Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 18:43, реферат
Проблема совершенствования правового регулирования земельных отношений в России в последнее время стала одной из наиболее актуальных и широко обсуждаемых не только среди юристов, законодателей и политиков, но и в обществе в целом. Мнения участвующих в дискуссии сторон порой противоположны, но все сходятся в одном: действующее земельное законодательство не соответствует современным потребностям регулирования земельных отношений, так как Россия перешла на качественно новые отношения, а следовательно изменилось и отношение к земле. Появились различные нововведения. Одно из них - свободная купля-продажа земли.
Введение……………………………………………………………….…….3
1. Рынок земли: его элементы и особенности…………….…….….…….5
2. Государственное регулирование аграрных соглашений……………..9
3. Проблемы функционирования земельного рынка в Российской Федерации……………………………………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………….23
Список использованной литературы……………………………………...25
Проблематика территориального
развития многогранна и обширна,
так как речь, в конечном итоге,
идет о необходимости экономического
освоения всей территории страны. Специфика
земельных отношений
Однако на сегодняшний день этот мощный экономический ресурс используется в российской экономике крайне неэффективно, а его потенциал существенно недооценивается, одновременно допущены серьезные просчеты и ошибки при проведении земельной реформы. Состояние земельных отношений и землепользования остается острым и неурегулированным.
Сегодня действующее земельное
законодательство трудно назвать системным.
Его развитие подчас идет противоречиво
и непоследовательно. Большое число
противоречий и несогласованность
норм разных отраслей, регулирующих общие
или смежные вопросы - гражданского,
земельного, градостроительного и иного
законодательства, а нередко и
внутри самого земельного законодательства
ведет к нарушению его
До настоящего времени
не сформирована и система мониторинга
за состоянием земель и ее нормативная
база. Можно сказать, что действующее
земельное законодательство, роль которого
заключается в том, чтобы закрепить
и развивать установленные
Первоочередными действиями
в сфере земельных
Указанные мероприятия (действия) и результаты их реализации позволят: обеспечить совершенствование действующих федеральных законов, разработку новых законов и нормативно-правовых актов по вопросам регулирования земельных отношений, организации использования и охраны земель; осуществить: более широкое внедрение земли в экономический оборот путем включения земельных участков в активы предприятий; обоснование мероприятий по землеустройству городских, пригородных и сельских территорий, включая четкий порядок формирования и предоставления публичных земель, взвешенных и справедливых условий резервирования и изъятия земель для государственных нужд, а также справедливых условий установления сервитутов для строительства линейных сооружений, механизмов установления режимов использования категорий земель и зонирования территорий; разработать и законодательно закрепить новую систему земельных платежей, в основу которой положить дифференцированный земельный налог в зависимости от рентообразующих факторов (природное плодородие, удобство обработки земель, уровень развития инфраструктуры территории, местоположение и расстояние от рынков сбыта продукции); усовершенствовать систему управления в сфере земельных отношений, использования земель и охраны почв; обеспечить, при активном участии государства, формирование сети земельных ипотечных банков и создания структур российской земельной биржи; создать систему стандартов, норм и правил в сфере землепользования.
Реализация указанных мероприятий должна стать неотъемлемой частью обеспечения экономической и социальной стабильности, экологического равновесия, что в итоге должно благоприятствовать интеграции России в мировое сообщество как государства, которое выполняет свои обязанности в сфере охраны земельных ресурсов и их рационального использования.
Заключение
Глобальная зависимость современной экономики любой страны, в том числе и России, от складывающихся тенденций и направлений мировой экономики в целом предопределяет направления нового подхода к территориальному использованию триады важнейших ресурсов: земельных (продовольствие), лесных (древесина), водных (пресная вода). Оценка резервов и возможностей наращивания производства продовольствия показывает, что Россия для этого имеет в мире наиболее благоприятные условия.
