Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2011 в 12:57, курсовая работа
В стадии предварительного расследования на базе действующего законодательства следователи и дознаватели осуществляют следственные действия, необходимые для формирования полноценной доказательной базы по уголовному делу.
Защита прав и законных интересов лиц, пострадавших в результате совершенного преступления, обеспечивается в результате выявления и уголовного преследования лиц, совершивших это преступление1. Для решения данной задачи уголовно – процессуальным законодательством предусмотрен такой институт, как предварительное расследование.
Введение…………………………………………………………………………….3
1. Формы предварительного расследования в российском уголовном процессе: предварительное следствие и дознание…………………………………..............4
1.1 Понятие предварительного расследования……………………………….4
1.2 Субъекты предварительного следствия и дознания………………………6
1.3 Подследственность ………………………………………………………… 7
1.4 Сроки предварительного следствия и дознания…………………………...9
1.5 Процессуальный порядок…………………………………………………..10
2. Взаимодействие предварительного следствия и дознания…………………..12
Заключение…………………………………………………………………………19
Список нормативно – правовых актов и литературы……
По
своим полномочиям дознаватель
близок к следователю. Основное отличие
состоит в том, что дознаватель
менее самостоятелен в
1.3Подследственность
Последственность – это совокупность признаков уголовного дела, которые позволяют установить определенный орган, управомоченный его расследовать.
Предварительное следствие – это основная форма расследования, так как оно обязательно по всем уголовным делам, за исключением тех, по которым производится дознание (ч.ч. 2,3 ст.150 УПК РФ), и дел, возбуждаемых в порядке частного обвинения (ст.318 УПК РФ).
Дознание – это упрощенная форма предварительного расследования, осуществляемого дознавателем или следователем по делу, по которому производство предварительного следствия необязательно (п.8 ст.5 УПК РФ)8.
В силу прямого указания закона дознание производится :
- по делам
публичного обвинения,
- по указанию
прокурора дознание может быть
проведено по иным
- дознание недопустимо
по делам о применении
Следователи Следственного комитета вне зависимости от квалификации преступления (даже если оно по квалификации относится к дознанию или к органам ФСБ) проводят предварительное следствие по преступлением, совершенным в отношении лиц, обладающих служебным иммунитетом или являющихся военнослужащими или должностными лицами правоохранительных органов.
Правом проводить дознание по соответствующему поручению прокурора наделены следователи Органов по контролю за оборотом наркотических средств по делам, отнесенным к «дознавательской» подследственности этих органов.
Части 7 и 8 ст. 151
УПК РФ устанавливают правило, согласно
которому в спорных случаях
При соединении дел приоритет имеет тот орган, к чье предметной подследственности относится более тяжкое преступление. Поэтому орган следствия всегда имеет преимущество перед дознавателем.
Дознание не
производится по тем преступлением,
по которым установлена
Решением прокурора производство предварительного следствия может быть признано обязательным по уголовному делу, относящемуся к компетенции дознания (п. 11 ч.2 ст. 37 УПК РФ) или к частному обвинению (ч.4 ст.20 УПК РФ).
Для начала исчисления срока неважно, какой орган возбудил уголовное дело. Поэтому в срок следствия входит время выполнения неотложных следственных действий органом дознания (ст. 157 УПК РФ), а также время проведенного дознания (ст. 223 УПК РФ) при направлении дела для производства следствия (п.4 ч.1 ст.226 УПК РФ).
Статья 162 УПК РФ не предусматривает оснований для первого продления срока. Однако, учитывая официальное толкование Конституции РФ и международно – правовых актов, данное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 23 марта 1999 г. N5-П, ученые юристы признают, что для продления сроков следствия необходимы основания, которые не позволяют закончить его за 2 месяца. Это должно быть вызвано особенностями дела (большим количеством эпизодов, соучастников и др.), а не особенностями следователя (отпуск, болезнь, занятость другими делами)11.
Верхний предел
срока следствия ограничен
Дознание должно быть закончено в срок до 30 суток. Часть 3 ст. 223 УПК РФ указывает, что при необходимости этот срок может быть продлен прокурором «до 30 суток». Буквальное толкование данной нормы приводит к абсурду (продлить 30 суток до 30 суток невозможно). Если разбираться в данной ситуации, то на мой взгляд данная норма должна выглядеть так – первоначальный 30 – суточный срок дознания продлевается прокурором еще на 30 суток, т.е до 60 суток.
В отличие от
предварительного следствия срок возобновляемого
дознания продлевается в общем порядке,
предусмотренном ч. ч. 3, 4 и 5 ст.223 УПК РФ.
Обращает на себя внимание более либеральный
порядок продления срока дознания в сравнении
с продлением срока предварительного
следствия. Дознание продлевается прокурором
районного уровня до 6 месяцев, а следствие
– соответствующим руководителем Следственного
отдела до 3 месяцев. Такой порядок противоречит
идее дознания как ускоренного и упрощенного
производства по сравнению со следствием.
Вместо продления сроков дознания до 12
месяцев, прокурор даже районного уровня
вправе передать данное уголовное дело
для производства предварительного следствия,
но с обязательным указанием оснований
такой передачи (п. 11 ч.2 ст.37; ч.4 ст. 150 УПК
РФ).
Общее основание для производства следственных действий – процессуальное действие с помощью которого устанавливаются сведения, имеющие значение для дела.
Общие условия производства следственных действий:
а) наличие возбужденного уголовного дела (за исключением осмотра места происшествия, при производстве которого принуждение минимально, осмотре трупа, освидетельствовании, в случаях, не терпящих отлагательства);
б) надлежащий субъект, не подлежащий отводу и принявший дело к своему производству;
в) отсутствие служебного иммунитета.
