Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:01, курсовая работа
В практической деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда еще имеют место случаи незаконного уголовного преследования. Это может проявляться в следующем: к уголовной ответственности привлекалось лицо, не причастное к совершению преступления; уголовному преследованию подвергался обвиняемый, в действиях которого отсутствует состав преступления; подсудимый осуждался за преступление, которого не совершал; обвиняемый был заключен под стражу без достаточных к тому оснований; лицо необоснованно подвергалось применению принудительных мер медицинского характера и т.д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, правовая основа и значение………………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Возникновение и развитие института………………………….…8
ГЛАВА 3. Основания и условия возникновения права на реабилитацию….11
ГЛАВА 4. Признание права на реабилитацию……………………………….15
ГЛАВА 5. Компенсационно-востановительные меры по реабилитации.
5.1. Возмещение имущественного вреда…………………………….17
5.2. Возмещение морального вреда…………………………………..22
ГЛАВА 6. Восстановление иных прав реабилитированного………………..26
ГЛАВА 7. Условия и порядок восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам……………………………………..………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
СОДЕРЖАНИЕ.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………
ГЛАВА 1. Реабилитация в уголовном
судопроизводстве: понятие, правовая основа
и значение……………………………………………………
ГЛАВА 2. Возникновение и развитие института………………………….…8
ГЛАВА 3. Основания и условия возникновения права на реабилитацию….11
ГЛАВА 4. Признание права на реабилитацию……………………………….15
ГЛАВА 5. Компенсационно-
5.1. Возмещение имущественного вреда…………………………….17
5.2. Возмещение морального вреда…………………………………..22
ГЛАВА 6. Восстановление иных прав реабилитированного………………..26
ГЛАВА 7. Условия и порядок восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам……………………………………..………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………
Введение
Общество заинтересованно не только в том, чтобы каждый преступник понес справедливое наказание, но и в том, чтобы не один невиновный не был подвергнут уголовному преследованию.
В практической деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда еще имеют место случаи незаконного уголовного преследования. Это может проявляться в следующем: к уголовной ответственности привлекалось лицо, не причастное к совершению преступления; уголовному преследованию подвергался обвиняемый, в действиях которого отсутствует состав преступления; подсудимый осуждался за преступление, которого не совершал; обвиняемый был заключен под стражу без достаточных к тому оснований; лицо необоснованно подвергалось применению принудительных мер медицинского характера и т.д.
Причинами незаконного уголовного
преследования могут быть: получение
по уголовному делу недостоверной
При условии таких негативных
последствий незаконного
Целью данной работы является
изучения оснований и условий
реабилитации, комплекса компенсационно-
1. Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, правовая основа и значение.
Согласно ч.2 ст.6 УПК уголовное преследование и назначение виновному справедливого наказания в той же мере отвечают назначению уголовного судопроизводства, что и отказ от уголовного преследования невиновных, освобождение их от наказания, реабилитация каждого, кто необоснованно подвергся уголовному преследованию.
Понятие "реабилитация" происходит от немецкого "rehabilitation" и означает возвращение в прежнее состояние; восстановление. В пункте 34 ст. 5 УПК реабилитация определена как порядок восстановления прав и свобод лица, незаконно и необоснованно подвергнутого уголовному преследованию, и возмещения причиненного ему вреда.[1]
Элементами механизма
реабилитации должны выступать, с одной
стороны, отмена незаконного и необоснованного
решения и признание права
на реабилитацию, а с другой - устранение
причиненных неправомерным
Правовую основу реабилитации в Российской Федерации составляют:
• статья 53 Конституции;
• международные договоры РФ: Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод 1950 г. (ч. 5 ст. 5) и Протокол № 7 к данной Конвенции (ст. 3), Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (ч. 5 ст. 9 и ч. 6 ст. 14), Конвенция против пыток и других жестоких и бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания 1984 г. (ч. 1 ст. 14), Римский статут Международного Уголовного Суда 1998 г. (ст. 85) и другие.
• глава 18 УПК.[3]
В УПК названные положения нашли отражение в принципе охраны прав и свобод человека и гражданина (ч.4 ст.11): вред, причиненный лицу в результате нарушения его прав и свобод судом, а также должностными лицами, осуществляющими уголовное преследование, подлежит возмещению по основаниям и в порядке, установленными УПК, т.е. ст. 133-139.
В соответствии с УПК реабилитированным считается лицо, имеющее право на возмещение вреда, причиненного ему в связи с незаконным или необоснованным уголовным преследованием.[4] Таким правом обладают: оправданный - во всех случаях; подозреваемый, обвиняемый, подсудимый, осужденный, а также лицо, к которому были применены принудительные меры медицинского характера, - при наличии предусмотренных п. 2-5 ч. 2 ст. 133 УПК условий.
