Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2012 в 12:05, курсовая работа
Целью предлагаемой работы является исследование основных правовых вопросов возникновения гражданских (имущественных) прав на земельные участки.
В задачи работы входит:
- рассмотреть процесс формирования прав на земельные участки;
- дать характеристику субъектов прав на земельные участки;
Введение 3
Глава 1. Формирование прав на земельные участки в современной
России 7
1.1. История становления и виды прав на земельные участки 7
1.2. Классификация оснований возникновения прав на земельные
участки ……………………………………………………………………………13
Заключение 21
Список источников 25
продолжен, однако... указанные процедуры не содержат гражданско-правовой специфики»1;
В свою очередь, последняя классификационная группа может подразделяться на две подгруппы.
Во-первых, в ст. 30 ЗК РФ различаются процедуры предоставления земельного участка для строительства и для целей, не связанных со строительством. Обе указанные процедуры принадлежат к одной классификационной подгруппе - предоставление земельных участков впервые из публичной собственности. Такое предоставление может осуществляться за плату или бесплатно посредством проведения торгов (либо без таковых) в собственность или аренду.
Во-вторых, у гражданина или юридического лица уже может находиться земельный участок на праве аренды или постоянного (бессрочного) пользования (ст. 20 ЗК РФ). Физические лица вправе, а юридические - обязаны
осуществить переоформление (приватизацию) права постоянного (бессрочного) пользования (права аренды) земельного участка на право частной собственности. Для этого такое заинтересованное лицо заключает договор купли-продажи земельного участка с органом публичной власти, принципиальной особенностью которого является порядок определения выкупной цены. В отличии от аналогичных договоров, заключаемых гражданами и/или юридическими лицами, когда цена определяется произвольно исходя из согласованного волеизъявления сторон, в рассматриваемом случае порядок расчета размера выкупной цены определен в ст.ст. 2, 3 Федерального закона "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации" от 25 октября 2001 г. №137-Ф3/ Принципиальной особенностью данной подгруппы, является то, что выкупаемые земельные участки могут располагаться либо под «обычными» объектами недвижимости, либо являться составной частью имущественного комплекса (предприятия, линейного объекта и т.д.) как объекта права, обладающего рядом особенностей в плане гражданско-правового режима.
Подобную же классификацию («переоформление ранее принадлежавших прав», гражданско-правовой и административно-правовой) способов, применительно к приобретению только права собственности, приводят и другие авторы .
Касаясь
общей характеристики каждого из
оснований, наиболее распространенными
следует признать акты государственных
органов и органов местного самоуправления,
в соответствии с которыми осуществляется
предоставление земельных участков (ст.
28-29 Кодекса), а также договоры и иные сделки
- активные действия субъектов гражданского
права (ст. 22, 37 ЗК РФ, п. 3 ст. 274, ст. 549 ГК
РФ). Права на землю могут возникнуть и
на основании правопреемства (п. 2 ст. 21
ЗК РФ). Возможно возникновение прав на
земельные участки из судебного решения,
установившего гражданские права
обязанности (см. п. 3 ст. 274 ГК; ст. 59 ЗК РФ).
Основания возникновения прав на земельные участки могут быть установлены только федеральными законами. Среди таких федеральных законов можно назвать, например, сам Земельный кодекс (например, ст. 15, 20-24), федеральные законы, предусматривающие возможность установления публичных сервитутов (см. п. 2 ст. 23 ЗК РФ) .
Широко распространенным основанием возникновения прав на земельные участки являются правовые акты государственных органов и органов местного самоуправления. Среди административных актов, порождающих права на землю участников земельных отношений, важное значение имеют, например, распоряжения Правительства РФ об утверждении перечней земельных участков, на которые соответственно у Российской Федерации, ее субъектов и муниципальных образований возникает право собственности при разграничении государственной собственности на землю2.
Актами, порождающими права на землю граждан и юридических лиц, являются решения исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, осуществляющих предоставление земельных участков из земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности, принятые в пределах их компетенции, установленной в ст. 9-11 ЗК РФ.
Специалисты, изучающие типологию актов, которые являются основаниями возникновения прав на земельные участки, отмечают, что права на землю возникают и в связи с такими актами, как: решения органов исполнительной власти субъектов РФ, разрешающие продажу земельных участков с изменением целевого назначения земель для несельскохозяйственных целей; решения Правительства РФ или законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, разрешающие изменение целевого назначения земель особо охраняемых территорий для строительства объектов недвижимости; решения органов
исполнительной власти субъектов РФ об изъятии и предоставлении земельных участков на землях железнодорожного транспорта, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области лесного хозяйства и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; решения Правительства РФ или органа исполнительной власти субъекта РФ о разрешении строительства объектов недвижимости на землях водного фонда, занятых древесно-кустарниковой растительностью, согласованные с федеральным органом исполнительной власти в области управления использованием и охраной водного фонда, территориальным органом федерального органа исполнительной власти в области управления лесным хозяйством и федеральным органом исполнительной власти в области охраны окружающей природной среды; другие правовые акты компетентных государственных органов и органов местного самоуправления.
