Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- раскрытие процессуального положения прокурора в досудебном производстве и при разбирательстве дела в суде;
- раскрытие процессуального положения следователя и дознавателя: процессуальная самостоятельность, полномочия, проблемы взаимоотношений с прокурором и начальником следственного отдела;
- рассмотрение процессуального положения таких участников как частный обвинитель, потерпевший и гражданский истец.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОКУРОР - УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ 6
1.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 6
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 9
1.3. Участие прокурора в судебном следствии 17
2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Прокурор 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

СОДЕРЖАНИЕ 
 

ВВЕДЕНИЕ 4

1. ПРОКУРОР  - УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ  6 
1.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела   6 
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии  9 
1.3. Участие прокурора в судебном следствии 17 
2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 

    Участниками уголовного судопроизводства являются все субъекты, наделенные определенными полномочиями для выполнения назначения уголовного судопроизводства (суд, судья, прокурор, следователь и др.), субъекты, защищающие в судопроизводстве свои или представляемые права и законные интересы, подозреваемый, обвиняемый, защитник, представитель, а также иные субъекты, помогающие в совершении процессуальных действий или удостоверяющие их (специалист, эксперт, понятой и др.). Участники уголовного судопроизводства реализуют свои полномочия и права не иначе как в правоотношениях. Общее определение участников уголовного судопроизводства недостаточно для характеристики процессуального предназначения полномочий и прав каждого из них.

    Поэтому все участники уголовного судопроизводства разделены в законе на несколько групп (гл. гл. 5 - 8 раздела II УПК), само наименование которых определяет содержание и целевую направленность участников судопроизводства, включенных в ту или иную группу.

    Здесь выделены "Суд", "Участники уголовного судопроизводства со стороны обвинения", "Участники уголовного судопроизводства со стороны защиты", "Иные участники уголовного судопроизводства".

    Выделение среди основных участников судопроизводства суда и сторон обусловлено самим предметом уголовного судопроизводства, социальным конфликтом, для разрешения которого надо установить, имело ли место преступление, кто его совершил, виновность обвиняемого и др.

    Участники уголовного судопроизводства в зависимости  от направления их деятельности делятся  на "участников со стороны обвинения" и "участников со стороны защиты" (гл. гл. 6, 7 УПК).

    Распределение функции обвинения, функции защиты и разрешение дела между различными участниками процесса или сосредоточение их в одних руках являются самым существенным признаком для характеристики типа процесса.

     Тема  курсовой работы: «Прокурор – участник уголовного процесса со стороны обвинения».

     Актуальность  темы обусловлена тем, что с принятием  и вступлением в действие Уголовно-процессуального кодекса РФ 2001г. (далее -УПК РФ) реформирование уголовно-процессуального законодательства, проводимое в рамках общей судебно-правовой реформы, оказалась далеко не завершенным.В результате произошедших изменений, институт обвинения (уголовного преследования), и регламентация в УПК РФ правового статуса участников уголовного процесса осуществляющих функцию обвинения, получили более четкое оформление. Однако, это вовсе не означает, что не осталось никаких проблем и спорных вопросов.

     Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса  основных участников уголовного процесса со стороны обвинения.

     Достижение  указанной цели предопределяет решение  следующих задач:

- раскрытие  процессуального положения прокурора  в досудебном производстве и при разбирательстве дела в суде;

- раскрытие  процессуального положения следователя  и дознавателя: процессуальная самостоятельность, полномочия, проблемы взаимоотношений с прокурором и начальником следственного отдела;

- рассмотрение  процессуального положения таких  участников как частный обвинитель, потерпевший и гражданский истец. 
 
 
 
 

1. ПРОКУРОР  -  УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА

СО  СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ   

1.1. Прокурор в стадии  возбуждения уголовного  дела

     В настоящее время возбуждение  уголовного дела - это первоначальная стадия уголовного судопроизводства, в ходе которой происходит получение, регистрация, проверка сообщения о преступлении, а в зависимости от результатов проверки содержания решение о возбуждении уголовного дела или об отказе в его возбуждении.

     В соответствии с положениями действующего уголовно - процессуального законодательства и теории российского уголовного процесса стадия возбуждения уголовного дела охватывает деятельность органа дознания, дознавателя, следователя, прокурора с момента поступления сообщения о преступлении до вынесения процессуального решения о возбуждении уголовного дела или отказе в возбуждении дела.

     Прокурор, как и другие субъекты уголовно - процессуальной деятельности, обязан принять, проверить поступившее к нему сообщение о любом готовящемся либо совершённом преступлении и в установленный законом срок решить вопрос о возбуждении, отказе в возбуждении уголовного дела, о передаче сообщения по подследственности, а по делам частного обвинения - по подсудности.

     Особенности процессуального статуса прокурора, определяющие его самостоятельную  и весьма значимую роль в стадии возбуждения уголовного дела, как и во всём досудебном производстве, заключается в наделении его полномочиями всех других участников. Это полномочия по надзору за исполнением законов органами, осуществляющими предварительное расследование.

