Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа
Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- раскрытие процессуального положения прокурора в досудебном производстве и при разбирательстве дела в суде;
- раскрытие процессуального положения следователя и дознавателя: процессуальная самостоятельность, полномочия, проблемы взаимоотношений с прокурором и начальником следственного отдела;
- рассмотрение процессуального положения таких участников как частный обвинитель, потерпевший и гражданский истец.
ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОКУРОР - УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ 6
1.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 6
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 9
1.3. Участие прокурора в судебном следствии 17
2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
- о методах и средствах защиты секретной информации;
Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов27.
Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.
Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод28.
Основания
прокурорской проверки законности при
осуществлении оперативно-
Проверки
исполнения Федерального закона «Об
оперативно-розыскной
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б)
по результатам изучения материалов
уголовных дел о нераскрытых
преступлениях или при
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности29.
Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп:
1.
Полномочия, урегулированные правовыми
нормами института
-
беспрепятственно входить на
территорию и в помещения
-
получать доступ (при наличии
соответствующего допуска к
-
проверять исполнение законов
и ведомственных правовых
-
требовать от руководителей и
других должностных лиц
-
возбуждать производство об
-
требовать привлечения лиц,
-
делать предостережения о
-
опротестовывать
-
вносить представления об
Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства30.
2.
Полномочия, урегулированные правовыми
нормами института
-
право рассматривать и
- право разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
-
принимать меры по
3.
Полномочия, урегулированные правыми
нормами института
4. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре).
Прокурор имеет право:
-
участвовать в рассмотрении
-
участвовать в рассмотрении
-
предъявлять в суды общей
-
приносить кассационные и
- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу31.
5.
Полномочия, урегулированные иными
правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст.
21 Федерального закона «Об
Прокурор вправе проверять:
а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
б) законность и обоснованность решений о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;
в)
соблюдение обязательности регистрации
дел оперативного учета и других
оперативно-служебных
г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;
д)
наличие полномочий у лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную
е)
соблюдение определенного Федеральным
законом «Об оперативно-
ж)
наличие оснований для
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;
з)
своевременность уведомления
К
полномочиям прокурора при
1)
ознакомление с документами,
2) дача письменных указаний об осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;
3)
отмена необоснованных
4)
направление в суд жалоб,
5)
требование письменных
6) опротестование противоречащих закону приказов и указаний руководителей органов, осуществляющих ОРД;
7)
внесение представлений по
8) при обнаружении признаков преступления проведение проверок в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).
Информация о работе Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения