Земельная реформа начиная с 1990х годов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа

Описание

Земельная реформа имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

Содержание

Введение………………………………………………………2-3
Основная часть………………………………………………..4-19
Заключение……………………………………………………20-21
Используемая литература……………………………………23

Работа состоит из  1 файл

Введение.docx

— 45.95 Кб (Скачать документ)

 

Содержание.

Введение………………………………………………………2-3

Основная часть………………………………………………..4-19

Заключение……………………………………………………20-21

Используемая литература……………………………………23

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

     Центральным звеном системы аграрных отношений, опосредуемых механизмом рынка, остаются земельные отношения. Сложившееся к настоящему времени в этой области экономическое, правовое и хозяйственное регулирование весьма запутанно. При решении любых проблем рыночного оборота земли (купля-продажа, аренда, ипотека), а также ее наследования, дарения и т. д. приходится сталкиваться с неупорядоченностью отношений земельной собственности, деформированностью механизма ее экономической реализации и крайним несовершенством соответствующего законодательства. Прежде всего речь идет о серьезных нарушениях фундаментального права частной собственности на землю, положенного в основу концепции, общего стратегического замысла начатой в 1990-е годы земельной реформы.

     С начала 1990-х годов сельское хозяйство находилось на  периферии государственной политики руководства России. Была резко сокращена государственная поддержка аграрно-промышлснного комплекса (АПК), ликвидирована государственная система материально-технического обеспечения села. Упор был сделан на проведении аграрной реформы путем создания новой аграрной структуры на базе государственных и негосударственных форм собственности.

     Земельная  реформа имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию  форм собственности на землю,  землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого  и экономически обоснованного  перераспределения земель; создание  равных экономических условий  для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма  регулирования земельных отношений  и стимулирования рационального  использования и охраны земель; прекращение процесса деградации  земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.

     Государство  отказалось от монопольной собственности  на землю, но приватизация земли  шла медленно, непоследовательно,  что порождало путаницу и множество  ошибок, особенно в вопросах получения  крестьянами права собственности  на имущество сельхозпредприятий  и землю.

     Первым шагом стал Указ Президента РФ "О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы" от 27 декабря 1991 г.

     При подготовке  проекта указа, а также принятого  29 декабря того же года в  развитие его положений постановления  Правительства РФ "О порядке  реорганизации колхозов и совхозов" группа разработчиков руководствовалась  важнейшим принципом, следование  которому позволило передовым  странам поддерживать устойчивое, высокоэффективное развитие сельского  хозяйства: земля принадлежит  тем, кто живет и трудится  на ней. В соответствии с  ним в стране отменялась государственная  монополия на землю, а занятые  в сельском хозяйстве, включая  работников социальной сферы,  наделялись земельными участками,  то есть должны были стать  их собственниками.

     Указ и постановление  строго регламентировали порядок выделения из коллективных хозяйств индивидуальных производителей, декларировали их права обмена, залога, купли-продажи земельного участка, возлагали ответственность на должностные лица за возможные препятствия этому процессу.

 

 

     Как уже  было сказано, начало реформе положили Указ Президента Российской Федерации «О неотложных мерах по осуществлению земельной реформы в РСФСР» и постановление Правительства "О порядке реорганизации колхозов и совхозов", вышедшие в декабре 1991 г. Согласно этим документам, все сельскохозяйственные предприятия в течение 1992 года были обязаны провести реорганизацию и в двухмесячный срок перейти к "частной, коллективно-долевой и другим формам собственности" в соответствии с Земельным кодексом РСФСР. Местным органам исполнительной власти вменялось в обязанность "обеспечить контроль за реализацией права членов колхозов и работников государственных предприятий на беспрепятственный выход из них для создания крестьянских (фермерских) хозяйств.

     Для обеспечения эволюционного хода земельной реформы в качестве начальной меры указанным постановлением предусматривался раздел обобществленной в советское время земли между бывшими работниками колхозов и совхозов в форме условных долей с последующим выделением земельных участков в натуре и правом новых собственников организовать фермерское хозяйство, вступать в кооперативы, акционерные общества, товарищества и т. д., совершать сделки купли-продажи, аренды, залога, то есть осуществлять рыночный оборот сельскохозяйственных земель. Соответствующие процедуры были закреплены и конкретизированы в других многочисленных актах земельного и общего аграрного законодательства, включая Земельный кодекс РФ, закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и др. При этом неизменно подтверждался закрепленный в Конституции РФ приоритет частной собственности на землю, предполагающий действительное наделение тружеников села реальными земельными участками.

 

     27 октября 1993 года вышел Указ Президента «о регулировании земельных отношений и развитии аграрной реформы в России". Он декларировал право граждан и юридических лиц собственников земельных участков "продавать, передавать по наследству, дарить, сдавать в залог, аренду, обменивать, а также передавать земельный участок или его часть в качестве взноса в уставные фонды (капиталы) акционерных обществ, товариществ, кооперативов, том числе с иностранными инвестициями". Граждане и юридические лица могли вновь объединить свои земельные доли в общую собственность.

    Указ гарантировал неприкосновенность и защиту частной собственности на землю, а также права собственников при совершении сделок с землей. Члены коллективных предприятий должны были получить свидетельства о праве собственности без выделения земли в натуре. Если же они желали «выделиться», рассчитывая организовать свое хозяйство, сдать землю в залог, аренду, обменять земельную долю на имущественный пай, передать его по наследству и т.п., то согласия других собственников на это не требовалось. Собственники земельных паев могли продавать их любым гражданам и юридическим лицам с одним условной — земля должна была использоваться только для производства сельскохозяйственной продукции. Правом скупать землю и продавать ее всем желающим наделялись Комитеты по земельной реформе. Они же получали и право контроля за использованием земель сельскохозяйственного назначения, в том числе и новыми владельцами.

К середине 90-х. годов из 25,5 тыс. колхозов и совхозов было реорганизовано 24 тыс. хозяйств (95%). Из них треть сохранила свой прежний статус. Остальные были преобразованы в акционерные общества, товарищества, кооперативы, ассоциации крестьянских (фермерских) хозяйств и др. Доля государственного сектора в сельскохозяйственном производстве сократилась до 10%.

 

Об изъянах  земельного и общего аграрного законодательства.

     За годы  реформ высказывалось немало  сомнений в профессионализме  законодателей, нередко подражавших  Фиофилакту Беневоленскому из  знаменитой щедринской "Истории  одного города", сочинявшему законы  второго и даже третьего сорта  вроде "Устава о добропорядочном  пирогов печении". То они доверились  исполнительной власти, приняв пресловутый  Федеральный закон N 122, то вообще "недоглядели", проштамповав предложенный  ею же закон N 131, давший муниципальным  "самоуправленцам" новые права,  вплоть до возможности превращения  городов (например, г. Одинцово) в  сельские поселения, то выдумывали  популистские или просто жалкие  подобия законов типа ныне  действующего закона "О сельскохозяйственной  кооперации" 1995 г.

     Этот закон  хотя и завуалировано, но, по сути, возрождает чуждую подлинно кооперативным принципам форму хозяйства - колхоз, который с 2006 г. фактически исключен из статистического учета. В частности, закон устанавливает норму, согласно которой "сохраняющий свой статус" колхоз создается гражданами путем объединения их имущественных паевых взносов, денежных средств, земельных участков, земельных и имущественных долей и другого имущества, поступающего в паевой, или "неделимый", фонд кооператива. Тем самым частная собственность крестьян, в том числе на землю, фактически обобществляется и становится той же коллективной, то есть "совместно-ничейной" собственностью.