     Прокурорский  надзор является важной гарантией обеспечения законности и прав граждан при принятии, проверке, разрешении сообщений о преступлениях. В его задачи входит предупреждение, выявление, устранение нарушений установленного законом порядка этой деятельности со стороны органов дознания, дознавателей, следователей, принятие в пределах своей компетенции мер к восстановлению нарушенных в результате несоблюдения данного порядка прав физических и юридических лиц1.

     Вся надзорная деятельность прокурора  ограничена рамками закона. С одной стороны, это номы закона, за исполнением которых осуществляется надзор, с другой, нормы, регламентирующие полномочия прокурора при осуществлении надзора.

     Прокурор  является должностным лицом, уполномоченным в пределах компетенции, предусмотренной  УПК РФ, осуществлять от имени государства уголовное преследование в ходе уголовного судопроизводства, а также надзор за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия.

    Исходя  из важности факта своевременности  и полноты регистрации и учёта сообщений о преступлениях, в пункт 1 части второй ст. 37 УПК РФ включено положение, согласно которому прокурор в ходе досудебного производства уполномочен проверять исполнение требований федерального закона при осуществлении этих действий.

    В ст.37 УПК РФ указано: в ходе досудебного производства по уголовному делу прокурор уполномочен2:

    1) проверять исполнение требований  федерального закона при приеме, регистрации и разрешении сообщений  о преступлениях;

    2) выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства;

     Среди учёных - юристов, обращающихся в разное время к данной проблеме, отсутствует единый подход к её разрешению. Так, авторы монографии по проблемам эффективности прокурорского надзора, изданной в конце 70-х годов прошло века, писали, что эффективность надзора определяется степенью достижения прокурорами целей, поставленных не только в законе, но и в иных нормативных актах3. В других работах по прокурорскому надзору и уголовному процессу, как правило, надзорная деятельность прокурора связывается только с обеспечением средствами прокурорского надзора требований закона4.

     Именно  так решает этот вопрос Федеральный  закон «О прокуратуре в Российской Федерации», в ст. 1 которого сказано: «Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система  органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на её территории законов»5.

     Прокурорами ежегодно выявляется и устраняется  значительное число нарушений закона, допускаемых органами дознания следователями  в ходе этой деятельности, путём  отмены незаконно принятых решений  о возбуждении и отказе в возбуждении уголовных дел, внесения представлений об устранении нарушений закона и обстоятельств, которые им способствуют, использование других мер прокурорского реагирования.

     Это касается, в частности, предоставление прокурору права поручать органу дознания или следователю проверку сообщения о преступлении, распространённого в средствах массовой информации, требовать от последних передачи имеющихся в их распоряжении документов и материалов, подтверждающих сообщение о преступлении, а также данных о лице, предоставившем указанную информацию, права решения вопроса о продлении установленного законом 3-х суточного срока разрешения сообщений о преступлении до 10 суток, а при наличии предусмотренных законом оснований до 30-ти суток. 

1.2. Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии

     При осуществлении надзора за соблюдением  законов при производстве дознания внимание прокурора, прежде всего, обращено на защиту прав и законных интересов, потерпевших от преступлений, обеспечение внимательного рассмотрения их жалоб и заявлений, принятие всех необходимых мер по восстановлению нарушенных прав, обеспечение личной безопасности потерпевших и членов их семей.

     Уголовно - процессуальный закон предоставил  прокурору достаточно широкий перечень полномочий по надзору за процессуальной деятельностью органов дознания и предварительного следствия.

     На  первоначальном этапе расследования  прокуроры, как правило, реализуют полномочия по даче согласия на возбуждение перед судом ходатайства о производстве следственного и иного процессуального действия, допускаются только на основании судебного решения6.

     К таковым следственным и иным процессуальным действиям относятся: избрание меры пресечения в виде заключения под стражу, домашнего ареста и продление срока содержания под стражей; помещение подозреваемого, обвиняемого, не находящегося под стражей в медицинский или психиатрический стационар для производства, судебно - медицинской или судебно - психиатрической экспертизы; производства осмотра жилища при отсутствия согласия проживающих в нём лиц; производство обыска и (или) выемки в жилище; производство личного обыска, за исключением случаев, когда оно производится при задержании подозреваемого; производство выемки предметов и документов, содержащих информацию о вкладах и счётах в банках и иных кредитных организациях; наложение ареста на корреспонденцию, дача разрешения на её осмотр и выемку в учреждениях связи, наложение ареста на имущество, включая денежные средства физических и юридических лиц, находящихся на счетах и во вкладах или на хранении в банках и иных кредитных организациях; временное отстранение подозреваемого или обвиняемого от должности; контроль и запись телефонных и иных переговоров; санкционированию производства следственных и иных процессуальных действий, которые допускаются только с согласия прокурора7.

     Выявив  нарушения закона, прокурор обязан своевременно принять меры по их устранению. В этих целях он может использовать различные формы реализации своих полномочий указанных в УПК РФ8.

     3) требовать от органов дознания и следственных органов устранения нарушений федерального законодательства, допущенных в ходе дознания или предварительного следствия;

     4) давать дознавателю письменные  указания о направлении расследования, производстве процессуальных действий;

     5) давать согласие дознавателю  на возбуждение перед судом  ходатайства об избрании, отмене или изменении меры пресечения либо о производстве иного процессуального действия, которое допускается на основании судебного решения;

Информация о работе Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения