Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2013 в 11:22, шпаргалка
Работа содержит ответы на вопросы для экзамена по земельному праву.
Содержание: право пользования, владения, распоряжения.
28. Понятие,
цели и содержание охраны земел
Статья 12. Цели охраны земель
1. Земля в Российской Федерации охраняется
как основа жизни и деятельности народов,
проживающих на соответствующей территории.
Использование земель должно осуществляться
способами, обеспечивающими сохранение
экологических систем, способности земли
быть средством производства в сельском
хозяйстве и лесном хозяйстве, основой
осуществления хозяйственной и иных видов
деятельности. 2. Целями охраны
земель являются: 1) предотвращение
деградации, загрязнения, захламления,
нарушения земель, других негативных (вредных)
воздействий хозяйственной деятельности;
2) обеспечение улучшения и восстановления
земель, подвергшихся деградации, загрязнению,
захламлению, нарушению, другим негативным
(вредным) воздействиям хозяйственной
деятельности. Статья 13. Содержание
охраны земель 1. В целях охраны
земель собственники
земельных участков, землепользователи, землевладельцы и арендаторы земельных участков обязаны проводить
мероприятия по: 1) сохранению
почв и их плодородия; 2) защите
земель от водной и ветровой эрозии, селей,
подтопления, заболачивания, вторичного
засоления, иссушения, уплотнения, загрязнения
радиоактивными и химическими веществами,
захламления отходами производства и
потребления, загрязнения, в том числе
биогенного загрязнения, и других негативных
(вредных) воздействий, в результате которых
происходит деградация земель;
3) защите сельскохозяйственных угодий
и других земель от заражения бактериально-паразитическими
и карантинными вредителями и болезнями
растений, зарастания сорными растениями,
кустарниками и мелколесьем, иных видов
ухудшения состояния земель;
4) ликвидации последствий загрязнения,
в том числе биогенного загрязнения, и
захламления земель; 5) сохранению
достигнутого уровня мелиорации;
6) рекультивации нарушенных земель, восстановлению
плодородия почв, своевременному вовлечению
земель в оборот; 7) сохранению
плодородия почв и их использованию при
проведении работ, связанных с нарушением
земель. 2. В целях охраны земель
разрабатываются федеральные, региональные
и местные программы охраны земель, включающие
в себя перечень обязательных мероприятий
по охране земель с учетом особенностей
хозяйственной деятельности, природных
и других условий. Оценка состояния земель
и эффективности предусмотренных мероприятий
по охране земель проводится с учетом
экологической экспертизы, установленных
законодательством санитарно-гигиенических
и иных норм и требований. 3. Внедрение
новых технологий, осуществление программ
мелиорации земель и повышения плодородия
почв запрещаются в случае их несоответствия
предусмотренным законодательством экологическим,
санитарно-гигиеническим и иным требованиям.
4. При проведении связанных с
нарушением почвенного слоя строительных
работ и работ по добыче полезных ископаемых
плодородный слой почвы снимается и используется
для улучшения малопродуктивных земель.
5. Для оценки состояния почвы
в целях охраны здоровья человека и окружающей
среды Правительством Российской Федерации
устанавливаются нормативы предельно
допустимых концентраций вредных веществ,
вредных микроорганизмов и других загрязняющих
почву биологических веществ. Для проведения
проверки соответствия почвы экологическим
нормативам проводятся почвенные, геоботанические,
агрохимические и иные обследования.
6. В целях предотвращения деградации земель,
восстановления плодородия почв и загрязненных
территорий допускается консервация земель
с изъятием их из оборота в порядке, установленном
Правительством Российской Федерации.
7. Охрана земель, занятых оленьими
пастбищами в районах Крайнего Севера,
отгонными, сезонными пастбищами, осуществляется
в соответствии с федеральными законами
и иными нормативными правовыми актами
Российской Федерации и законами и иными
нормативными правовыми актами субъектов
Российской Федерации.
8. В целях повышения заинтересованности
собственников земельных участков, землепользователей,
землевладельцев и арендаторов земельных
участков в сохранении и восстановлении
плодородия почв, защите земель от негативных
(вредных) воздействий хозяйственной деятельности
может осуществляться экономическое стимулирование
охраны и использования земель в порядке,
установленном бюджетным законодательством и законодательством
о налогах и сборах.
Статья 14. Использование земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению 1. Земли, которые подверглись радиоактивному и химическому загрязнению и на которых не обеспечивается производство продукции, соответствующей установленным законодательством требованиям, подлежат ограничению в использовании, исключению их из категории земель сельскохозяйственного назначения и могут переводиться в земли запаса для их консервации. На таких землях запрещаются производство и реализация сельскохозяйственной продукции. 2. Порядок использования земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, установления охранных зон, сохранения находящихся на этих землях жилых домов, объектов производственного назначения, объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, проведения на этих землях мелиоративных и культуртехнических работ определяется Правительством Российской Федерации с учетом нормативов предельно допустимых уровней радиационного и химического воздействия. 3. Лица, в результате деятельности которых произошло радиоактивное и химическое загрязнение земель, повлекшее за собой невозможность их использования по целевому назначению или ухудшение их качества, полностью возмещают убытки и потери сельскохозяйственного и лесохозяйственного производства в соответствии с положениями статей 57 и 58 настоящего Кодекса, а также компенсируют затраты на дезактивацию земель, подвергшихся радиоактивному и химическому загрязнению, затраты на приведение их в состояние, пригодное для использования по целевому назначению, или возмещают собственникам земельных участков в пределах таких земель их стоимость в случае перевода их в земли запаса для консервации.
30. Органы, осуществляющие гос. управление землей.
Этапы становления системы органов гос. упр-я: первые годы сов. власти – Наркомат земледелия; сер. 40-х гг. – министерство с/х; 1991 г. – гос. комитет РСФСР по зем. реформе, позже переименован в комитет по зем. ресурсам и землеустр-ву (Роскомзем). Наряду с фед. органами, осущ. ряд осн. функций гос. упр-я, есть и отд. органы, ведяющие отд. вопросами гос. упр-я. УП 17.05.00 «О структуре ген. органов исп. власти» гос. комитет РФ был упразднен , его функции были переданы вновь созданной фед .службе и мин. имущ. отн-й, к-й осущ-т проведение единой гос. политики в области имущ. и зем. отн-й; упр-е и распр-е в пределах своей комп-и имуществом в соб-ти РФ.
31. Право государственной собственности на землю
Впервые право муниципальной собственности на землю было четко сформулировано в Законе "О местном самоуправлении".
Государственная собственность Российской Федерации и ее субъектов и муниципальная собственность на имущество (кроме земли) были разграничены впервые постановлением Верховного Совета РСФСР "О разграничении государственной собственности в Российской Федерации на федеральную собственность республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономной области, автономных округов, городов Москвы и Санкт-Петербурга и муниципальную собственность" от 29 декабря 1991 г. В постановлении к нему даны три приложения:
в первом говорится об объектах, которые находятся в собственности Российской Федерации (составляющие основные национальные богатства страны, необходимые для решения общегосударственных задач, обеспечения жизнедеятельности народного хозяйства в целом, оборонные и космические объекты, железнодорожный и другие виды общероссийского транспорта, крупнейшие предприятия и др.);
во втором сказано об объектах имущества, которые могут передаваться в собственность субъектов Российской Федерации (объекты, доминирующие в них, в зависимости от стоимости основных фондов и численности работников, объекты транспорта, связи, энергетики, здравоохранения, культуры и т. д.);
в третьем речь идет об объектах муниципальной собственности (производственные и непроизводственные объекты местного значения, общественного питания, культуры, здравоохранения и др.).
Передача объектов из собственности Российской Федерации в собственность ее субъектов осуществляется по ходатайству последних и по решению Правительства Российской Федерации; передача объектов из собственности Российской Федерации или ее субъектов в муниципальную собственность — по их ходатайству и по решению Правительства Российской Федерации и администраций субъектов Российской Федерации. Решений о таких передачах объектов в муниципальную собственность очень много.
Статья 16. Государственная собственность
на землю 1. Государственной собственностью
являются земли, не находящиеся в собственности
граждан, юридических лиц или муниципальных
образований.
2. Разграничение государственной собственности
на землю на собственность Российской
Федерации (федеральную собственность),
собственность субъектов Российской Федерации
и собственность муниципальных образований
(муниципальную собственность) осуществляется
в соответствии с Федеральным законом
"О разграничении государственной собственности
на землю".