     Правда, формально  право частной собственности  члена колхоза на земельную  долю, даже на земельный участок  признается. Но решение о форме  (денежной или натуральной) и  размерах возвращения члену этого  якобы кооператива принадлежавшего  ему ранее имущества в виде  его пая, включая земельный,  с целью осуществления индивидуальной  предпринимательской деятельности  при выходе из колхоза принимает  общее собрание. Советская и несколько модернизированная современная практика создания псевдокооперативов в форме колхоза показала, как такие собрания проводятся и какие на них могут быть приняты решения. Собрание считается правомочным при условии присутствия на нем всего 25% членов с принятием решений простым большинством голосов.

     Возникает  вопрос: а нужно ли такой неудобоваримый, вводящий в заблуждение, рождающий  кооперативных мутантов закон  выполнять? Согласно его норме,  размер операций с нечленами  кооператива может достичь 50% общего их объема, что открывает  широкие возможности для махинаций  в отношении сельского населения  (особенно людей, ведущих свое  приусадебное семейное хозяйство).

     Мало изменил положение и принятый в 2002 г. Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения". Таким образом, применению эффективного механизма реализации частной собственности на землю препятствует отсутствие последовательно прорыночного правового и адекватного ему экономического регулирования земельных отношений вообще и в области оборота сельскохозяйственных земель в частности.

     В отдельных субъектах Федерации (Башкортостан, Северная Осетия, Дагестан и т. д.) сельскохозяйственные земли остались в государственной собственности. Формально указанный федеральный закон в силу его приоритетности признается, но, например, в Республике Дагестан в соответствии с законом от 29.12.2003 г. право купли-продажи земли, как и возможность ее приватизации, отложены на 49 лет с момента его публикации, то есть до 2052 г.

     В ранее принятом, декларативном в своей основе Земельном кодексе РФ, других актах аграрного законодательства содержались многообещающие отсылки к упомянутому закону об обороте сельскохозяйственных земель.     Безусловно, он содержит некоторые нормы, направленные на разрешение отдельных острых вопросов земельного рынка. Но оценить его в целом позитивно не представляется возможным, поскольку его принципиальные положения отдают приоритет не экономическому, а административно-чиновничьему регулированию, волевым решениям, ущемляющим права земельных собственников, прежде всего физических лиц, владельцев земли на бумаге в форме ее аморфных долей.

     На заседании круглого стола по земельно-ипотечному кредитованию, проведенного 27 февраля 2007 г. в Совете Федерации, федеральное агентство "Роснедвижимость" представило информационно-аналитический материал, согласно которому под благовидным предлогом концентрации земли у крупных эффективных собственников предлагается и дальше ущемлять это право, сократив количество оставшихся 8 млн. собственников земельных долей до 3 млн. Высказываются предложения, в том числе представителями аграрной экономической науки, вообще "передать землю народу", то есть провести новую национализацию земли с предоставлением ее сельхозпроизводителям в аренду . А поскольку это означает на деле передачу земли не народу, а в распоряжение тех же чиновников, то последствия такой меры представить нетрудно. Аренда земли с их разрешения обеспечивает огромные возможности для злоупотреблений и коррупционных сделок, которые исключаются при частном владении землей и ее нормальном рыночном обороте.

     Как свидетельствует анализ рассмотренных и других законодательных актов о земле, создается противоречащая концепции земельной реформы, а в существенных моментах - и антиконституционная юридическая база для разного рода чиновничьих и монополистических манипуляций на рынке земли, обеспечивающая свободу действий гигантских земельных конгломератов. Они включают в свою структуру предприятия различных несельскохозяйственных направлений, а также сельскохозяйственные организации, фактически покупаемые земельными монополистами вместе с владельцами земельных долей за символическое вознаграждение или заманчивые обещания.

     В последние годы такие конгломераты получили развитие в разных регионах страны, особенно в Белгородской области, о чем часто с восторгом сообщают средства массовой информации и некоторые экономисты-аграрники, путающие гигантоманию с крупным производством, полагая, что именно такие объединения выведут отечественное сельское хозяйство из кризиса и будут способствовать возрождению деревни. В социально-экономическом плане эти восторги представляются больше эмоциональными, а прогнозы - по меньшей мере сомнительными.

Информация о работе Земельная реформа начиная с 1990х годов