Реабилитация в уголовном процессе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:01, курсовая работа

Описание

В практической деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда еще имеют место случаи незаконного уголовного преследования. Это может проявляться в следующем: к уголовной ответственности привлекалось лицо, не причастное к совершению преступления; уголовному преследованию подвергался обвиняемый, в действиях которого отсутствует состав преступления; подсудимый осуждался за преступление, которого не совершал; обвиняемый был заключен под стражу без достаточных к тому оснований; лицо необоснованно подвергалось применению принудительных мер медицинского характера и т.д.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, правовая основа и значение………………………………………………………………………4

ГЛАВА 2. Возникновение и развитие института………………………….…8

ГЛАВА 3. Основания и условия возникновения права на реабилитацию….11

ГЛАВА 4. Признание права на реабилитацию……………………………….15

ГЛАВА 5. Компенсационно-востановительные меры по реабилитации.

5.1. Возмещение имущественного вреда…………………………….17

5.2. Возмещение морального вреда…………………………………..22

ГЛАВА 6. Восстановление иных прав реабилитированного………………..26

ГЛАВА 7. Условия и порядок восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам……………………………………..………..28

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32

Работа состоит из  1 файл

реабилитация в уголовном процессе.docx

— 50.80 Кб (Скачать документ)

 

Наряду с возмещением  пенсии и пособия, выплата которых  была приостановлена в связи с  уголовным преследованием, восстанавливаются  пенсионные права. Если реабилитированный  к дню обращения за пенсией не работает или получает заработную плату в меньших размерах, чем до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, то по его просьбе пенсия назначается ему исходя из оклада по должности, занимаемой им до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, или по другой аналогичной должности на день вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела. При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением его от должности, приравнивается по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала осуждению или привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбыванием наказания.[22]

 

В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О  трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности  и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей  засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы, независимо от осуществления какой-либо трудовой и (или) иной деятельности и уплаты страховых  взносов.

 

Жилье возвращается реабилитированному наймодателем. Муниципальные органы или администрация предприятия (в зависимости от принадлежности жилого помещения) обязаны возвратить гражданину ранее занимаемое им жилое помещение, а при невозможности возврата - предоставить ему вне очереди в том же населенном пункте равноценное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи. Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.

 

Важное значение для полной и всесторонней реабилитации лица, пострадавшего в результате уголовного преследования, имеет предусмотренное в уголовно-процессуальном законе восстановление специальных, воинских и почетных званий, классных чинов и возвращение государственных наград, которых гражданин был лишен по приговору суда (ч. 2 ст. 138 УПК).[23]

 

В соответствии с ч. 1 ст. 138 УПК восстановление трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав реабилитированного производится в порядке, установленном  ст. 399 УПК для разрешения вопросов, связанных с исполнением приговора. Поводом для рассмотрения этих вопросов является ходатайство реабилитированного (п. 1 ст. 399).

 

Гражданину предоставлено  право подачи искового заявления  в порядке гражданского судопроизводства, если его требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав судом не удовлетворено или  он не согласен с судебным решением (ч. 1 ст. 138 УПК). При этом истец освобождается  от уплаты государственной пошлины  и издержек, связанных с рассмотрением  дела; иск может быть предъявлен по выбору истца - в суде по месту  его жительства или в суде по местонахождению  ответчика; на него не возлагается обязанность  доказывания вины конкретных должностных  лиц, поскольку вред возмещается  без вины причинителя; нет необходимости требовать обеспечения гражданского иска (вред возмещается за счет казны) и т.д.

ГЛАВА 7. Условия и порядок  восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам.

 

В последние годы сложился свой порядок восстановления нарушенных прав лиц, подвергшихся судебным и иным репрессиям по политическим мотивам. Основные положения этого порядка установлены  Законом РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий». Их можно было бы свести к следующим:

 

1. В качестве основания  для восстановления прав в  таком порядке может служить  факт лишения или ограничения  прав и свобод по политическим  мотивам судами либо другими  органами, наделявшимися судебными функциями ("особые совещания", "тройки" и др.), а равно органами исполнительной власти в административном порядке.

