Автор работы: Пользователь скрыл имя, 05 Апреля 2012 в 21:09, курсовая работа
Земельная реформа имела следующие цели: осуществление перехода к многообразию форм собственности на землю, землевладения и землепользования; обеспечение социально справедливого и экономически обоснованного перераспределения земель; создание равных экономических условий для всех форм хозяйствования; создание экономического механизма регулирования земельных отношений и стимулирования рационального использования и охраны земель; прекращение процесса деградации земли и других связанных с нею природных ресурсов, обеспечение их восстановления.
Введение………………………………………………………2-3
Основная часть………………………………………………..4-19
Заключение……………………………………………………20-21
Используемая литература……………………………………23
К настоящему времени в стране уже в основном сложилась достаточно рациональная структура землевладения по формам хозяйства: 45% занимают сельскохозяйственные кооперативы и 22% - ООО. На СХО приходится 48% валовой продукции сельского хозяйства и 77% посевных площадей, а на хозяйства населения (ПСХ и К(Ф)Х) - соответственно 52 и 23%. Однако за внешним структурным благополучием кроются острейшие проблемы создания необходимых правовых, экономических и социальных условий для свободного, творческого и высокопроизводительного труда живущих и работающих на земле.
"Защита земли
равносильна защите
Если несколько перефразировать эти слова Д. И. Менделеева, хорошо знавшего нужды и проблемы сельского хозяйства, то можно сказать: защита земли и самого земледельца сейчас становится неотложной задачей земельной и всей агропродовольственной политики государства. Для ее решения нужно радикально улучшить правовую защиту не только земли, но и всего сельского хозяйства. Кроме того, сейчас крайне актуальна и его государственная экономическая защита с использованием протекционистских мер.
Любому земледельцу должна быть обеспечена оптимальная норма рентабельности, что предполагает соблюдение эквивалентности товарно-денежного обмена, паритета цен. Только в этом случае отрасль может быть защищена от повышенных рисков и удастся обеспечить ее инвестиционную привлекательность. Такой макроэкономический подход к селу и всему сельскому развитию - основополагающий методологический принцип аграрной политики всех цивилизованных стран и в то же время решающая предпосылка высокопроизводительного сельскохозяйственного труда.
Фактически сельское хозяйство перманентно убыточно. Посредники, переработчики и непосредственно государство изымают из него всю земельную ренту, почти весь чистый доход и примерно половину общественно необходимых затрат, что в расчете на товарную продукцию отрасли превышает 200 млрд. руб. в год. Поддержание рентабельности сельскохозяйственного производства на экономически обоснованном, подтвержденном многократными расчетами, уровне в 20-25%, в том числе за счет мер аграрного протекционизма и возврата селу несправедливо изъятой прибавочной стоимости, радикально изменит ситуацию и с ценой земли, и с ее арендой, залогом, повысит инвестиционную привлекательность сельского хозяйства, расширит возможности его интенсификации, усилит мотивацию труда его работников - первичных собственников земли.
Заключение.
Процесс реформирования сельского хозяйства в 1990-е годы носил противоречивый характер. Главным достижением аграрной реформы стало создание фермерских хозяйств. Если к середине 90-х годов их число возросло до 285 тысяч, то в дальнейшем из-за возросших трудностей с материально- техническим обеспечением, ухудшения финансового положения и по другим причинам численность фермерских хозяйств сократилась и стабилизировалась к концу десятилетия на уровне 270 тыс. В 2002 г. в них было занято около 1 млн. человек. Им передали в собственность и в аренду 5% сельхозугодий и 6% пашни страны, на которых они производят примерно 2% валовой продукции сельского хозяйства, в том числе 5% обшего производства зерна. Средний размер фермерского хозяйства составляет 40 га. На долю более 60% фермерских хозяйств приходится менее, чем по 20 га земли. В условиях такого малоземелья рассчитывать на высокую рентабельность фермерского производства не приходится. Тем не менее, с конца 90-х годов начался рост валового производства фермерской продукции. В 2001 г. он составил 6,5%, в 2002 г. — более 20%.
Вместе с тем при проведении земельной реформы не были решены вопросы сохранности земель и повышения эффективности их использования. Так, в сельскохозяйственном производстве не используются более 13 млн га пашни, большие площади сельскохозяйственных угодий заросли кустарником и мелколесьем, заболочены, эродированы, опустошены и деградировали. В результате отсутствия финансирования были практически прекращены работы по восстановлению продуктивных угодий, рекультивации нарушенных земель, мелиорации.
Государственная программа развития сельского хозяйства на 2008-2012 гг., являясь с точки зрения аграрного протекционизма прогрессивным документом, пока "обещает" эту рентабельность на уровне 10%, акцентируя внимание на кредитовании села и обходя острые вопросы ценообразования в сельском хозяйстве. С учетом его скудной государственной инвестиционной поддержки это свидетельствует о том, что между декларациями о приоритетности сельского хозяйства и реальными мерами по ее правовому, экономическому и ресурсному обеспечению существует огромная дистанция.
Чтобы преодолеть эту дистанцию, помимо указанных нужны дополнительные источники средств, которые в сумме позволили бы увеличить федеральный аграрный бюджет минимум до 300 млрд. руб. в год. В их числе можно назвать: 1) незаконно присваиваемую предпринимателями добывающих отраслей сверхприбыль в форме природной ренты; 2) прогрессивный подоходный налог, в том числе особые виды налога на предметы роскоши и "приватизационный" налог на приобретенные в 1990-е годы за бесценок любые объекты общенационального достояния (имеется в виду постепенная, необременительная по размерам компенсация в пользу общества); 3) выручку от продажи пригородных земель сельскохозяйственного назначения; 4) освобождение от налогов хозяйств с рентабельностью ниже критического минимума - 15%. При этом предполагается как строго селективная бюджетная поддержка с учетом эффективности производства, так и общая модернизация социальной и инженерной инфраструктуры села.
Для функционирования земельного рынка необходимы обоснованные расчеты экономической оценки земли. Общая цена земли по кадастровой оценке в 72 субъектах Российской Федерации составляет ориентировочно 1, 7 трлн руб. Но важно располагать нормативными показателями такой оценки в зависимости от действительных различий качества земель по плодородию и местоположению, что ставит на повестку дня почти забытую проблему дифференциальной ренты. В общей теории земельной ренты есть много спорных моментов, а главное, отсутствуют объективные данные о различиях цены земли как капитализированной ренты, что еще сильнее деформирует механизм экономической реализации земельной собственности.
Используемая литература.