Статья 17. Собственность Российской Федерации (федеральная собственность) на землю 1. В федеральной собственности находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены Российской Федерацией по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. 2. В федеральной собственности могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки по основаниям, предусмотренным Федеральным законом "О разграничении государственной собственности на землю".
Статья 18. Собственность на землю субъектов Российской Федерации 1. В собственности субъектов Российской Федерации находятся земельные участки: которые признаны таковыми федеральными законами; право собственности субъектов Российской Федерации на которые возникло при разграничении государственной собственности на землю; которые приобретены субъектами Российской Федерации по основаниям, предусмотренным гражданским законодательством. 2. В собственности субъектов Российской Федерации могут находиться не предоставленные в частную собственность земельные участки: занятые недвижимым имуществом, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации; предоставленные органам государственной власти субъектов Российской Федерации, государственным унитарным предприятиям и государственным учреждениям, созданным органами государственной власти субъектов Российской Федерации; отнесенные к землям особо охраняемых природных территорий регионального значения, землям лесного фонда, находящимся в собственности субъектов Российской Федерации в соответствии с федеральными законами, землям водного фонда, занятым водными объектами, находящимися в собственности субъектов Российской Федерации, землям фонда перераспределения земель; занятые приватизированным имуществом, находившимся до его приватизации в собственности субъектов Российской Федерации.
32. Контроль
за соблюдением земельного
Статья 71. Государственный земельный контроль 1. Специально уполномоченными государственными органами осуществляется государственный земельный контроль за соблюдением земельного законодательства, требований охраны и использования земель организациями независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, их руководителями, должностными лицами, а также гражданами. 2. Государственный земельный контроль осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Статья 72. Муниципальный и общественный земельный контроль 1. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется органами местного самоуправления или уполномоченными ими органами. 2. Муниципальный земельный контроль за использованием земель на территории муниципального образования осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и в порядке, установленном нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. 3. Общественный земельный контроль осуществляется органами территориального общественного самоуправления, другими общественными организациями (объединениями), гражданами за соблюдением установленного порядка подготовки и принятия исполнительными органами государственной власти и органами местного самоуправления, предусмотренными статьей 29 настоящего Кодекса, решений, затрагивающих предусмотренные настоящим Кодексом права и законные интересы граждан и юридических лиц, а также за соблюдением требований использования и охраны земель.
Статья 73. Производственный земельный контроль 1. Производственный земельный контроль осуществляется собственником земельного участка, землепользователем, землевладельцем, арендатором земельного участка в ходе осуществления хозяйственной деятельности на земельном участке. 2. Лицо, использующее земельный участок, обязано предоставить сведения об организации производственного земельного контроля в специально уполномоченный орган государственного земельного контроля в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
33. Право собственности на землю граждан и юр. лиц
Содержание права частной собственности на землю
Как уже говорилось, субъектами права частной собственности на землю являются граждане и их объединения (юридические лица). Для того чтобы быть субъектом права частной собственности на земельный участок, лицо должно обладать право- и дееспособностью в соответствии с земельным и гражданским законодательством.
Объект права частной собственности Объектом права частной собственности на землю на землю является земельный участок.
В качестве объекта права частной собственности земельный участок соответствует признакам, установленным для объекта земельного права и гражданского права, как недвижимое имущество.
Кроме того, для того чтобы быть объектом права частной собственности, земельный участок должен быть свободен от законодательных ограничений предоставления земли гражданам и юридическим лицам.
Земельным законодательством закреплены некоторые категории земель, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности и не могут быть переданы в частную собственность. Это: земли историко-культурного назначения; первые зоны земель оздоровительного назначения; земли, предоставленные для нужд обороны.
В дополнение к перечисленному, Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 1992 г. № 631 был утвержден Порядок продажи участков при приватизации государственных и муниципальных предприятий, расширении и дополнительном строительстве этих предприятий, а также предоставленных гражданам и объединениям для предпринимательской деятельности.
Статья 15. Собственность на землю граждан и юридических лиц 1. Собственностью граждан и юридических лиц (частной собственностью) являются земельные участки, приобретенные гражданами и юридическими лицами по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации. 2. Граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности. 3. Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица не могут обладать на праве собственности земельными участками, находящимися на приграничных территориях, перечень которых устанавливается Президентом Российской Федерации в соответствии с федеральным законодательством о Государственной границе Российской Федерации, и на иных установленных особо территориях Российской Федерации в соответствии с федеральными законами.