 

Содержание оснований  для признания лица жертвой политических репрессий и соответственно для  возмещения причиненного ему вреда  и предоставления льгот раскрывается в ст. 1-5 Закона РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий». В частности, в ст. 1 по поводу понятия политических репрессий  сказано:

 

"Политическими репрессиями  признаются различные меры принуждения,  применяемые государством по  политическим мотивам, в виде  лишения жизни или свободы,  помещения на принудительное  лечение в психиатрические лечебные  учреждения, выдворения из страны  и лишения гражданства, выселения  групп населения из мест проживания, направления в ссылку, высылку  и на спецпоселение, привлечения к принудительному труду в условиях ограничения свободы, а также иное лишение или ограничение прав и свобод лиц, признававшихся социально опасными для государства или политического строя по классовым, социальным, национальным, религиозным или иным признакам, осуществлявшееся по решениям судов и других органов, наделявшихся судебными функциями, либо в административном порядке органами исполнительной власти и должностными лицами и общественными организациями или их органами, наделявшимися административными полномочиями".

 

Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:

 

• дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;

 

• дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей  или одного из них, необоснованно  репрессированных по политическим мотивам.

 

Уточнен круг лиц, которые  могут быть признаны жертвами политических репрессий, в указах Президента РФ от 14 марта 1996 г. N 378, от 23 апреля 1996 г. N 602, от 8 июня 1996 г. N 858 и от 18 июня 1996 г. N 931.

 

2. Производство по восстановлению  прав лиц, пострадавших от репрессий  по политическим мотивам, начинается  по их инициативе или по  инициативе правоохранительных  органов.

 

На первом этапе решается вопрос о том, было ли данное лицо необоснованно  подвергнуто репрессиям по политическим мотивам. Делается это по-разному: факты применения мер административного характера (ссылка, высылка, спецпоселение и т. д.) должны устанавливаться по заявлениям заинтересованных лиц или организаций органами внутренних дел на основании имеющихся у них архивных данных, а факты применения репрессий судебными или квазисудебными учреждениями ("особыми совещаниями", "тройками" и т. п.) - органами прокуратуры по результатам проверки конкретных судебных или иных дел. В последнем случае решение может приниматься по инициативе органов прокуратуры; заявления заинтересованных лиц не требуются. По итогам проверки органы внутренних дел или прокуратуры выдают заинтересованным лицам справку о реабилитации.

 

3. Отказ в выдаче такой  справки, естественно, может быть  обжалован.

 

Если он исходит от органов  внутренних дел, то жалоба рассматривается  в судебном порядке с соблюдением  процедуры, установленной Законом  РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и  свободы граждан" от 27 апреля 1993 г.

 

Отказ органов прокуратуры  в выдаче справки о реабилитации влечет за собой совершенно иные последствия: соответствующий орган прокуратуры  обязан направить все материалы  дела со своим отрицательным заключением  в суд, которому данный вопрос подсуден.

Дела, поступившие с отрицательным  заключением органа прокуратуры, рассматриваются  в судебных заседаниях по правилам пересмотра судебных решений в порядке  надзора. При несогласии с заключением  прокуратуры суд, рассмотревший  дело, вручает необоснованно репрессированному  справку о реабилитации, а при  согласии - копию постановления (определения). Последнее может быть обжаловано заинтересованным лицом в вышестоящий  суд.

Справка о реабилитации является основанием для восстановления нарушенных прав. Пределы восстановления установлены  примерно те же, что и для лиц, на которых распространяются положения  гл. 18 УПК и ст. 1070 ГК. Отличие состоит, пожалуй, лишь в том, что реабилитированным  жертвам политических репрессий  утраченный заработок не возмещается  полностью. Им выплачивается денежная компенсация по правилам, предусмотренным  ст. 15 Закона РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий».

Наряду с восстановлением  прав и денежными выплатами в  виде компенсаций или возмещения вреда реабилитированным предоставляются  ощутимые льготы: они приобретают  право на внеочередное оказание медицинской  помощи, бесплатный проезд всеми видами городского пассажирского транспорта (кроме такси), снижение оплаты жилой  площади, коммунальных услуг и др.[24]

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

 

В данной курсовой работе рассмотрены  оснований и условий реабилитации лиц необоснованно или незаконно  подвергшихся уголовному преследованию, комплекс компенсационно-востановительных мер по реабилитации данных лиц.

Можно сделать вывод о  том что в настоящее время применяется довольно широкий комплекс компенсационно-востановительных мер по реабилитации включающих в себя  право на возмещение имущественного вреда, устранение последствий морального вреда и восстановления в трудовых, пенсионных, жилищных и иных правах.

Кроме того, до сих пор  продолжается процесс реабилитации жертв политических репрессий прошлых  лет. Как отмечено в справке Генеральной  прокуратуры РФ от 29 октября 2004 г., в 1992-2004 гг. пересмотрено 636 302 уголовных  дела в отношении 901 127 человек, по которым  восстановлено доброе имя 637 614 граждан.

Только в январе-сентябре 2004 г. проверено 23160 архивных дел в  отношении 31000 человек; из них 20641 признан  реабилитированным. Работа эта не завершена.

Восстановление прав и  законных интересов всех названных  лиц предполагает не только отмену незаконных решений, опорочивших их доброе имя. Пострадавшим от злоупотреблений  и ошибок судов и других правоохранительных органов, их должностных лиц факт оправдания или прекращения уголовного дела в связи с реабилитирующими обстоятельствами важен сам по себе: их репутация полностью очищается, они вновь обретают "статус" честных и законопослушных граждан. Однако этого мало: реабилитация  также неотвратимо влечет устранение, по возможности, любых негативных последствий  допущенных ошибок или злоупотреблений. Это нужно и тем, кого реабилитируют, и правосудию, иным направлениям правоохранительной деятельности, и поддержанию их престижа на необходимом уровне.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Конституция Российской  Федерации. – М.: «Юридическая  литература».

2. Уголовно-процессуальный  кодекс Российской Федерации . – М.: Изд-во Омега-Л 2005.

3. Гражданский кодекс  Российской Федерации. – Издательство  «Экзамен», 2006.

4. Гражданский процессуальный  кодекс Российской Федерации  с изменениями и дополнениями 2006г. – М.: Эксмо, 2006.

5. Закон РФ от 18. 10. 1991г.  №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации  жертв политических репрессий»

6. Закон РФ от 27 апреля 1993 г "Об обжаловании в суд  действий и решений, нарушающих  права и свободы граждан" .

7. ФЗ от 12. 08. 1995 г. №144-ФЗ (ред. От 02. 12. 2005г) «Об оперативно-розыскной  деятельности» (принят ГД ФС  РФ 05.07. 1995г)

8. ФЗ "О государственной  охране" от 27 мая 1996 г.

9. Указ Президента РФ "О  мерах по реабилитации священнослужителей  и верующих, ставших жертвами  необоснованных репрессий" от 14 марта 1996 г. N 378.

10. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по  реабилитации жертв политических  репрессий" от 23 апреля 1996 г. N 602 (СЗ  РФ, 1996, N 18, ст. 2114).

11. Указ Президента РФ "О дополнительных мерах по  реабилитации лиц, репрессированных  в связи с участием в событиях  в г. Новочеркасске в июне 1962 г." от 8 июня 1996 г. N 858.

12. Постановление Пленума  Верховного Суда РФ "Некоторые  вопросы применения законодательства  о компенсации морального вреда"  от 20 декабря 1994 г. N 10.

 

13. Декларация основных  принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.

14. Положение о порядке  выплаты денежной компенсации  лицам, реабилитированным в соответствии  с Законом РСФСР "О реабилитации  жертв политических репрессий", утвержденное постановлением Правительства  РФ от 16 марта 1992 г. N 160.

15. Положение о порядке  возврата гражданам незаконно  конфискованного, изъятого или  вышедшего иным путем из владения  в связи с политическими репрессиями  имущества, возмещения его стоимости  или выплаты денежной компенсации,  утвержденное постановлением Правительства  РФ от 12 августа 1994 г. N 926 (СЗ РФ, 1994, N 18, ст. 2082; 1995, N 42, ст. 3987; 2001, N 1 (часть II), ст. 130; 2004, N 35, ст. 3639).

16. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности статей 21 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 г.) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешниковой" от 23 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2168).

Информация о работе Реабилитация в уголовном процессе