Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2013 в 22:01, курсовая работа
В практической деятельности органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда еще имеют место случаи незаконного уголовного преследования. Это может проявляться в следующем: к уголовной ответственности привлекалось лицо, не причастное к совершению преступления; уголовному преследованию подвергался обвиняемый, в действиях которого отсутствует состав преступления; подсудимый осуждался за преступление, которого не совершал; обвиняемый был заключен под стражу без достаточных к тому оснований; лицо необоснованно подвергалось применению принудительных мер медицинского характера и т.д.
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. Реабилитация в уголовном судопроизводстве: понятие, правовая основа и значение………………………………………………………………………4
ГЛАВА 2. Возникновение и развитие института………………………….…8
ГЛАВА 3. Основания и условия возникновения права на реабилитацию….11
ГЛАВА 4. Признание права на реабилитацию……………………………….15
ГЛАВА 5. Компенсационно-востановительные меры по реабилитации.
5.1. Возмещение имущественного вреда…………………………….17
5.2. Возмещение морального вреда…………………………………..22
ГЛАВА 6. Восстановление иных прав реабилитированного………………..26
ГЛАВА 7. Условия и порядок восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам……………………………………..………..28
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………31
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………32
Наряду с возмещением пенсии и пособия, выплата которых была приостановлена в связи с уголовным преследованием, восстанавливаются пенсионные права. Если реабилитированный к дню обращения за пенсией не работает или получает заработную плату в меньших размерах, чем до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, то по его просьбе пенсия назначается ему исходя из оклада по должности, занимаемой им до осуждения либо привлечения к уголовной ответственности, или по другой аналогичной должности на день вступления в законную силу оправдательного приговора либо вынесения постановления (определения) о прекращении уголовного дела. При назначении пенсии на льготных условиях или в льготных размерах время содержания под стражей, время отбывания наказания, а также время, в течение которого гражданин не работал в связи с отстранением его от должности, приравнивается по выбору обратившегося за пенсией либо к работе, которая предшествовала осуждению или привлечению к уголовной ответственности, либо к работе, которая следовала за освобождением от уголовной ответственности или отбыванием наказания.[22]
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" гражданам, необоснованно привлеченным к уголовной ответственности и впоследствии реабилитированным, время содержания под стражей засчитывается в страховой стаж наравне с периодами работы, независимо от осуществления какой-либо трудовой и (или) иной деятельности и уплаты страховых взносов.
Жилье возвращается реабилитированному наймодателем. Муниципальные органы или администрация предприятия (в зависимости от принадлежности жилого помещения) обязаны возвратить гражданину ранее занимаемое им жилое помещение, а при невозможности возврата - предоставить ему вне очереди в том же населенном пункте равноценное жилое помещение с учетом действующих норм жилой площади и состава семьи. Временное отсутствие гражданина (нанимателя жилого помещения или членов его семьи), в том числе в связи с осуждением к лишению свободы, само по себе не может служить основанием лишения права пользования жилым помещением.
Важное значение для полной и всесторонней реабилитации лица, пострадавшего в результате уголовного преследования, имеет предусмотренное в уголовно-процессуальном законе восстановление специальных, воинских и почетных званий, классных чинов и возвращение государственных наград, которых гражданин был лишен по приговору суда (ч. 2 ст. 138 УПК).[23]
В соответствии с ч. 1 ст. 138
УПК восстановление трудовых, пенсионных,
жилищных и иных прав реабилитированного
производится в порядке, установленном
ст. 399 УПК для разрешения вопросов,
связанных с исполнением
Гражданину предоставлено право подачи искового заявления в порядке гражданского судопроизводства, если его требование о восстановлении трудовых, пенсионных, жилищных и иных прав судом не удовлетворено или он не согласен с судебным решением (ч. 1 ст. 138 УПК). При этом истец освобождается от уплаты государственной пошлины и издержек, связанных с рассмотрением дела; иск может быть предъявлен по выбору истца - в суде по месту его жительства или в суде по местонахождению ответчика; на него не возлагается обязанность доказывания вины конкретных должностных лиц, поскольку вред возмещается без вины причинителя; нет необходимости требовать обеспечения гражданского иска (вред возмещается за счет казны) и т.д.
ГЛАВА 7. Условия и порядок восстановления прав лиц подвергшихся репрессиям по политическим мотивам.
В последние годы сложился
свой порядок восстановления нарушенных
прав лиц, подвергшихся судебным и иным
репрессиям по политическим мотивам. Основные
положения этого порядка
1. В качестве основания для восстановления прав в таком порядке может служить факт лишения или ограничения прав и свобод по политическим мотивам судами либо другими органами, наделявшимися судебными функциями ("особые совещания", "тройки" и др.), а равно органами исполнительной власти в административном порядке.
Содержание оснований для признания лица жертвой политических репрессий и соответственно для возмещения причиненного ему вреда и предоставления льгот раскрывается в ст. 1-5 Закона РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий». В частности, в ст. 1 по поводу понятия политических репрессий сказано:
"Политическими репрессиями
признаются различные меры
Подвергшимися политическим репрессиям и подлежащими реабилитации признаются:
• дети, находившиеся вместе с репрессированными по политическим мотивам родителями или лицами, их заменявшими, в местах лишения свободы, в ссылке, высылке, на спецпоселении;
• дети, оставшиеся в несовершеннолетнем возрасте без попечения родителей или одного из них, необоснованно репрессированных по политическим мотивам.
