Прокурорский надзор в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:54, курсовая работа

Описание

Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
Глава 2. Процессуальный статус прокурора 10
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 10
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 12
2.3 Участие прокурора в судебном следствии 22
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41

Работа состоит из  1 файл

Курсовая по УПП.doc

— 182.00 Кб (Скачать документ)

     Государственному  обвинителю необходимо помнить, что  «вопрос должен быть сформулирован  так, чтобы допрашиваемый не мог  извлечь из него никакой информации, и вынужден был обращаться к своей памяти»28.

     Формы, в которых государственный обвинитель осуществляет допрос, являются специфическими по сравнению со стадией предварительного расследования. В суде может быть проведён основной, перекрёстный и шахматный допрос.

     Обычно  проводится допрос определенного лица судом и другими участниками  судебного процесса. Перекрёстным допросом называется допрос одного лица, при  котором стороны могут поочередно ставить ему вопросы по одному и тому же обстоятельству в целях проверки, уточнения или дополнения его показаний.

     Для государственного обвинителя навыки владения перекрёстным допросом являются обязательными, поскольку они позволяют вскрыть  противоречия, уточнить детали, уличить  допрашиваемого в даче ложных показаний, наконец, существенно дополнить показания.

     Не  менее важной формой допроса, является шахматный допрос. Сущность его заключается  в том, что при допросе одного лица допрашивающий попутно ставит вопросы другим лицам. Его цель состоит  в том, чтобы подтвердить или опровергнуть показания иного лица.

     Большую сложность у прокурора, поддерживающего  государственное обвинение, может  вызвать конфликтная ситуация, складывающаяся при допросе, когда допрашиваемый  даёт ложные показания. Чаще это относится к допросу подсудимых, реже потерпевших и свидетелей. При изменении показаний наиболее целесообразными тактическими приёмами, применяемыми государственным обвинителем, можно считать следующие:

     1. побуждение допрашиваемого к  раскаянию;

     2. акцентировать внимание на первых ложных показаниях;

     3. убеждение допрашиваемого в необходимости  говорить правду;

     4. детализация показаний;

     5. использование противоречий;

     6. оглашение ранее данных показаний;

     7. повторное разъяснение об уголовной  ответственности за дачу ложных показаний.

     Одним из важных следственных действий в  судебном разбирательстве является производство экспертизы.

     Экспертиза  в судебном заседании назначается  в следующих случаях:

     1. В ходе судебного разбирательства  выявлены факты, для исследования  которых требуется производство экспертизы (часто связано с неполнотой предварительного следствия);

     2. Суд по ходатайству участников  процесса или по собственной  инициативе признаёт необходимым  производство экспертизы в суде  экспертом, осуществлявшими её  на предварительном следствии;

     3. Суд сочтёт заключение экспертизы  проведённой на предварительном  следствии или ранее в судебном  заседании, недостаточно ясным  или полным и выносит определение  о проведении дополнительной  экспертизы;

     4. Суд признаёт имевшиеся в деле заключения экспертизы недостаточными или вызывающими сомнение в правильности и назначает повторную экспертизу29.

     В указанных ситуациях прокурор вправе ходатайствовать о проведении экспертизы в суде или в судебном учреждении. При обсуждении вопроса о назначении экспертизы прокурору следует дать оценку возможности её проведения. Экспертиза может быть назначена в любой момент судебного следствия.

     Важное  значение для установления фактических  обстоятельств уголовного дела и  правильного его разрешения имеет  исследование вещественных доказательств, осмотр места происшествия, эксперимент. Судебный осмотр местности и помещения производится тогда, когда есть необходимость получить дополнительные сведения об обстановке, в которой произошло преступление. Судебный осмотр позволяет суду и участникам процесса непосредственно воспринять и изучить обстановку совершения преступления. Прокурору следует ходатайствовать о проведении осмотра в случаях, когда отдельные обстоятельства дела не могут быть правильно поняты без непосредственного ознакомления с обстановкой места происшествия, либо в суде выяснились новые обстоятельства, проверка которых невозможна без изучения определенной местности или помещения.

     Ходатайствуя  о проведении осмотра, обвинитель должен не только указать обстоятельства, требующие его проведения, но и сформулировать конкретные цели осмотра, а именно: изучить и оценить обстановку на месте; зафиксировать или изъять следы или иные вещественные доказательства, сохранившиеся на месте и не изъятые следователем; уяснить условия, способствовавшие совершению преступления.

     Государственный обвинитель вправе ходатайствовать  о проведении осмотра вещественных доказательств в любой момент судебного следствия, когда в  этом возникает необходимость. Следует  учесть, что результаты осмотра могут быть использованы при производстве других следственных действий - допросах подсудимых, потерпевших, свидетелей, экспертов.

     Вопрос  о целесообразности производства следственного  эксперимента в ходе судебного заседания  у государственного обвинителя может возникнуть в случаях, когда:

     1. В материалах предварительного  следствия имеются пробелы, для  устранения которых нужен эксперимент;

     2. При изучении и оценки результатов  следственного эксперимента возникли  сомнения в их достоверности;

     3. В ходе судебного следствия выявлены новые обстоятельства дела, нуждающиеся в экспериментальной проверке.