Сделки с земельными участками также являются распространенным основанием возникновения прав на землю, причем по мере развития российского земельного рынка их роль в обороте земельных участков все более возрастает.
Примерами распространенных договоров, предметом которых является земельный участок, могут служить договоры аренды, купли-продажи, мены, дарения, безвозмездного пользования, ренты, доверительного управления, ипотеки.
При этом договоры и односторонние сделки обладают способностью порождать права на земельные участки только в том случае, если они оформлены надлежащим образом, т.е. с соблюдением статей § 1 главы 9 части первой ГК РФ, а также требований, предъявляемых к форме конкретных сделок, установленных соответствующими статьями частей второй и третьей ГКРФ.
Особым основанием возникновения права частной собственности на землю граждан и юридических лиц является приватизация земель, находящихся в государственной и муниципальной собственности. Ее основу составляют специальные нормативные правовые акты, регулирующие проведение земельной реформы, в ходе которой значительная часть государственных и муниципальных земель была передана в частную собственность граждан и юридических лиц на основании актов о приватизации. Отсутствие в Земельном кодексе РФ понятия приватизации как юридического факта перехода земель из государственной или муниципальной собственности в собственность граждан и юридических лиц вовсе не означает отказа от этой идеи, которая нашла закрепление в положениях Кодекса, регулирующих, например, приобретение в собственность земельных участков гражданами, имеющими титул права постоянного (бессрочного) пользования (п. 5 ст. 20) .
Итак, применительно к существующим особенностям земельных отношений, можно говорить о приобретении прав на земельные участки в результате: 1) принятия соответствующих решений органами публичной власти о предоставлении (переоформлении) земельного участка в частную собственность либо на ином праве за плату или бесплатно; 2) приобретения земельного участка в собственность гражданином или юридическим лицом в результате совершения сделки с таким же субъектом гражданского права; 3) приобретения или переоформления земельного участка в частную собственность из собственности публичной.
Заключение
Применительно к существующим особенностям земельных отношений, можно говорить о приобретении прав на земельные участки в результате:
правовые и административно-правовые элементы, данную классификационную группу может быть именована как «смешанная процедура».
Земельное законодательство предусматривает две классические и одну особую процедуры предоставления земельных участков для строительства. Классические процедуры изложены в ст. 30 ЗК РФ и распространяются на большую часть территории России: предоставление земельных участков с предварительным согласованием места размещения объекта и без предварительного согласования места размещения объекта (на торгах). Особая процедура имеет локальную территориальную сферу действия и связана с подготовкой в городе Сочи Олимпийских игр. Ее суть заключается в том, что Государственной корпорации по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта земельные участки предоставляются в безвозмездное срочное пользование "без предварительного согласования места размещения объекта и без проведения торгов". В связи с этим п. 1 ст. 30 ЗК РФ необходимо дополнить указанием на фактическое существование третьей процедуры предоставления участков для строительства;
Процедура предварительного согласования места размещения объекта, являясь весьма закрытой и коррупционной, порождает в силу этого общественную напряженность и обусловливает поиск дальнейших механизмов повышения информационной открытости органов местного самоуправления в сфере предоставления участков для строительства в частную собственность или в аренду. Формирование таких механизмов и, в случае закрепления на федеральном уровне, эффективность их применения будут во многом зависеть от позиции должностных лиц органов местного самоуправления, непосредственно «приближенных к населению». Это обусловливает необходимость развития института общественного контроля за органами публичной власти;
Существующая неопределенность в вопросе о необходимости проведения торгов для предоставления земельного участка в случае, если подано две и более заявки на его получение по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, повлекла за собой формирование судебной практики, признающей правомерной обязательность проведения торгов, а
также нормотворчество муниципальных образований. Однако для унификации правоприменения следует дополнить ст. 30 ЗК РФ п. 5.1 следующего содержания: "5.1. В случае если двое и более лиц обратились с заявлением о выборе земельного участка по процедуре предварительного согласования места размещения объекта, проведение аукциона является обязательным. Если одним из обратившихся с заявлением является лицо, предусмотренное пунктом 1 статьи 20 настоящего Кодекса, аукцион не проводится, а земельный участок предоставляется первому из обратившихся с заявлением о его предоставлении».
Информация о работе Особенности приобретения прав на земельные участки в Российской Федерации