Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 23:32, курсовая работа

Описание

Целью данной работы является исследование уголовно-процессуального статуса основных участников уголовного процесса со стороны обвинения.
Достижение указанной цели предопределяет решение следующих задач:
- раскрытие процессуального положения прокурора в досудебном производстве и при разбирательстве дела в суде;
- раскрытие процессуального положения следователя и дознавателя: процессуальная самостоятельность, полномочия, проблемы взаимоотношений с прокурором и начальником следственного отдела;
- рассмотрение процессуального положения таких участников как частный обвинитель, потерпевший и гражданский истец.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 4
1. ПРОКУРОР - УЧАСТНИК УГОЛОВНОГО ПРОИЗВОДСТВА
СО СТОРОНЫ ОБВИНЕНИЯ 6
1.1. Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 6
1.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 9
1.3. Участие прокурора в судебном следствии 17
2. НАДЗОР ПРОКУРОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ ОРГАНАМИ ДОЗНАНИЯ И ПРЕДВАРИТЕЛЬНОГО СЛЕДСТВИЯ 24
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35

Работа состоит из  1 файл

Прокурор 2.doc

— 180.50 Кб (Скачать документ)

     - о методах и средствах защиты  секретной информации;

     Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов27.

     Соблюдение  принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

     Важным  моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, является реальное обеспечение  органами прокуратуры установленных  Законом об ОРД прав граждан, в  отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод28.

     Основания прокурорской проверки законности при  осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

     Проверки  исполнения Федерального закона «Об  оперативно-розыскной деятельности» проводить:

     а) по обращениям граждан, юридических  и должностных лиц;

     б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

     в) в плановом порядке, в том числе  по указанию вышестоящего прокурора;

     г) в других случаях, с учетом состояния  законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

     Уполномоченный  прокурор вправе, не дожидаясь поступления  к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности29.

     Таким образом, полномочия прокурора по надзору  за ОРД можно разделить на пять групп:

     1. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:

     - беспрепятственно входить на  территорию и в помещения органов,  осуществляющих оперативно-розыскной  деятельностью, при предъявлении служебного удостоверения;

     - получать доступ (при наличии  соответствующего допуска к сведениям и материалам, составляющим государственную тайну) к их документам и материалам, в том числе ведомственным правовым нормативным актам, регулирующим осуществление оперативно-розыскной деятельности;

     - проверять исполнение законов  и ведомственных правовых нормативных актов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения;

     - требовать от руководителей и  других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

     - возбуждать производство об административных  правонарушениях;

     - требовать привлечения лиц, нарушивших  закон, к иной установленной законом ответственности;

     - делать предостережения о недопустимости нарушения закона должностным лицам органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;

     - опротестовывать противоречащие  закону правовые акты органов,  осуществляющих оперативно-розыскную  деятельность. Например, постановления о заведении дел оперативного учета; постановления о продлении сроков производства оперативной проверки (разработки); постановления о проведении оперативно-розыскных мероприятий; постановления о возбуждении ходатайств о даче разрешений на прослушивание телефонных переговоров, обследование жилых помещений, контроль почтовых отправлений, телеграфных переговоров, снятие информации с технических каналов связи; постановления о прекращении дел оперативного учета; постановления о передаче результатов оперативно-розыскной деятельности органу дознания, следователю, прокурору или в суд (судье);

     - вносить представления об устранении  нарушений закона в органы, осуществляющие  оперативно-розыскную деятельность.

     Протесты, обращения в суд, представления  должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства30.

     2. Полномочия, урегулированные правовыми  нормами института прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина (ст. 27 Закона о прокуратуре):

     - право рассматривать и проверять  заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;

     - право разъяснять пострадавшим  порядок защиты их прав и  свобод;

     - принимать меры по предупреждению  и пресечению нарушений прав  и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.

     3. Полномочия, урегулированные правыми  нормами института прокурорского надзора за следствием и дознанием (ст. 30 Закона о прокуратуре):

     4. Полномочия, урегулированные правыми нормами института прокурорского надзора за законностью судебных постановлений (ст.ст. 35, 36 Закона о прокуратуре).

