Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2011 в 20:52, реферат
В истории развития Российского государства земля играет определяющую роль в правовой, социальной, экономической и политической сферах развития современного общества. Являясь ограниченным и невосполнимым ресурсом, земля в рыночной экономике в условиях гражданского оборота земель получает свойство товара и становится объектом имущественных отношений.
--------------------------
<10>
См.: Фомина Л.П. Государственное
регулирование и право собственности
на землю в сельском хозяйстве // Право
собственности на землю в сельском хозяйстве
Российской Федерации. М., 1996. С. 118 - 119.
При сохранении принципа деления земель по их целевому назначению необходимо было пересмотреть соотношение земель различного целевого назначения. Земельное законодательство, несмотря на изменение экономических условий, по-прежнему основывается на приоритете земель сельскохозяйственного назначения, оставляя недостаточно урегулированными отношения по использованию земель промышленности, транспорта, иного специального назначения, земель поселений. Такой подход противоречит потребностям практики и активному развитию земельных отношений именно в городах, где выше спрос на земельные участки, а их стоимость значительно превышает стоимость аналогичных участков на землях сельскохозяйственного назначения и земельный рынок формируется более активно. Кроме того, оборот земельных участков в городах был объективно обусловлен потребностями в инвестициях в эти участки. Поэтому возникла необходимость разработки специальных нормативных актов, регулирующих особенности правового режима земель различного целевого назначения, в первую очередь земель поселений и промышленности.
Цель формирования современного земельного законодательства - это обеспечение надлежащего правового регулирования процесса управления земельными ресурсами в изменившихся экономических, политических и правовых условиях.
Для реализации этой цели необходимо решить следующие основные задачи:
1. Выстроить четкую систему органов управления.
2. Систематизировать действующие в этой области акты, провести их последующую кодификацию на базе действующего Земельного кодекса Российской Федерации.
3.
Разработать новые
4.
Определить меры, обеспечивающие
реализацию норм Земельного
5.
Детально разграничить
Динамика
развития и реализации земельной
реформы в Российской Федерации
показывает, что государство
В
частности, идет реформа аппарата управления,
начало которой было положено в 1998 г.
Именно тогда на суд общества был
вынесен первый проект ее концепции.
В 2003 г. началась масштабная инвентаризация
и ревизия государственных
Главным актом федерального земельного законодательства остается принятый 30 октября 2001 г. Земельный кодекс Российской Федерации <11>. Принятие Земельного кодекса РФ позволило решить следующие правовые проблемы:
--------------------------
<11>
См.: Земельный кодекс Российской
Федерации от 25 октября 2001 г. N 136-ФЗ,
с изм. и доп., внесенными Федеральными
законами от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ, от 29 июня
2004 г. N 58-ФЗ, от 3 октября 2004 г. N 123-ФЗ,
от 21 декабря 2004 г. N 172-ФЗ, от 29 декабря 2004
г. N 189-ФЗ, от 29 декабря 2004 г. N 191-ФЗ, от 7 марта
2005 г. N 15-ФЗ, от 21 июля 2005 г. N 111-ФЗ, от 22 июля
2005 г. N 117-ФЗ, от 31 декабря 2005 г. N 206-ФЗ, от
17 апреля 2006 г. N 53-ФЗ, от 3 июня 2006 г. N 73-ФЗ,
от 30 июня 2006 г. N 92-ФЗ, от 30 июня 2006 г. N 93-ФЗ,
от 27 июля 2006 г. N 154-ФЗ, от 16 октября 2006 г.
N 160-ФЗ, от 4 декабря 2006 г. N 201-ФЗ, от 4 декабря
2006 г. N 204-ФЗ, от 18 декабря 2006 г. N 232-ФЗ, от
29 декабря 2006 г. N 260-ФЗ, от 29 декабря 2006 г.
N 261-ФЗ, от 28 февраля 2007 г. N 21-ФЗ, от 10 мая
2007 г. N 69-ФЗ, от 19 июня 2007 г. N 102-ФЗ, от 24 июля
2007 г. N 212-ФЗ, от 30 октября 2007 г. N 240-ФЗ, от
8 ноября 2007 г. N 257-ФЗ, от 13 мая 2008 г. N 66-ФЗ,
от 13 мая 2008 г. N 68-ФЗ, от 14 июля 2008 г. N 118-ФЗ,
от 22 июля 2008 г. N 141-ФЗ, от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ,
от 25 декабря 2008 г. N 281-ФЗ и от 30 декабря
2008 г. N 311-ФЗ // СЗ РФ. 2001. N 44. Ст. 4147; 2003. N 27
(ч. 1). Ст. 2700; 2004. N 27. Ст. 2711; 2004. N 41. Ст. 3993;
2004. N 52 (ч. 1). Ст. 5276; 2005. N 1 (ч. 1). Ст. 15; 2005. N
1 (ч. 1). Ст. 17; 2005. N 10. Ст. 763; 2005. N 30 (ч. 2). Ст.
3122; 2005. N 30 (ч. 2). Ст. 3128; 2006. N 1. Ст. 17; 2006. N 23.
Ст. 2380; 2006. N 43. Ст. 4412; 2007. N 1 (1 ч.). Ст. 24; 2007.
N 31. Ст. 4009; 2007. N 45. Ст. 5417; 2007. N 46. Ст. 5553; 2008.