Статистический анализ позволяет сделать вывод, что экономическое, техническое и социальное положение на рынке земли по-прежнему остается напряженным. Принятые организационно-технические меры существенно не изменили условий на рынке земли, не усилили мотивацию труда.
Существуют как внешние, так и внутренние причины тяжелого состояния рынка земли, а именно:
- недостаточное финансирование
работ по развитию земельного
кадастра (первичный учет земель),
землеустройства, мероприятий
- неудачное (особенно в аграрной сфере) привлечения зарубежного опыта, который используется в странах с развитой рыночной экономикой;
- резкое удорожание кредитных ресурсов;
- политическая нестабильность,
обусловившая нарушение или
- ослабление государственного управления экономикой,
- изменение правил
земельного законодательства;
- отсутствия последовательной
государственной политики, комплексного
развития земельного
- игнорирования ресурсно-
Чтобы выйти из кризисного
состояния, необходимо
- совершенствование и развитие нормативно-правовой базы земельных преобразований;
- обеспечение дальнейшего
развития отношений
- совершенствование земельных
отношений в сельском
- создание единой системы
учета недвижимости и
- развитие оборота земель
(создание инфраструктуры
Кроме того, необходимо помнить,
что подъем на рынке земли возможен
только после достижения устойчивой
макроэкономической стабилизации и
роста показателей в
Список использованной литературы
1. Бороздин С. В. Земельные отношения и аграрные реформы: взгляд неполитизированного экономиста: монография / С. В. Бороздин. - М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008. - 239 c.
2. Горемыкин В. А. Экономика недвижимости: учебник / В. А. Горемыкин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М. : Проспект, 2006. - 835 с.
3. Горемыкин В. А. Недвижимость: экономика, управление, налогообложение, учет : учебник / В. А. Горемыкин. - М. : КноРус, 2007. - 663 с.
4. Гражданский кодекс
Российской Федерации. Части
5. Карина Л. Землю продают на аукционах: [в республике заработал рынок земли] / Л. Карина // Советская Чувашия. - 2007. - 2 марта. - (№42). - С. 2.
6. Климов С. М. Микроэкономика: учебное пособие / С. М. Климов, А. П. Селин, Т. А. Федорова. - СПб. : О-во "Знание" СПб. и Ленинград. области, 2007. - 349 с.
7. Коновалов В. Земли, земли... российские земли : [земельные отношения в России] / В. Коновалов // Диалог. - 2008. - № 1. - С. 25-38.
8. Корсунова А. С. На рынке - земля: Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" в регулировании земельных правоотношений в условиях свободной экономики / А. С. Корсунова // Закон. - 2009. - № 9. - С. 65-70.
9. Кресникова Н. Структурный анализ оборота земель / Н. Кресникова // Экономист. - 2009. - № 7. - С. 87-93.
10. Левинский Е. Н. Защита конкуренции на рынке земли / Е. Н. Левинский // Закон. - 2009. - № 1. - С. 98-103.
11. Липсиц И. В. Экономика : учебник для вузов / И. В. Липсиц . - 2-е изд., стер. - М. : Омега-Л, 2007. - 656 с. - (Высшее экономическое образование).
12. Липски С. Современное государственное управление сельскохозяйственным землепользованием / С. Липски // АПК : экономика, управление. - 2006. - № 6. - С. 13-20.
13. Липски С. Изменение земельных отношений / С. Липски // Экономист. - 2007. - № 5. - С. 84-91.
14. Мамаева Г. Г. О
ходе земельной реформы в
15. Мамаева Г. Г. Об
обороте земель
16. Миндрин А. С. Регулирование развития оборота сельскохозяйственных угодий / А. С. Миндрин, А. Ф. Корнеев, А. А. Капитонов // Экономика сельскохозяйственных и перерабатывающих предприятий. - 2008. - № 2. - С. 7-10.
17. Океанова З. К. Экономическая теория : учебник для вузов / З. К. Океанова. - М. : Дашков и К', 2009. - 595 с.