Экономическая оценка земельных участков как неотъемлемой части аграрной реформы России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:43, реферат

Описание

Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

Содержание

Введение……………………………………………………………….…….3
1. Рынок земли: его элементы и особенности…………….…….….…….5
2. Государственное регулирование аграрных соглашений……………..9
3. Проблемы функционирования земельного рынка в Российской Федерации……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………...25

Работа состоит из  1 файл

Реферат оценка зу.docx

— 42.77 Кб (Скачать документ)

Федеральное агентство по образованию РФ

Волгоградский Государственный  Архитектурно-Строительный Университет

 

Кафедра Экономики и управления проектами в строительстве

 

 

 

 

РЕФЕРАТ

по дисциплине: «Экономическая оценка земельных участков»

«Экономическая оценка земельных участков как неотъемлемой части аграрной реформы России»

 

 

 

Выполнила:

ст.гр.ЭУП 3-07

Абрамова А.В.

Проверил:

Клюшин В.В.

 

 

 

 

Волгоград 2012

Содержание

 

 

Введение……………………………………………………………….…….3

1. Рынок земли: его элементы  и особенности…………….…….….…….5

2. Государственное регулирование  аграрных соглашений……………..9

3. Проблемы функционирования  земельного рынка в Российской  Федерации……………………………………………………………………….16

Заключение………………………………………………………………….23

Список использованной литературы……………………………………...25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Земля, ее недра, леса, животный мир и другие ресурсы составляют основу жизни и деятельности людей. Россия обладает уникальными богатствами, созданными самой природой, и эти  богатства - её земли. На всемирной выставке в Париже наши земли, богатые чернозёмом, были признаны эталоном почвы.

Проблема совершенствования  правового регулирования земельных  отношений в России в последнее  время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых  не только среди юристов, законодателей  и политиков, но и в обществе в  целом. Мнения участвующих в дискуссии  сторон порой противоположны, но все  сходятся в одном: действующее земельное  законодательство не соответствует  современным потребностям регулирования  земельных отношений, так как  Россия перешла на качественно новые  отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.

Провозглашая право свободного владения земельной собственностью, Конституция в статье 36 части 3 устанавливает, что конкретные вопросы правоотношений земельной собственности должны регулироваться Федеральным законом. И поэтому мы бы хотели рассмотреть  вопрос о земельном рынке, который  стал интересовать все более широкие слои населения нашей страны.

Понятие “рынок земли” на современном  этапе было введено после периода, когда про него практически никто  не слышал, поэтому его введение породило различные противоречия при освещение этого вопроса. Это в свою очередь возникло из-за того, что долгое время в нашей стране существовал стереотип, как поведения, так и мышления, что всё общественное, а значит ничьё.

Глобальные преобразования и изменения системы ценностей  породило значительный интерес общества к земельной проблеме.

Целью написания этой работы является попытка анализа земельного в современной России, его проблем  и перспектив развития.

В соответствии с целью  работы были поставлены следующие задачи:

- изучение теоретических  основ рынка земли, его элементов  и особенностей.

- анализ государственного  регулирования аграрных отношений.

- выявление проблем функционирования  земельного рынка в Российской  Федерации и выработка основных  направлений их решения.

Бесплатность пользования  землей являлось одной из главных  причин неэффективного использования  в сельском хозяйстве, высокой землеемкости в градостроительстве и промышленности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Рынок земли:  его элементы и особенности

В социально-экономическом  развитии общества земельным ресурсам, землепользованию и земельным отношениям всегда принадлежит ведущая роль. Поэтому характер и масштабы земельных  преобразований следует рассматривать  как один из решающих факторов, которые  определяют темпы и эффективность  развития национальной экономики, становления  рыночных отношений.

Со времени проведения земельной реформы (1990 г.) в России создан новый земельный строй. В  частности, ликвидирована государственная  монополия на землю, осуществлен  переход к многоукладному землепользованию и многообразию форм собственности  на землю, внедрено платное землепользование. Созданы объективные условия  для разграничения государственной  земельной собственности и развития рыночного оборота земельных  участков. Земля, кроме ее традиционных особенностей (территориальный базис, средство производства, природная среда  и т.п.), стала объектом недвижимости и правовых гражданских отношений.

Однако реформирование земельных  отношений и системы землепользования до настоящего времени, с одной стороны, не дало положительных (особенно в аграрной сфере) результатов и не решило главной  задачи - обеспечение рационального  экологически безопасного и эффективного использования и охраны земельно-ресурсного потенциала, а с другой, - создание отвечающей интересам страны и новым  условиям системы государственного управления и регулирования земельных  отношений. Означенные проблемы следует считать весьма актуальными и требующими уже сегодня неотложного решения, так как особенности новых земельных отношений и системы землепользования страны требуют адекватного управления земельно-ресурсным потенциалом.

Управление земельно-ресурсным  потенциалом страны охватывает весь спектр общественных отношений. Вместе с тем, земельные ресурсы как  основное национальное богатство имеют  ряд особенностей консервативного  характера, которые не зависят от системы общественных отношений  и которые не присущи другим средствам  производства. В частности, земля является продуктом природы и возникла независимо от деятельности людей, земля, в отличие от всех других средств производства, в процессе использования не амортизируется и не уменьшает свои полезные свойства, использование земли связано с постоянством местоположения и ограниченностью пространства, в то время как иные средства производства в меру развития производительных сил количественно увеличиваются и качественно видоизменяются.

Система землепользования представляет собой важнейшую составляющую общей  системы природопользования и хозяйствования, выполняющую особую целевую функцию - обеспечение рационального распределения  и эффективного использования земли, как пространственного базиса размещения производительных сил и жизненно важного природного ресурса общества. Особенно важна эта функция в  сельском хозяйстве, где система  землепользования является неотъемлемой частью региональных агроэкономических  систем. Она представляет собой пространственную структуру, формируемую на принципах  ее устойчивого развития, стабильности целевого использования земельных  ресурсов и создания условий для  нормального ведения хозяйства. Механизм функционирования такой системы  должен формироваться с учетом правовых, экономических, социальных, экологических, природных и других территориальных  особенностей, как на уровне региона, предприятия, так и на уровне его  внутрихозяйственных подразделений. Параметры конкретного землепользования должны обеспечивать его обладателю устойчивость и долговременность удовлетворения потребностей. Стратегически образование  гибкой и многообразной системы землепользования предполагает рациональное сочетание индивидуальных хозяйств, и корпоративных агропромышленных объединений, принципиально новых форм кооперативов и объединений в рамках единой собственности и в определенной мере сохранивших свой статус коллективных хозяйств. Только в этом случае система будет гибкой и динамичной.

Что касается территориального развития России в целом, то здесь  опорными (реперными) точками являются следующие: территориальные и межрегиональные пропорции народного хозяйства, отраслевые и региональные производственные связи, региональные особенности размещения и использования природных ресурсов, направления инновационного развития, территориальная организация размещения населения, формирование региональных народнохозяйственных и территориально-производственных комплексов, проблемы развития Севера и Дальнего Востока.

Земля - особый, наиболее ограниченный и дефицитный ресурс современного мирового сообщества. Специфичность земли состоит в том, что она одновременно выступает в пяти ипостасях: земля - территория страны, главная государствообразующая составляющая; земля - всеобщий пространственный базис, постоянно поддерживаемый за счет определенного соотношения категорий земель; земля - главное средство производства в сельском и лесном хозяйстве; земля - основной компонент окружающей природной среды; земля - кладовая водных, минеральных, лесных и других ресурсов.

Началом земельных преобразований в России послужило принятие в 1990 г. закона «О земельной реформе». Основные результаты проводившейся в 1990-2007 годы в России земельной реформы: ликвидирована государственная монополия на владение землей; осуществлен переход к платному землепользованию; созданы условия для гражданского оборота земельных участков; сформирован слой крестьянских (фермерских) хозяйств; созданы целевые земельные фонды; на качественно новом техническом и технологическом уровнях развернута система государственного земельного кадастра и регистрации прав на недвижимое имущество; введен в действие Единый государственный реестр земель; созданы сертифицированные специальные программные продукты, обеспечивающие автоматизированное ведение земельного кадастра; развернуты соответствующие автоматизированные программно-технические комплексы; завершена для целей налогообложения государственная кадастровая оценка всех категорий земель Российской Федерации; подготовлены необходимые кадры в области регулирования земельных отношений; начато преобразование государственного кадастра в комплексный территориальный кадастр недвижимости.

В России фактически созданы  основы нового земельного строя. Его  характеризуют: современная законодательно-нормативная  база; многообразие форм собственности  на землю; многоукладное и платное  землепользование; обеспечение населения  страны земельными участками; современная  система кадастра и регистрации  прав на землю.

Что касается отдельных регионов страны, то каждый из них имеет природную  специфику, территориальные особенности, в нем складываются своеобразные экономические и социальные условия. Большие пространства России имеют  самые различные климатические  условия, что предопределяет и региональные особенности организации хозяйства. Особое значение имеет территориальное  распределение агроклиматических  ресурсов. Тепло, свет, влага столь  же необходимы для жизни растений, как и поставляемые почвой питательные  вещества.

Глобальная зависимость  современной экономики любой  страны, в том числе и России, от складывающихся тенденций и направлений  мировой экономики в целом  предопределяет направления нового подхода к территориальному использованию триады важнейших ресурсов: земельных (продовольствие), лесных (древесина), водных (пресная вода). Оценка резервов и возможностей наращивания производства продовольствия показывает, что Россия для этого имеет в мире наиболее благоприятные условия.

Земельные ресурсы - самая потребляемая часть окружающей природной среды, экономическая нагрузка на которую имеет постоянную тенденцию возрастания, и, что особо важно, земельные ресурсы представляют пространственную гарантию нормальной жизни и деятельности для нынешнего и будущих поколений. Государственное регулирование отношений на рынке земли РФ рассмотрим в следующей главе.

 

2. Государственное  регулирование аграрных соглашений

Земельная политика - это  сфера деятельности по управлению политическим, социальным и экономическим развитием  страны в пространственном аспекте, а стратегия земельной политики - это долгосрочные наиболее принципиальные установки и планы деятельности государства и его региональных органов управления, направленные на разрешение главных проблем и  задач территориального развития.

Основной целью государственной  земельной политики является создание условий для динамичного, сбалансированного  социально-экономического развития Российской Федерации и ее регионов, повышения  качества жизни населения, обеспечение  реализации гарантированных государством социальных стандартов для каждого  его гражданина независимо от места  проживания, а также углубление процессов  рыночной трансформации на основе роста  потенциала регионов, повышения действенности  управленческих решений, усовершенствования работы и взаимодействия органов  государственной власти и органов местного самоуправления.

В соответствии с ч. 1 ст. 9 Конституции РФ земля используется и охраняется в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Поэтому в подп. 1 п. 1 ст. 6 Кодекса земля рассматривается как природный объект (составная часть природы) и одновременно как природный ресурс с точки зрения ее охраны и использования (извлечения полезных свойств) в целях удовлетворения различных потребностей человека. В этом качестве земля и связанные с ней общественные отношения являются объектом правового регулирования природоохранного и прежде всего земельного законодательства.

Подпункт 2 п. 1 ст. 6 Кодекса  в качестве объекта земельных  отношений называет земельный участок, юридическое определение которого установлено в п. 2 этой же статьи. Одновременно такой участок является недвижимым имуществом, объектом гражданских  прав, вещью в гражданско-правовом смысле. Как и любая другая вещь, земельный участок, отвечающий требованиям  гражданского и земельного законодательства, может предоставляться гражданам  и юридическим лицам, быть предметом  сделок, в результате которых возникают, переходят и прекращаются вещные и иные права на землю. В этом качестве он является объектом не только земельных (связанных с использованием и  охраной земель), но и множества  гражданско-правовых отношений, прежде всего имущественных.

Информация о работе Экономическая оценка земельных участков как неотъемлемой части аграрной реформы России