Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по земельному праву.
23. Рынок земли.
Рынок земли является неотъемлемой частью экономики любого развитого государства. Земля - важнейший ресурс, занимающий исключительное место в жизни и деятельности любого общества.
Рынок земли обладает
целым рядом специфических
Во-вторых, в зависимости
от тех или иных природно-
В-третьих, в
следствие фиксированности
Конституция РФ в ст. 72
определяет, что в совместном ведении
Российской Федерации и ее субъектов
находится земельное
Статья 3 ЗК РФ выстраивает четкую иерархию земельных нормативных правовых актов в зависимости от их юридической силы. Во главе ее, как и во многих других отраслях права, находится Кодекс. Так, и федеральными законами, и законами субъектов Федерации могут быть установлены случаи, когда требуется указание категории земель в иных документах, кроме названных в Земельном кодексе (подп. 5 п. 2 ст. 8), а охрана земель, занятых оленьими пастбищами в районах Крайнего Севера, отгонными и сезонными пастбищами, осуществляется в соответствии не только с законами, но и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и субъектов Федерации (п. 7 ст. 13). Законодательно закреплено, что нормы земельного права, содержащиеся в законах субъектов Российской Федерации, должны соответствовать Земельному кодексу РФ. Но следует иметь в виду, что вообще законодательство субъектов Федерации не должно противоречить федеральным законам. На это указывает ст. 4 (ч. 2) Конституции РФ: «Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации» — и ст. 72 (п. «а» ч. 1), устанавливающая, что в совместном ведении Российской Федерации и ее субъектов находится обеспечение соответствия конституций и законов республик; уставов, законов и иных нормативных правовых актов краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов Конституции РФ и федеральным законам. Следовательно, законы субъектов Российской Федерации, регулирующие земельные отношения, должны соответствовать не только Земельному кодексу, но и другим федеральным законам.
До принятия нового Земельного
кодекса, когда многие вопросы владения,
пользования и распоряжения земельными
участками оставались на федеральном
уровне практически
Указы Президента РФ по юридической силе следуют непосредственно за федеральными законами.
Земельный кодекс называет ряд земельно-правовых вопросов, которые регулируются непосредственно Президентом России, например установление видов зданий, строений, сооружений, на которые не распространяется преимущественное право покупки или аренды земельного участка иностранными гражданами, лицами без гражданства и иностранными юридическими лицами — собственниками таких строений (п. 5 ст. 35). В определенный период развития российского законодательства (90-е годы) земельные отношения регулировались в основном указами Президента РФ. Важнейшие из них: от 27 декабря 1991 г. № 323 «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» [1], от 27 октября 1993 г. № 1767 «О регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России» (с последующими изменениями и дополнениями), от 24 декабря 1993 г. № 2287 «О приведении земельного законодательства Российской Федерации в соответствие с Конституцией Российской Федерации», от 14 февраля 1996 г. № 198 «О праве собственности граждан и юридических лиц на земельные участки под объектами недвижимости в сельской местности», от 7 марта 1996 г. № 337 «О реализации конституционных прав граждан на землю».
Согласно ст. 6 Федерального закона от 25 октября 2001 г. № 137-ФЗ изданные до введения в действие Земельного кодекса и регулирующие земельные отношения нормативные правовые акты Президента и Правительства Российской Федерации применяются 11 части, не противоречащей Кодексу.
Федеральное Правительство в соответствии со ст. 115 Конституции РФ на основании и во исполнение Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента РФ издает постановления и распоряжения, обязательные к исполнению в Российской Федерации. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» (СЗ РФ. — 1997. —№ 51. —Ст. 5712) определяет, что акты Правительства РФ, имеющие нормативный характер, издаются в форме постановлений, а акты по оперативным и другим текущим вопросам, не имеющим нормативного характера, — в форме распоряжений. Согласно упомянутой статье Конституции постановления и распоряжения Правительства РФ в случае их противоречия Конституции РФ, федеральным законам и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом РФ.
24. Характеристика зем. ресурсов. Классификация земель по целевому назначению.
Статья 7. Состав земель в Российской
Федерации 1. Земли в Российской
Федерации по целевому назначению подразделяются
на следующие категории: 1) земли сельскохозяйственного
назначения; 2) земли поселений; 3) земли промышленности,
энергетики, транспорта, связи, радиовещания,
телевидения, информатики, земли для обеспечения
космической деятельности, земли обороны,
безопасности и земли иного специального
назначения; 4) земли особо охраняемых
территорий и объектов; 5) земли лесного фонда; 6) земли водного фонда; 7) земли запаса. 2. Земли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, используются в соответствии
с установленным для них целевым назначением.
Правовой режим земель определяется исходя
из их принадлежности к той или иной категории
и разрешенного использования в соответствии
с зонированием территорий, общие принципы
и порядок проведения которого устанавливаются
федеральными законами и требованиями
специальных федеральных законов. Любой
вид разрешенного использования из предусмотренных
зонированием территорий видов выбирается
самостоятельно, без дополнительных разрешений
и процедур согласования. 3. В
местах традиционного проживания и хозяйственной
деятельности коренных малочисленных
народов Российской Федерации и этнических
общностей в случаях, предусмотренных
федеральными законами, законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации, нормативными правовыми
актами органов местного самоуправления,
может быть установлен особый правовой
режим использования земель указанных
категорий. Статья 8. Отнесение
земель к категориям, перевод их из одной
категории в другую 1. Отнесение
земель к категориям, перевод их из одной
категории в другую осуществляются в отношении:
1) земель, находящихся в федеральной
собственности, - Правительством Российской
Федерации;
2) земель, находящихся в собственности
субъектов Российской Федерации, и земель
сельскохозяйственного назначения, находящихся
в муниципальной собственности, - органами
исполнительной власти субъектов Российской
Федерации;
3) земель, находящихся в муниципальной
собственности, за исключением земель
сельскохозяйственного назначения, - органами
местного самоуправления; 4) земель,
находящихся в частной собственности:
земель сельскохозяйственного назначения
- органами исполнительной власти субъектов
Российской Федерации; земель иного целевого
назначения - органами местного самоуправления.
