязан рассмотреть такую жалобу в десятидневный срок. Обжалование не приостанавливает исполнение предписания. На практике довольно часто встречаются устные обращения прокурора к руководителям органов управления.

Официальное предупреждение прокурора о недопустимости нарушения  закона выносится письменно, объявляется  должностным лицам и гражданам  в целях предупреждения правонарушения при наличии сведений о готовящихся  противоправных действиях. В случае неисполнения требований, изложенных в официальном предупреждении, лицо, которому оно объявлено, может быть привлечено к ответственности в  установленном законом порядке.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы :

1.    Конституция Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996;

2.   Закон Республики Беларусь «О прокуратуре Республики Беларусь» от 29 января 1993. с изменениями и дополнениями от 20 июня 1996;

3.    В. И. Басков «Курс прокурорского надзора», М., «БЕК», 1998;

4.   И. И. Мартинович «Наше правосудие», Мн., 1983;

В. Парамонов. Судебная защита протеста прокурора // Судовы веснік, 1995., № 7


Информация о работе Понятие, основные отрасли, акты прокурорского надзора