Право на возмещение вреда
принадлежит не только реабилитированному,
но также любому лицу, незаконно
подвергнутому мерам
Кроме того, ст.139 УПК предусмотрено право на возмещение вреда юридическим лицам. Такое право возникает в случаях, если юридическое лицо выступает в уголовном судопроизводстве в качестве потерпевшего, гражданского истца, гражданского ответчика, а также, если оно не является участником уголовного судопроизводства, но его права и законные интересы затрагиваются проведением процессуальных действий и принятием процессуальных решений.
Причиненный в результате
уголовного преследования вред возмещается
государством, но не за счет органа или
должностного лица, допустивших незаконное
уголовное преследование, а за счет
казны Российской Федерации, а в
случаях, предусмотренных законом,
- за счет казны субъекта Российской
Федерации или казны
Вред возмещается в полном объеме, независимо от вины должностных лиц, осуществляющих уголовное судопроизводство. Взыскание понесенных государством расходов с конкретных должностных лиц, виновных в незаконных действиях, в порядке регресса допускается, если их вина установлена приговором суда, вступившим в законную силу (ч. 3 ст. 1081 ГК РФ), т.е. если вред причинен в результате преступных действий.
В соответствии с ч. 1 ст. 133 УПК право на реабилитацию включает в себя три составляющих: 1) право на возмещение имущественного вреда; 2) право на устранение последствий морального вреда; 3) право на восстановление в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.
Вред, причиненный юридическим лицам незаконными действиями (бездействием) и решениями суда, прокурора, следователя, дознавателя, органа дознания, возмещается государством в полном объеме в порядке и в сроки, установленные для физических лиц (ст. 139 УПК). Однако некоторые особенности все же имеются. Так, возмещается вред, причиненный имуществу юридического лица и его деловой репутации; компенсация морального вреда (физических или нравственных страданий) юридическому лицу не осуществляется. На основании ч. 7 ст. 152 ГК РФ защита деловой репутации юридического лица осуществляется по правилам возмещения морального вреда: в средствах массовой информации публикуются сведения о неправомерности действий и решений в отношении юридического лица (ч. 3 ст. 136 УПК). Кроме того, вред, причиненный деловой репутации, в денежном выражении может быть возмещен в порядке гражданского судопроизводства (ч. 2 ст. 136 УПК).[5]
Значение института
Один из них - масштабы, в
которых он должен реализоваться. Кроме
того, и в наши дни продолжается
процесс реабилитации жертв политических
репрессий прошлых лет. Восстановление
прав и законных интересов всех названных
лиц предполагает не только отмену
незаконных решений, опорочивших их
доброе имя. Пострадавшим от злоупотреблений
и ошибок судов и других правоохранительных
органов, их должностных лиц факт
оправдания или прекращения уголовного
дела в связи с реабилитирующими
обстоятельствами важен сам по себе:
их репутация полностью очищается,
они вновь обретают "статус"
честных и законопослушных
Другим фактором, предопределяющим
настоятельную необходимость
Среди причин неудовлетворительной реализации рассматриваемого института следовало бы назвать еще один фактор - открыто незаконную и крайне недальновидную линию должностных лиц государственных органов, имеющих касательство к распределению бюджетных средств.[6]
2. Возникновение и развитие института.
Подобной ориентации придерживается законодательство многих современных государств. Оно допускает, в тех или иных пределах, возможность возмещения вреда, причиненного органами расследования, прокуратуры и суда, но при этом обычно как бы предупреждает пострадавшего: хочешь, чтобы был возмещен такой вред, - прими на себя бремя доказывания, докажи, что он (вред) является результатом противоправных действий конкретных должностных лиц, добейся, чтобы были приняты меры к обеспечению гражданского иска, и т. д. Сделать это, естественно, крайне сложно.
Российское законодательство
и практика его применения первых
десятилетий советского периода
не отличались демократизмом и
Поворот к иному решению
рассматриваемых проблем
Понадобилось почти 20 лет для подготовки, согласования и принятия нормативных актов об этом механизме. Основным среди них по праву стал Указ Президиума Верховного Совета СССР от 18 мая 1981 г., определивший общие правила возмещения ущерба (вреда), причиненного гражданину незаконными действиями органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Он также утвердил Положение, детально регламентировавшее реализацию этих правил. Впоследствии была принята Инструкция (от 2 марта 1982 г.), внесены изменения в ч. 2 ст. 89 Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, в УПК 1960 г. включена новая статья (58.1), а также изданы другие акты (в основном ведомственные, дающие решения по частным вопросам).
Особое место в системе актов по вопросам возмещения ущерба занимает упомянутый Закон о реабилитации жертв политических репрессий от 18 октября 1991 г. с неоднократными последующими изменениями и дополнениями. Он касается не всех граждан, когда-либо привлекавшихся к ответственности, а лишь тех, которые подвергались репрессиям по политическим мотивам.
При характеристике законодательства по рассматриваемой проблеме весьма важно иметь в виду и те предписания, которые содержатся в ст. 52 и 53 Конституции РФ, а также в названных выше международных документах.