Порядок перевода земель из одной категории
в другую устанавливается федеральными
законами. 2. Категория земель
указывается в: 1) актах федеральных
органов исполнительной власти, актах
органов исполнительной власти субъектов
Российской Федерации и актах органов
местного самоуправления о предоставлении
земельных участков; 2) договорах,
предметом которых являются земельные
участки; 3) документах государственного
земельного кадастра; 4) документах
о государственной регистрации прав на
недвижимое имущество и сделок с ним;
5) иных документах в случаях, установленных
федеральными законами и законами субъектов
Российской Федерации. 3. Нарушение
установленного настоящим Кодексом, федеральными
законами порядка перевода земель из одной
категории в другую является основанием
признания недействительными актов об
отнесении земель к категориям, о переводе
их из одной категории в другую.
25. Общая характеристика
оснований возникновения прав
на земельные участки.
Статья 25. Основания возникновения
прав на землю 1. Права на земельные
участки, предусмотренные главами III и IV настоящего Кодекса, возникают по основаниям,
установленным гражданским
законодательством, федеральными законами, и подлежат государственной
регистрации в соответствии с Федеральным
законом "О государственной регистрации
прав на недвижимое имущество и сделок
с ним". 2. Государственная регистрация
сделок с земельными участками обязательна
в случаях, указанных в федеральных законах.
3. Не подлежат возврату земельные
участки, не подлежит возмещению или компенсации
стоимость земельных участков, которые
были национализированы до 1 января 1991
года в соответствии с законодательством,
действовавшим на момент национализации
земельных участков. Статья 27. Ограничения
оборотоспособности земельных участков
1. Оборот земельных участков
осуществляется в соответствии с гражданским
законодательством и настоящим Кодексом. 2. Земельные
участки, отнесенные к землям, изъятым
из оборота, не могут предоставляться
в частную собственность, а также быть
объектами сделок, предусмотренных гражданским
законодательством. Земельные
участки, отнесенные к землям, ограниченным
в обороте, не предоставляются в частную
собственность, за исключением случаев,
установленных федеральными законами.
3. Содержание ограничений оборота
земельных участков устанавливается настоящим
Кодексом, федеральными законами.
4. Из оборота изъяты земельные участки,
занятые находящимися в федеральной собственности
следующими объектами: 1) государственными
природными заповедниками и национальными
парками (за исключением случаев, предусмотренных статьей 95 настоящего Кодекса); 2) зданиями,
строениями и сооружениями, в которых
размещены для постоянной деятельности
Вооруженные Силы Российской Федерации,
пограничные войска, другие войска, воинские
формирования и органы; 3) зданиями,
строениями и сооружениями, в которых
размещены военные суды; 4) объектами
организаций федеральной службы безопасности;
5) объектами организаций федеральных
органов государственной охраны;
6) объектами использования атомной энергии,
пунктами хранения ядерных материалов
и радиоактивных веществ; 7) объектами,
в соответствии с видами деятельности
которых созданы закрытые административно-
26. Мониторинг.
Статья 67. Государственный мониторинг земель 1. Государственный мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земель. Объектами государственного мониторинга земель являются все земли в Российской Федерации. 2. Задачами государственного мониторинга земель являются: 1) своевременное выявление изменений состояния земель, оценка этих изменений, прогноз и выработка рекомендаций о предупреждении и об устранении последствий негативных процессов; 2) информационное обеспечение ведения государственного земельного кадастра, государственного земельного контроля за использованием и охраной земель, иных функций государственного и муниципального управления земельными ресурсами, а также землеустройства; 3) обеспечение граждан информацией о состоянии окружающей среды в части состояния земель. 3. В зависимости от целей наблюдения и наблюдаемой территории государственный мониторинг земель может быть федеральным, региональным и локальным. Государственный мониторинг земель осуществляется в соответствии с федеральными, региональными и местными программами. 4. Порядок осуществления государственного мониторинга земель устанавливается Правительством Российской Федерации.
Мониторинг земель: Мониторинг земель представляет собой систему наблюдений за состоянием земельного фонда для своевременного выявления изменений в землях, их оценки, предупреждения и устранения последствий негативных процессов. Подразделяется в зависимости от территориального охвата на федеральный, региональный и локальный мониторинг.
27. Общая характеристика
собственности на землю:
Конституция: ст. 8 признаются и защищаются гос., мун., частная и иные формы собственности; ст. 9 земля и др. природ. ресурсы могут находиться в гос., мун., частной и иных формах соб-ти; ст. 35 право частной собственности охраняется законом; ст. 36 гр-не и их объединения вправе иметь в частной соб-ти землю, владение, пользование, распоряжение землей и др. природ. ресурсами должно осущ-ся без ущерба окр. среде и прав и закон. интересов иных лиц.
ЗК: Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.