Уточнен круг лиц, которые могут быть признаны жертвами политических репрессий, в указах Президента РФ от 14 марта 1996 г. N 378, от 23 апреля 1996 г. N 602, от 8 июня 1996 г. N 858 и от 18 июня 1996 г. N 931.
2. Производство по
На первом этапе решается вопрос о том, было ли данное лицо необоснованно подвергнуто репрессиям по политическим мотивам. Делается это по-разному: факты применения мер административного характера (ссылка, высылка, спецпоселение и т. д.) должны устанавливаться по заявлениям заинтересованных лиц или организаций органами внутренних дел на основании имеющихся у них архивных данных, а факты применения репрессий судебными или квазисудебными учреждениями ("особыми совещаниями", "тройками" и т. п.) - органами прокуратуры по результатам проверки конкретных судебных или иных дел. В последнем случае решение может приниматься по инициативе органов прокуратуры; заявления заинтересованных лиц не требуются. По итогам проверки органы внутренних дел или прокуратуры выдают заинтересованным лицам справку о реабилитации.
3. Отказ в выдаче такой
справки, естественно, может
Если он исходит от органов внутренних дел, то жалоба рассматривается в судебном порядке с соблюдением процедуры, установленной Законом РФ "Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан" от 27 апреля 1993 г.
Отказ органов прокуратуры
в выдаче справки о реабилитации
влечет за собой совершенно иные последствия:
соответствующий орган
Дела, поступившие с отрицательным
заключением органа прокуратуры, рассматриваются
в судебных заседаниях по правилам
пересмотра судебных решений в порядке
надзора. При несогласии с заключением
прокуратуры суд, рассмотревший
дело, вручает необоснованно
Справка о реабилитации является основанием для восстановления нарушенных прав. Пределы восстановления установлены примерно те же, что и для лиц, на которых распространяются положения гл. 18 УПК и ст. 1070 ГК. Отличие состоит, пожалуй, лишь в том, что реабилитированным жертвам политических репрессий утраченный заработок не возмещается полностью. Им выплачивается денежная компенсация по правилам, предусмотренным ст. 15 Закона РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий».
Наряду с восстановлением
прав и денежными выплатами в
виде компенсаций или возмещения
вреда реабилитированным
ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
В данной курсовой работе рассмотрены
оснований и условий
Можно сделать вывод о
том что в настоящее время применяется
довольно широкий комплекс компенсационно-
Кроме того, до сих пор продолжается процесс реабилитации жертв политических репрессий прошлых лет. Как отмечено в справке Генеральной прокуратуры РФ от 29 октября 2004 г., в 1992-2004 гг. пересмотрено 636 302 уголовных дела в отношении 901 127 человек, по которым восстановлено доброе имя 637 614 граждан.
Только в январе-сентябре 2004 г. проверено 23160 архивных дел в отношении 31000 человек; из них 20641 признан реабилитированным. Работа эта не завершена.
Восстановление прав и
законных интересов всех названных
лиц предполагает не только отмену
незаконных решений, опорочивших их
доброе имя. Пострадавшим от злоупотреблений
и ошибок судов и других правоохранительных
органов, их должностных лиц факт
оправдания или прекращения уголовного
дела в связи с реабилитирующими
обстоятельствами важен сам по себе:
их репутация полностью очищается,
они вновь обретают "статус"
честных и законопослушных
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.
1. Конституция Российской Федерации. – М.: «Юридическая литература».
2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации . – М.: Изд-во Омега-Л 2005.
3. Гражданский кодекс
Российской Федерации. –
4. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации с изменениями и дополнениями 2006г. – М.: Эксмо, 2006.
5. Закон РФ от 18. 10. 1991г. №1761-1 (ред. От 10.07. 2005) «О реабилитации жертв политических репрессий»
6. Закон РФ от 27 апреля
1993 г "Об обжаловании в суд
действий и решений,
7. ФЗ от 12. 08. 1995 г. №144-ФЗ
(ред. От 02. 12. 2005г) «Об оперативно-
8. ФЗ "О государственной охране" от 27 мая 1996 г.
9. Указ Президента РФ "О
мерах по реабилитации
10. Указ Президента РФ
"О дополнительных мерах по
реабилитации жертв
11. Указ Президента РФ
"О дополнительных мерах по
реабилитации лиц,
12. Постановление Пленума
Верховного Суда РФ "Некоторые
вопросы применения
13. Декларация основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью, принятая Генеральной Ассамблеей ООН 29 ноября 1985 г.
14. Положение о порядке
выплаты денежной компенсации
лицам, реабилитированным в
15. Положение о порядке
возврата гражданам незаконно
конфискованного, изъятого или
вышедшего иным путем из
16. Постановление Конституционного Суда РФ "По делу о проверке конституционности статей 21 и 16 Закона РСФСР от 18 октября 1991 г. "О реабилитации жертв политических репрессий" (в редакции от 3 сентября 1993 г.) в связи с жалобой гражданки З. В. Алешниковой" от 23 мая 1995 г. (СЗ РФ, 1995, N 22, ст. 2168).