N 20. Ст. 2253; 2008. N 29 (ч. 1). Ст. 3418; 2008. N 30 (ч. 1).
Ст. 3597; 2008. N 30 (ч. 2). Ст. 3616; 2008. N 52 (ч. 1). Ст.
6236; 2009. N 1. Ст. 19.
- реализовать ст. 36 Конституции РФ, в соответствии с п. 3 которой "условия и порядок пользования землей определяются на основе федерального закона";
-
обеспечить возможность
-
начать системную разработку
и принятие федеральных
-
дать возможность внесения
-
ввести в действие нормы,
Однако
остается нерешенной проблема обеспечения
правильного соотношения
Новое
земельное законодательство субъектов
РФ развивается на базе специальных
земельных законодательных
Именно Земельный кодекс РФ наряду с другими нормами земельного законодательства должен показать особенности процесса государственного управления земельными ресурсами, совершения отдельных сделок с земельными участками и установить основные правила поведения участников земельного рынка, чтобы исключить сегодняшний теневой рынок земли.
Однако нормы земельного права и института управления земельными ресурсами не должны быть сосредоточены только в Земельном кодексе РФ. Необходимы другие законы, указы, постановления, ведомственные нормативные акты, законодательные акты субъектов РФ, т.е. весь набор нормативных правовых документов. Только на такой базе можно выстроить достаточно полное и разветвленное земельное законодательство и усовершенствовать процесс государственного управления земельными ресурсами страны. Особо важную роль в процессе правового обеспечения земельных преобразований в целом должна сыграть организованная на федеральном уровне работа по подготовке проектов модельных законов субъектов РФ в сфере земельных отношений (по предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов).
По нашему мнению, правовое обеспечение развития института государственного управления земельными ресурсами в России должно осуществляться по следующим направлениям:
-
развитие земельного и
-
создание и укрепление
-
принятие законодательных
-
выработка единых подходов по
правоприменению
-
правовое обеспечение
Необходимо
сохранить преемственность в
регулировании земельных
Определяющими для дальнейшего развития земельных отношений служат общие положения о праве собственности, закрепленные в ст. 35 Конституции РФ <12>. Именно претензии на осуществление различных прав на земельные участки выявляют некоторые, особенно важные для права темы вмешательства государства в общественные отношения <13>. Е.А. Галиновская называет несколько причин для этого: во-первых, земельный участок является частью государства, поэтому на него распространяются публичные интересы, связанные с обеспечением государственных нужд; во-вторых, земля - объект природы, а ее нормальное экологическое состояние - существенная потребность человечества; в-третьих, использование земельного участка затрагивает не только публичные интересы, но и частные <14>.
--------------------------
<12> См.: Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., с изм. и доп., внесенными Указами Президента РФ от 9 января 1996 г. N 20, от 10 февраля 1996 г. N 173, от 9 июня 2001 г. N 679 и от 25 июля 2003 г. N 841, Федеральными конституционными законами от 25 марта 2004 г. N 1-ФКЗ, от 14 октября 2005 г. N 6-ФКЗ, от 12 июля 2006 г. N 2-ФКЗ, от 30 декабря 2006 г. N 6-ФКЗ, от 21 июля 2007 г. N 5-ФКЗ, от 30 декабря 2008 г. N 6-ФКЗ и от 30 декабря 2008 г. N 7-ФКЗ. Ст. 35 // Рос. газ. 1993. 25 дек.; СЗ РФ. 1996. N 3. Ст. 152, N 7. Ст. 676; 2001. N 24. Ст. 2421; 2003. N 30. Ст. 3051; 2004. N 13. Ст. 1110; 2005. N 42. Ст. 4212; 2006. N 29. Ст. 3119; 2007. N 1 (ч. 1). Ст. 1; 2007. N 30. Ст. 3745; 2009. N 1. Ст. 1; 2009. N 1. Ст. 2.
<13>
См.: Галиновская Е.А.
<14>
См.: Там же.
Необходимо помнить, что земля становится собой, когда ею пользуются как землей, а не как просто пространством для перепродажи и прибыли <15>. Отсюда и идут законы ряда стран про право изъятия земли у номинального владельца, если он не использует ее по сельскохозяйственному назначению. И, начиная с Кодекса Юстиниана, освоение и пользование есть первая составляющая права собственности.
--------------------------
<15>
См.: Хархордин О. Что такое
собственность? // Forbes. 2009. N 5. С. 86 - 87.
К числу проблем, связанных с правом собственности, по-прежнему относятся ограничения, установленные в ряде субъектов Федерации, по передаче в частную собственность земельных участков в городах.
Право частной собственности на землю и иные права на нее в настоящее время составляют значительную часть активов предприятий и, следовательно, представляют собой фактор риска для инвесторов. При отсутствии планов зонирования и закрепленных в законодательстве процедур планирования развития территории расположение и проектирование инфраструктуры самих объектов отдаются на откуп местным органам архитектуры и градостроительства, которые не всегда в состоянии эффективно решить данные вопросы <16>. Это влечет за собой серьезные экономические последствия. Более того, правовые проблемы, связанные с использованием инфраструктуры при наличии рынка земельной недвижимости, вообще в законодательстве не урегулированы. И здесь также актуальной становится проблема совершенствования правового процесса государственного управления земельными ресурсами.