     Следственные  эксперименты в ходе судебного заседания  могут быть следующих видов:

     1. Эксперименты возможности восприятия (видеть, слышать) какого-либо события;

     2. Эксперименты по выяснению возможности  совершения каких-либо действий;

     3. Эксперименты по проверке наличия  у лица определённых навыков30

     После рассмотрения всех доказательств председательствующий опрашивает участников процесса, желают ли они дополнить судебное следствие и чем именно.

     Дополнение  судебного следствия выражается в самых различных формах: в  постановке вопросов допрошенным лицам  и заявлении ходатайств об оглашении  показаний, не явившихся свидетелей, документов, характеризующих личность подсудимого, в допросе новых свидетелей и представлении новых документов.

     Таким образом, выполняя функции государственного обвинителя в судебном разбирательстве, прокурор должен и вполне может, как  показывает практика, поддерживать обвинение  со всей энергией, настойчиво и умело, делать это лишь в меру доказанности, не упуская фактов, говорящих в пользу подсудимого, обязан сам строжайше соблюдать закон, выступать против любых его нарушений. 

 

Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 

     Согласно  Приказу Генерального прокурора  РФ от 21 декабря 2007 года № 207 «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» обеспечение надзора возложено на прокуроров субъектов Федерации, приравненных к ним военных и других специализированных прокуроров, прокуроров городов и районов, других территориальных военных и специализированных прокуроров, а также выделенных для этой цели приказами прокуроров субъектов Российской Федерации уполномоченных прокуроров, а в Генеральной прокуратуре РФ - на заместителей Генерального прокурора РФ, Главного военного прокурора и его заместителей, начальников управлений и отделов и их заместителей, старших помощников, старших прокуроров и прокуроров в соответствии с их функциональными обязанностями. Эти прокуроры являются уполномоченными прокурорами, осуществляющими надзор за исполнением законов органами, осуществляющими ОРД.

     На  уполномоченных прокуроров для обеспечения  их доступа к материалам ОРД в  установленном порядке оформляется специальный допуск. Перечень уполномоченных прокуроров доводится до соответствующих органов, осуществляющих ОРД.

     Указанная организационная особенность прокурорского  надзора вытекает из требований Закона об ОРД о том, что сведения об используемых или использованных при проведении негласных оперативно-розыскных мероприятий силах, средствах, источниках, методах, планах и результатах оперативно-розыскных мероприятий, а также о лицах, внедренных в организованные преступные группы, о штатных негласных сотрудниках и о лицах, оказывающих содействие на конфиденциальной основе, составляют государственную тайну31.

     Так же данное положение закреплено в  п. 4 ст. 5 Федерального Закона «О государственной  тайне». Сведения в области разведывательной, контрразведывательной и оперативно-розыскной деятельности входят в перечень сведений составляющих государственную тайну. К ним относятся сведения:

     - о силах, средствах, об источниках, о методах, планах и результатах  разведывательной, контрразведывательной  и оперативно-розыскной деятельности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные сведения;

     - о лицах, сотрудничающих или  сотрудничавших на конфиденциальной  основе с органами, осуществляющими  разведывательную, контрразведывательную и оперативно-розыскную деятельность;

     - о методах и средствах защиты  секретной информации;

     Особенностью, характеризующей содержание прокурорской деятельности при осуществлении  или организации надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими ОРД, является обеспечение соблюдения ими установленных Законом об ОРД принципов этой деятельности: законности, уважения прав и свобод личности, конспирации выполнения каких-либо действий оперативно-розыскного характера, сочетания гласных и негласных методов32.

     Соблюдение  принципа законности заключается в  безусловном исполнении правовой основы ОРД, которую составляют Конституция  РФ, УПК РФ, УК РФ, Закон об ОРД  и иные правовые акты, которые издают органы, осуществляющие ОРД в пределах своей компетенции. Указанные правовые акты не могут противоречить действующим законам.

     Важным  моментом в раскрытии содержания прокурорского надзора за исполнением  законов органами, осуществляющими  ОРД, является реальное обеспечение  органами прокуратуры установленных  Законом об ОРД прав граждан, в отношении которых применялись ОРМ, путем разъяснения их права на обращение с жалобой в суд или в вышестоящие органы ОРД, если граждане считают, что были допущены нарушения при ограничении их прав и свобод33.

     Основания прокурорской проверки законности при осуществлении оперативно-розыскной деятельности изложены в п. 5 Приказа Генерального прокурора РФ «Об организации надзора за исполнением Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» от 21.12.2007 № 207.

     Проверки  исполнения Федерального закона «Об оперативно-розыскной деятельности» проводить:

     а) по обращениям граждан, юридических  и должностных лиц;

     б) по результатам изучения материалов уголовных дел о нераскрытых  преступлениях или при поступлении  информации о ненадлежащем реагировании на поручение следователя, руководителя следственного органа, органа дознания или определение суда по уголовным делам, находящимся в их производстве, а также в связи с ненадлежащим исполнением требований и поручений уполномоченного прокурора;

     в) в плановом порядке, в том числе  по указанию вышестоящего прокурора;

     г) в других случаях, с учетом состояния  законности в этой сфере деятельности и отсутствия положительных результатов  по выявлению подготавливаемых, совершаемых  или совершенных преступлений, при раскрытии преступлений, розыске обвиняемых или подозреваемых по уголовным делам и лиц, без вести пропавших.

Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе