Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 17:50, реферат
Субъект права федеральной собственности на землю (Российская Федерация) и лица, выступающие от его имени (уполномоченные в определенном порядке федеральные органы исполнительной власти) устанавливаются в соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 9 и статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности приобретения и
Земельные участки, находящиеся в федеральной собственности
Управление и распоряжение земельными участками, находящимися в федеральной собственности
Собственность субъектов Российской Федерации на землю
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Кафедра общих гуманитарных наук
Специальность «Юриспруденция»
РЕФЕРАТ
На тему: Федеральная собственность на землю.
очного отделения
5 курса
Язынин В.С.
Содержание
В статье 17 Земельного
кодекса Российской Федерации определяются
только основания возникновения
права федеральной
Субъект права федеральной собственности на землю (Российская Федерация) и лица, выступающие от его имени (уполномоченные в определенном порядке федеральные органы исполнительной власти) устанавливаются в соответствии с пунктом 1 статьи 125, пунктом 3 статьи 214 Гражданского кодекса Российской Федерации, пунктом 2 статьи 9 и статьей 29 Земельного кодекса Российской Федерации.
Особенности приобретения и
прекращения, а также порядок
осуществления права
Название статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации не отражает ее содержания, поскольку в этой статье определяются лишь отдельные вопросы, касающиеся права федеральной собственности на землю.
Из пункта 1 статьи 17 Земельного
кодекса Российской Федерации следует,
что право федеральной
Во-первых, федеральная собственность на землю устанавливается непосредственно федеральными законами.
Во-вторых, федеральная собственность выделяется в процессе разграничения государственной собственности на землю.
В-третьих, земельные участки приобретаются Российской Федерации в собственность по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством.
Первые два способа
отграничиваются от оснований возникновения
прав собственности, предусмотренных
в Гражданском кодексе
Из статей 8 и 212 Гражданского кодекса Российской Федерации следует, что гражданские права, в том числе право федеральной собственности на землю может возникнуть на основании актов государственных органов или в результате приобретения имущества по основаниям, допускаемым законом.
Неточность, допущенная в пункте 1 статьи 18 Земельного кодекса Российской Федерации, является прямым следствием неточностей, имеющихся в статье 218 Гражданского кодекса Российской Федерации, которая в отличие от статьи 8 Гражданского кодекса Российской Федерации среди оснований приобретения права собственности не назвала всех возможных вариантов получения имущества в собственность.
Пункт 1 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации почти не внес ничего нового в регулирование вопросов, касающихся возникновения права федеральной собственности на землю. В этом пункте лишь обобщены, содержащиеся в других федеральных законах положения об основаниях возникновения права федеральной собственности.
Имеется много федеральных законов, которые в той и иной форме объявляют земли или земельные участки федеральной собственностью.
К этим федеральным законам относится и сам Земельный кодекс Российской Федерации.
В соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации федеральной собственностью признаны земли промышленности и иного специального назначения, занятые федеральными энергетическими системами, объектами использования атомной энергии, федеральным транспортом, путями сообщения, объектами федеральной информатики и связи, объектами, обеспечивающими космическую деятельность, объектами обороны и безопасности, объектами оборонного производства, объектами, обеспечивающими статус и защиту Государственной границы Российской Федерации, другими объектами, отнесенными к ведению Российской Федерации в соответствии со статьей 71 Конституции Российской Федерации (пункт 4 статьи 87), а также земли государственных заповедников и национальных парков (пункт 6 статьи 95).
В настоящее время в соответствии с федеральными законами в федеральной собственности находятся:
- земли, предоставленные Вооруженным силам Российской Федерации, другим войскам, воинским формированиям и органам (пункт 10 статьи 1 Федерального закона "Об обороне");
- земли, предоставленные внутренним войскам (часть первая статьи 5 Федерального закона "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации");
- земля, предоставленная для размещения и деятельности Железнодорожных войск (пункт 2 статьи 8 Федерального закона "О Железнодорожных войсках Российской Федерации");
- земельные участки органов федеральной службы безопасности (часть третья статьи 22 Федерального закона "Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации");
- земельные участки, находящиеся в ведении федеральных органов правительственной связи и информации (пункт 5 статьи 17 Федерального закона "Об федеральных органах правительственной связи и информации");
- земельные участки, находящиеся в оперативном управлении федеральных органов государственной охраны (пункт 2 статьи 29 Федерального закона "О Государственной охране");
- земельные участки, на которых располагаются, входящие в систему государственного резерва организации (пункт 3 статьи 4 Федерального закона "О Государственном материальном резерве");
- земельные участки, предоставленные для размещения объектов федерального железнодорожного транспорта, ограничиваемых в обороте, а также земельные участки, на которых размещены железнодорожные станции и железнодорожные вокзалы (Федеральный закон "Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта");
- земельные участки, отведенные под соответствующую государственную наблюдательную сеть (пункт 1 статьи 13 Федерального закона "О гидрометеорологической службе");
- земли лесного фонда (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации);
- земли особо охраняемых природных территорий федерального значения (статья 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях);
- земли, занятые находящимися в федеральной собственности водными объектами (статья 36 Водного кодекса Российской Федерации);
- земли, занимаемые предприятиями
и (или) объектами, по роду деятельности
которых созданы закрытые административно-
- земельные участки в городе Москвы, на которых расположены здания, строения и сооружения, где размещены высшие органы законодательной, исполнительной и судебной власти Российской Федерации, Генеральная прокуратура Российской Федерации, Центральный банк Российской Федерации, Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 6 Закона Российской Федерации "О статусе столицы Российской Федерации").
Все вышеперечисленные федеральные законы, в том числе и Земельный кодекс Российской Федерации, были изданы до вступления в силу Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю".
При составлении статье 17 Земельного кодекса Российской Федерации законодатель попытался учесть, как требования Федерального закона "О разграничении государственной собственности на землю", так и сложившуюся до принятия этого закона практику установления собственности Российской Федерации на землю в различных федеральных законах.
Нетрудно догадаться, что такая попытка не могла быть удачной.
Несогласованности между соответствующими федеральными законами слишком очевидны, чтобы их можно было не заметить.
Целесообразно привести несколько примеров.
К федеральной собственности отнесены лесной фонд (статья 19 Лесного кодекса Российской Федерации), значительная часть водных объектов (статья 36 Водного кодекса Российской Федерации), особо охраняемые природные территории федерального значения (пункт 6 статьи 2 Федерального закона "Об особо охраняемых природных территориях").
Таким образом, собственность Российской Федерации уже установлена на земли лесного фонда, земли особо охраняемых природных территорий федерального значения, земли, занятые водными объектами.
В тоже время Федеральный закон "О разграничении государственной собственности на землю" (часть вторая статьи 3) исходит из того, что указанные земли не являются, а должны быть отнесены к федеральной собственности.
Земельный кодекс Российской Федерации (статья 87) установил федеральную собственность на земли обороны и безопасности. Однако этот вопрос уже давно решен Федеральным законом "Об обороне" (статья 1) и другими федеральными законами.
В федеральных
законах при регулировании
Под приобретением земельных участков в федеральную собственность по основаниям, установленным гражданским законодательством, следует понимать возникновение права собственности Российской Федерации на землю в силу какой-нибудь сделки или в результате утраты права собственности другим лицом в порядке, установленном законом.
Появление этой нормы в Земельном кодексе Российской Федерации вряд ли можно считать оправданным. Соответствующие проблемы уже давно решены в Гражданском кодексе Российской Федерации.
Если установление собственности Российской Федерации на землю федеральными законами или при разграничении государственной собственности основано на административном или ином властном подчинение одной стороны другой, то приобретение земельных участков по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством, часто решается уже в совершенно иной правовой сфере.
В пункте 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации гарантируется сохранение права частной собственности на земельные участки, которые ранее были предоставлены гражданам и юридическим лицам из состава земель, находящихся в не разграниченной государственной собственности.
Указанная норма Земельного кодекса Российской Федерации реализует требования статей 8, 9, 35 и 36 Конституции Российской Федерации, которые не только устанавливают частную собственность на землю, но и требуют защищать и охранять ее наряду с другими формами земельной собственности.
Пункт 2 статьи 17 Земельного кодекса Российской Федерации необходимо применять во взаимосвязи с другими нормами Гражданского кодекса Российской Федерации и Земельного кодекса Российской Федерации о частной собственности, а также пунктом 10 статьи 3 Федерального закона "О введение в действие Земельного кодекса Российской Федерации". Согласно этим нормам граждане и юридические лица вправе приобрести в собственность земельные участки, находящиеся в не разграниченной государственной собственности.
Пункт "д" статьи 71 Конституции Российской Федерации отнес к ведению Российской Федерации федеральную государственную собственность и управление ею.
Осуществление управление федеральной собственностью является полномочием Правительства Российской Федерации (пункт "г" части 1 статьи 114 Конституции Российской Федерации).