     Прокурор  имеет право:

     - участвовать в рассмотрении судом  жалоб граждан на нарушения  их прав и свобод, допущенных  в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности;

     - участвовать в рассмотрении судьей  ходатайств органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, о даче согласия на ограничение конституционных прав граждан (на обследование жилого помещения, прослушивание телефонных переговоров, контроль почтовых отправлений, телефонных и иных сообщений, снятие информации с технических каналов связи);

     - предъявлять в суды общей юрисдикции  и арбитражные суды иски, как  в интересах граждан, так и  в интересах предприятий, учреждений, организаций;

     - приносить кассационные и частные  протесты на незаконные или  необоснованные решения, приговоры, определения суда или постановления судьи;

     - истребовать из суда любое  дело или категорию дел, по  которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу31.

     5. Полномочия, урегулированные иными  правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст. 21 Федерального закона «Об оперативно-розыскной  деятельности», приказами Генерального  прокурора РФ «Об организации  надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207).

     Прокурор  вправе проверять:

     а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения  и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;

     б) законность и обоснованность решений  о проведении или прекращении оперативно-розыскных мероприятий, соблюдение установленных условий и порядка их проведения, а также использования результатов оперативно-розыскной деятельности;

     в) соблюдение обязательности регистрации  дел оперативного учета и других оперативно-служебных материалов, законность постановки и снятия с оперативного и иных видов учета лиц, в отношении  которых заводились такие дела и материалы;

     г) соответствие оперативно-розыскных мероприятий целям и задачам оперативно-розыскной деятельности, а также соблюдение недопустимости применения информационных систем и технических средств, наносящих ущерб жизни и здоровью людей и причиняющих вред окружающей среде;

     д) наличие полномочий у лиц, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, а также принимающих решения  о заведении, продлении сроков и прекращении ведения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, проведении оперативно-розыскных мероприятий, представлении результатов оперативно-розыскной деятельности следователю, руководителю следственного органа, органа дознания или в суд;

     е) соблюдение определенного Федеральным  законом «Об оперативно-розыскной  деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;

     ж) наличие оснований для проведения оперативно-розыскных мероприятий, в том числе тех, разрешения на которые даны судом.

     Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;

     з) своевременность уведомления судей  органами, осуществляющими оперативно-розыскную  деятельность, о проведении без разрешения судьи в случаях, не терпящих отлагательства и могущих привести к совершению тяжкого или особо тяжкого преступления, а также при наличии данных о событиях и действиях (бездействии), создающих угрозу государственной, военной, экономической или экологической безопасности государства, оперативно-розыскных мероприятий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина на тайну переписки, телефонных и иных переговоров, почтовых отправлений, телеграфных и иных сообщений, в том числе передаваемых по сетям электронной, электрической и почтовой связи, а также право на неприкосновенность жилища; наличие оснований для проведения таких оперативно-розыскных мероприятий в экстренном режиме32.

     К полномочиям прокурора при осуществлении  им проверки и восстановлении нарушенных прав и свобод граждан, защите конституционных гарантий от нарушений со стороны должностных лиц, осуществляющих ОРД, следует относить такие формы и методы прокурорской деятельности, как:

     1) ознакомление с документами, содержащими  сведения об основаниях, порядке и объективности проведения ОРМ;

     2) дача письменных указаний об  осуществлении по уголовным делам оперативно-розыскных мероприятий, расширении их комплекса либо требования их прекращения;

     3) отмена необоснованных постановлений  органа дознания, следователя о возбуждении уголовного дела, вынесенных в соответствии со ст. 146 УПК РФ;

     4) направление в суд жалоб, проверка  которых относится к исключительной компетенции судей;

     5) требование письменных объяснений  от должностных лиц, осуществляющих ОРД и допускающих нарушение закона при проведении ОРМ;

     6) опротестование противоречащих  закону приказов и указаний руководителей органов, осуществляющих ОРД;

     7) внесение представлений по поводу  выявленных нарушений закона  должностными лицами этих органов  с выражением требования отстранения  их от дальнейшего ведения  оперативных разработок;

     8) при обнаружении признаков преступления проведение проверок в соответствии с требованиями ст. 144 УПК РФ и принятие соответствующих решений (п. 9 Приказа Генерального прокурора № 207).

Информация о работе Прокурор как участник уголовного процесса со стороны обвинения