Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:54, курсовая работа
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Введение 3
Глава 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
Глава 2. Процессуальный статус прокурора 10
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 10
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 12
2.3 Участие прокурора в судебном следствии 22
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Государственному обвинителю необходимо помнить, что «вопрос должен быть сформулирован так, чтобы допрашиваемый не мог извлечь из него никакой информации, и вынужден был обращаться к своей памяти»28.
Формы,
в которых государственный
Обычно
проводится допрос определенного лица
судом и другими участниками
судебного процесса. Перекрёстным допросом
называется допрос одного лица, при
котором стороны могут
Для
государственного обвинителя навыки владения
перекрёстным допросом являются обязательными,
поскольку они позволяют
Не менее важной формой допроса, является шахматный допрос. Сущность его заключается в том, что при допросе одного лица допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам. Его цель состоит в том, чтобы подтвердить или опровергнуть показания иного лица.
Большую сложность у прокурора, поддерживающего государственное обвинение, может вызвать конфликтная ситуация, складывающаяся при допросе, когда допрашиваемый даёт ложные показания. Чаще это относится к допросу подсудимых, реже потерпевших и свидетелей. При изменении показаний наиболее целесообразными тактическими приёмами, применяемыми государственным обвинителем, можно считать следующие:
1. побуждение допрашиваемого к раскаянию;
2. акцентировать внимание на первых ложных показаниях;
3.
убеждение допрашиваемого в
4. детализация показаний;
5. использование противоречий;
6.
оглашение ранее данных
7.
повторное разъяснение об
Одним из важных следственных действий в судебном разбирательстве является производство экспертизы.
Экспертиза в судебном заседании назначается в следующих случаях:
1.
В ходе судебного
2.
Суд по ходатайству участников
процесса или по собственной
инициативе признаёт
3.
Суд сочтёт заключение
4. Суд признаёт имевшиеся в деле заключения экспертизы недостаточными или вызывающими сомнение в правильности и назначает повторную экспертизу29.
В указанных ситуациях прокурор вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в суде или в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.
Важное значение для установления фактических обстоятельств уголовного дела и правильного его разрешения имеет исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления. Прокурору следует ходатайствовать о проведении осмотра в случаях, когда отдельные обстоятельства дела не могут быть правильно поняты без непосредственного ознакомления с обстановкой места происшествия, либо в суде выяснились новые обстоятельства, проверка которых невозможна без изучения определенной местности или помещения.
Ходатайствуя о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.
Государственный обвинитель вправе ходатайствовать о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в этом возникает необходимость. Следует учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.
Вопрос о целесообразности производства следственного эксперимента в ходе судебного заседания у государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда:
1.
В материалах предварительного
следствия имеются пробелы,
2.
При изучении и оценки
3. В ходе судебного следствия выявлены новые обстоятельства дела, нуждающиеся в экспериментальной проверке.
Следственные эксперименты в ходе судебного заседания могут быть следующих видов:
1.
Эксперименты возможности
2.
Эксперименты по выяснению
3.
Эксперименты по проверке
После
рассмотрения всех доказательств
Дополнение судебного следствия выражается в самых различных формах: в постановке вопросов допрошенным лицам и заявлении ходатайств об оглашении показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.
Таким
образом, выполняя функции государственного
обвинителя в судебном разбирательстве,
прокурор должен и вполне может, как
показывает практика, поддерживать обвинение
со всей энергией, настойчиво и умело,
делать это лишь в меру доказанности, не
упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого,
обязан сам строжайше соблюдать закон,
выступать против любых его нарушений.
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением
законов органами дознания и предварительного
следствия
Согласно Приказу Генерального прокурора РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.
На уполномоченных прокуроров для обеспечения их доступа к материалам ОРД в установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.
Указанная
организационная особенность
Так же данное положение закреплено в п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной тайне». Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:
-
о силах, средствах, об
-
о лицах, сотрудничающих или
сотрудничавших на
- о методах и средствах защиты секретной информации;
Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении или организации надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов32.
Соблюдение принципа законности заключается в безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.
Важным моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД, является реальное обеспечение органами прокуратуры установленных Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод33.
Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.
Проверки исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить:
а) по обращениям граждан, юридических и должностных лиц;
б)
по результатам изучения материалов
уголовных дел о нераскрытых
преступлениях или при
в) в плановом порядке, в том числе по указанию вышестоящего прокурора;
г) в других случаях, с учетом состояния законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов по выявлению подготавливаемых, совершаемых или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.
Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе