Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Октября 2011 в 23:54, курсовая работа
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Введение 3
Глава 1. Принципы организации и деятельности прокуратуры 5
Глава 2. Процессуальный статус прокурора 10
2.1 Прокурор в стадии возбуждения уголовного дела 10
2.2 Полномочия прокурора на дознании и предварительном следствии 12
2.3 Участие прокурора в судебном следствии 22
Глава 3. Надзор прокурора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия 29
Заключение 38
Список использованной литературы 41
Уполномоченный прокурор вправе, не дожидаясь поступления к нему информации о нарушениях закона, допущенных органами, осуществляющими оперативно-розыскной деятельность, производить прокурорские проверки законности осуществления оперативно-розыскной деятельности34.
Таким образом, полномочия прокурора по надзору за ОРД можно разделить на пять групп:
1. Полномочия, урегулированные правовыми нормами института прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов. Данные полномочия прокурора закреплены в ст. 22 Закона о прокуратуре, согласно которым прокурор вправе:
-
беспрепятственно входить на
территорию и в помещения
-
получать доступ (при наличии
соответствующего допуска к
-
проверять исполнение законов
и ведомственных правовых
- требовать от руководителей и других должностных лиц органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, предоставления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений, выделения специалистов для решения возникших вопросов, проведения проверок, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных органов, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность;
-
возбуждать производство об
-
требовать привлечения лиц,
-
делать предостережения о
-
опротестовывать
-
вносить представления об
Протесты, обращения в суд, представления должны быть оформлены по правилам секретного делопроизводства35.
2.
Полномочия, урегулированные правовыми
нормами института
- право рассматривать и проверять заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении в процессе осуществления оперативно-розыскной деятельности прав и свобод человека и гражданина;
- право разъяснять пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
- принимать меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлекать к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба.
3.
Полномочия, урегулированные правыми
нормами института
4.
Полномочия, урегулированные правыми
нормами института
Прокурор имеет право:
-
участвовать в рассмотрении
-
участвовать в рассмотрении
-
предъявлять в суды общей
-
приносить кассационные и
- истребовать из суда любое дело или категорию дел, по которым решение, приговор, определение или постановление вступили в законную силу36.
5.
Полномочия, урегулированные иными
правовыми нормами (ст. 37 УПК, ст.
21 Федерального закона «Об
Прокурор вправе проверять:
а) законность, обоснованность и соблюдение установленного порядка заведения и прекращения дел оперативного учета и иных оперативно-служебных материалов, сроков и порядка их ведения;
б)
законность и обоснованность решений
о проведении или прекращении
оперативно-розыскных
в)
соблюдение обязательности регистрации
дел оперативного учета и других
оперативно-служебных
г)
соответствие оперативно-розыскных
мероприятий целям и задачам
оперативно-розыскной
д)
наличие полномочий у лиц, осуществляющих
оперативно-розыскную
е) соблюдение определенного Федеральным законом «Об оперативно-розыскной деятельности» перечня оперативно-розыскных мероприятий;
ж)
наличие оснований для
Учитывать, что срок действия вынесенного судьей постановления о разрешении проведения оперативно-розыскного мероприятия, ограничивающего конституционные права человека, исчисляется непрерывно в сутках со дня его вынесения и не может превышать шести месяцев, если иное не указано в самом постановлении. Дальнейшее продление допускается по новому судебному решению на основании вновь представленных материалов;
з)
своевременность уведомления
К
полномочиям прокурора при
1)
ознакомление с документами,
2)
дача письменных указаний об
осуществлении по уголовным
3)
отмена необоснованных
4)
направление в суд жалоб,
5)
требование письменных
6)
опротестование противоречащих
закону приказов и указаний
руководителей органов,
7)
внесение представлений по
8)
при обнаружении признаков
Таким
образом, законодателем предусмотрен
последовательный комплексный подход
к реализации прав граждан как в виде их
соблюдения со стороны субъектов ОРД,
так и путем использования лицами права
на защиту, применения (восстановления)
прав вышестоящими органами, органами
прокуратуры и судом, включая привлечение
виновных к соответствующей ответственности.
Заключение
В ходе исследования вопросов поставленных в данной работе, пришли к следующим выводам:
Прокуратура РФ играет важную роль в охране и защите прав и свобод граждан, интересов общества и государства, укреплении законности и правопорядка, способствуя становлению и развитию демократического правового государства.
Полномочия, организация и порядок деятельности прокуратуры определяются Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации". В соответствии со ст. 4 Закона о прокуратуре принципами организации и деятельности органов прокуратуры являются централизация, независимость, законность, гласность, рассмотренные в данной работе.
Осуществляя уголовное преследование от имени государства, прокурор является его полномочным представителем в области уголовного судопроизводства. При осуществлении надзора за процессуальной деятельностью органов дознания и органов предварительного следствия прокурор с одной стороны обязан добиваться, чтобы ни один гражданин не подвергся незаконному и необоснованному уголовно-процессуальному принудительному воздействию, а с другой стороны, чтобы ни одно лицо, совершившее преступление, не избежало установленной законом ответственности. Поэтому задачи прокурорского надзора в сфере деятельности органов дознания и предварительного следствия носят двоякий характер и равнозначны по своему значению. Первая состоит в своевременном принятии предусмотренных законом мер к устранению всяких нарушений закона (прокурорский надзор), от кого бы они ни исходили. Вторая задача заключается в принятии мер (уголовное преследование), направленных на выполнение органами дознания и предварительного следствия требований закона о быстром и полном раскрытии преступлений, об изобличении виновных, о создании условий для справедливого наказания каждого лица, совершившего преступление.
Уголовное преследование прокуратуры - это процессуальная и организованная деятельность обвинителя, направленная на привлечение к уголовной ответственности предполагаемого виновника преступления, собирание обвинительных доказательств на досудебной подготовке материалов уголовного дела, обеспечение интересов обвинения в ходе судебного контроля на стадии предварительного расследования, и доказывание вины подсудимого в суде, как первой инстанции, так и в вышестоящих инстанциях, а также, на реализацию наказания в отношении осужденного по приговору суда.
Информация о работе Прокурорский надзор в уголовном процессе