Привлечение к участию в следственном действии (ч.7 ст.164 УПК РФ) следует отличать от получения содействия органа дознания при осуществлении следственных действий (п.4 ч.2 ст. 38 УПК РФ). Содействие может быть выражено в деятельности обширного круга работников дознания для обеспечения подготовки организационных условий (как оцепление, конвоирование), применения принуждения, безопасности участников следственного действия. Например, содействие оказывается в виде прочесывания местности для последующего осмотра обнаруженных следов. Каждого содействующего сотрудника не обязательно указывать в протоколе следственного действия. А каждого участвовавшего – обязательно (п.3 ч.3 ст.166 УПК РФ). К участию в следственном действии обычно привлекаются оперативные сотрудники, например, для выполнения поисковых действий во время обыска, руководство одной из групп при производстве следственного эксперимента.
При производстве дознания, как правило, отсутствует:
а) процедура привлечения в качестве обвиняемого;
б) сам обвиняемый (он обычно появляется в конце дознания после вынесения обвинительного акта в соответствии с п.2 ч.1 ст. 47, ст.225 УПК РФ);
в) не применяются самые строгие меры пресечения в виде заключения под стражу и домашнего ареста.
Как правило, дознание:
а) нецелесообразно проводить по многоэпизодным и групповыми делам ( соединение дел при дознании ограничено – ст. 153 УПК РФ);
б) не производится
при необходимости при
в) не производится дозновательской группой (не применяются положения ст. 163 УПК РФ);
г) при дознании обычно не осуществляются наложение ареста на почтово – телеграфные отправления (ст.185 УПК), контроль и запись переговоров (ст. 186 УПК). Эти следственные действия по совей продолжительности рассчитаны на несколько месяцев, а небольшой срок дознания в большинстве случаев делает их малоэффективными.
Дознание в
отличие от предварительного следствия
осуществляется в двух видах: либо в полном
объеме в порядке гл. 32 УПК РФ, либо по возбужденному
в рамках дознания по уголовному делу
выполняются неотложные следственные
действия и данное уголовное дело направляется
в соответствии с ч.3 ст. 149 и ч. 3 ст.157 УПК
РФ руководителю соответствующего следственного
органа для производства и окончания предварительного
следствия.
2. Взаимосвязь предварительного следствия и дознания
В правовом регулировании защиты конституционных прав и свобод личности в судопроизводстве по уголовным дела немаловажное значение имеет совершенствование досудебного производства. Анализ существующего в УПК РСФСР института дознания в форме полного расследования преступлений (ст.120 – 121), включающего в себя все атрибуты предварительного следствия, свидетельствует о дублировании дознанием функций последнего. Различна была лишь подследственность преступлений, однако и этот критерий разделения полномочий не выдерживает критики. Так, органы дознания производили расследование сложных по сбору доказательств уголовно наказуемых хулиганств с квалифицирующими признаками. В то же время следователи органов внутренних дел осуществляли расследование уголовных дел, связанных с незаконным оборотом наркотиков, квалифицируемых по ч.1 ст.228 УК РФ (до внесения изменений Федеральным законом от 08.12.2003 № 162-ФЗ), предварительное следствие по которым на практике обычно представляло сложности. При этом расследование в форме дознания, дублируя процедуру предварительного следствия, влекло за собой длительные (не менее 3-4 месяцев) процедуры производства по уголовному делу в целом.
Во многом проблему сокращения сроков предварительного расследования и судебного разбирательства по значительной части преступлений небольшой и средней тяжести (до 350 тыс. в год) решала протокольная форма досудебной подготовки материалов (ст. 414 – 415 УПК РСФСР). Несмотря на высокую эффективность, данная форма расследования из проекта УПК РФ была исключена по причине фактического отсутствия у лиц, чьи интересы оказались затронуты, процессуальных прав, появлявшихся у них лишь по завершении расследования органом дознания обстоятельств совершенного преступлений12.
Введение в УПК РФ сокращенного предварительного расследования в форме дознания в течение 20 дней (ст. 223-225 УПК РФ) при рассмотрении основной части подобных дел мировыми судьями способно, по мнению Власовой Н.А., значительно сократить общие сроки производства по уголовному делу при безусловном обеспечении прав участников уголовного процесса. В целях упрощения процедуры предварительного расследования в форме дознания УПК РФ исключил институт предъявления обвинения, кроме случая, предусмотренного ч. 3 ст.224 УПК РФ, когда в течение 10 суток необходимо составить обвинительный акт в отношении заключенного под стражу подозреваемого или предъявить этому лицу обвинение.
Однако при принятии УПК РФ 18.12.2001 № 174-ФЗ(с изменениями и дополнениями от27.07.2010) в ч.2 ст. 223 УПК РФ были внесены изменения, согласно которым предварительное расследование в форме дознания могло осуществляться по уголовным делам, отнесенным в соответствии ч.3 ст. 150 УПК РФ к компетенции органов дознания, но при условии возбуждения их исключительно в отношении конкретных лиц. Это крайне негативно сказалось на практике реализации положений данной процессуальной нормы, по мнению Власовой Н.А.
Представители Следственного комитета при МВД России еще до вступления в действия нового УПК предсказывали, что подобная формулировка без внесения изменений в другие статьи Кодекса приведет к ситуации, когда большое количество уголовных дел из дознания будет передаваться в следствие. По этой причине расследование уголовных дел по преступлением, представляющим значительную общественную опасность, будет стопориться.
Кроме необоснованной передачи из органов дознания в органы предварительного следствия почти 60% уголовных дел, действующая редакция ч.2 ст.223 УПК РФ привела и к другим отрицательным последствиям:
- органы дознания
фактически лишились
Информация о работе Соотношение предварительного следствия и дознания