Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2011 в 11:13, курсовая работа
Цель данной работы состоит в том, чтобы раскрыть с точки зрения правовых отношений, место авторского договора в системе защиты авторских прав.
В процессе достижения указанной цели в работе решаются следующие задачи:
охарактеризовать место авторского договора в системе гражданских правоотношений;
проанализировать основную классификацию и виды авторских договоров;
охарактеризовать особенности договоров о передаче исключительных и неисключительных прав;
ВВЕДЕНИЕ 4
1. АВТОРСКИЙ ДОГОВОР В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКИХ ПРАВООТНОШЕНИЙ 6
1.1. Правовая природа и сущность авторского права 6
1.2. Понятие авторского договора 16
2. КЛАССИФИКАЦИЯ АВТОРСКИХ ДОГОВОРОВ 25
2.1. Основания классификации и виды авторских договоров 25
2.2. Договоры о передаче исключительных и неисключительных прав 30
3. СОДЕРЖАНИЕ АВТОРСКОГО ДОГОВОРА, ПОРЯДОК ЕГО ЗАКЛЮЧЕНИЯ, ИЗМЕНЕНИЯ И ПРЕКРАЩЕНИЯ 36
3.1. Элементы авторского договора 36
3.2. Порядок заключения, изменения и прекращения авторского договора 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 51
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ СОКРАЩЕНИЙ 53
БИБЛИОГРАФИЯ 54
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 58
24 июня 1994 г. между РФ и Европейским Сообществом подписано Соглашение о партнерстве и сотрудничестве (СПС), в котором стороны подтвердили обязательства, вытекающие из таких многосторонних конвенций, как Парижская Конвенция (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Мадридское Соглашение о международной регистрации знаков (Стокгольмский Акт 1967 г. с дополнениями 1979 г.), Ниццкое Соглашение (Женева, 1977 г. с дополнениями 1979 г.), Будапештский Договор (1977 г. с изменениями 1980 г.), Договор о патентной кооперации (Вашингтон, 1970, с дополнениями и изменениями 1979 и 1984 гг.), Протокола к Мадридскому Соглашению о международной регистрации знаков (Мадрид, 1989). Соглашение предусматривает также, что Россия будет продолжать совершенствование механизма охраны прав на интеллектуальную собственность с тем, чтобы обеспечить уровень защиты, аналогичный существующему в Сообществе. В течение пяти лет после вступления СПС в силу срока Россия должна была присоединиться к многосторонним конвенциям по охране прав на интеллектуальную собственность, участниками которых являются государства-члены Сообщества, либо которые применяются ими de facto, а именно: Бернской Конвенции, Международной Конвенции по охране прав исполнителей, изготовителей фонограмм и вещательных организаций (Рим, 1961 г.), Международной Конвенции по охране новых видов растений (Женева, 1978 г,)1.
Исторически сложилось два подхода в определении юридической природы авторских прав.
В ст.1 Закона "Об авторском праве и смежных правах" от 9 июля 1993 г. понятием "авторское право" охватываются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства. В соответствии с этим законом, объектом авторского права являются как обнародованные, так и необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме:
Охрана программ для ЭВМ распространяется на все виды программ для ЭВМ (в том числе на операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код.
К объектам авторского права также относятся:
Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают.
Не являются объектами авторского права:
Авторское право на произведение науки, литературы и искусства возникает в силу факта его создания. Для возникновения и осуществления авторского права не требуется регистрации произведения, иного специального оформления произведения или соблюдения каких-либо формальностей.
В субъективном смысле авторское право включает в себя несколько правомочий его обладателя. Эти правомочия, в свою очередь, подразделяются на две группы: личные и имущественные. Такое разделение выработано теорией и воспринято законодателем. Однако в реальном, конкретном правоотношении эти правомочия весьма тесно переплетаются: признание личного права (например, права авторства) выступает как предпосылка защиты имущественных прав автора, а иногда, напротив, нарушение имущественного права порождает необходимость защиты личных прав автора, возможны и другие варианты. В то же время сущностные различия личных и имущественных авторских прав закономерно влекут необходимость применения различных правовых средств для защиты первой и второй группы прав соответственно.
К неимущественным правам автора относятся:
При этом личные неимущественные права принадлежат автору независимо от его имущественных прав и сохраняются за ним в случае уступки исключительных прав на использование произведения.
В числе основных имущественных прав автора закон называет:
Автор обладает всей полнотой указанных выше имущественных прав с учетом ограничений, указанных в статьях 17-26 Закона РФ "Об авторском праве и смежных правах". Схематически права автора представлены в Приложении 1.
Авторское право действует в течение всей жизни автора и 50 лет после его смерти. При этом право авторства, право на имя и право на защиту репутации автора охраняются бессрочно. Авторское право переходит по наследству, кроме права авторства, права на имя и права на защиту репутации автора произведения.
Обобщая сказанное выше, можно сделать следующие выводы:
1. Авторское право и регулируемые им имущественные и личные неимущественные отношения связаны с созданием и использовании произведений литературы, науки и искусства. Авторское право как самостоятельный институт решает конкретные задачи, которые включают всемерную охрану, имущественных, личных неимущественных прав и законных интересов авторов; обеспечение правовыми средствами наиболее благоприятных условий для создания научных и художественных произведений; широкое использование их обществом.
2. Основными правовыми актами, регулирующими систему авторского права в нашей стране, являются Закон РФ "Об авторском праве и смежных правах", Закон РФ "О правовой охране программ для электронно-вычислительных машин и баз данных". Эти законы отвечают международным стандартам в этой области и позволили России присоединиться к ряду международных договоров.
1.2. Понятие
авторского договора
В цивилистике договором признается соглашение двух или нескольких лиц об установлении, изменении или прекращении гражданских прав и обязанностей. Отмечается также, что гражданско-правовой договор - это документ, закрепляющий факт установления обязательственного правоотношения.
Гражданско-правовые договоры, к числу которых относится договор купли-продажи, выражая согласованную волю сторон на достижение отвечающей действующему правопорядку цели, порождают, изменяют или прекращают, как правило, соответствующие имущественные правоотношения. Эти договоры - одно из важнейших оснований возникновения обязательств. Некоторые договоры наряду с обязательственными порождают также вещные правоотношения - правоотношения собственности, хозяйственного ведения, оперативного управления. В определенных случаях договоры служат основанием возникновения не только имущественных, но и личных неимущественных правоотношений (например, авторские договоры).
Договоры, связанные с созданием и использованием произведений интеллектуального творчества, составляют самостоятельную группу гражданско-правовых договоров. Одни из них заключаются организациями (издательствами, театрами, радио-, киностудиями и т.д.) и авторами по поводу создания и использования произведений творчества, другие возникают в связи с деятельностью культурных учреждений, распространяющих и использующих произведения авторов. Возможны договоры между гражданами на создание и использование произведения для удовлетворения личных потребностей.
Понимание правовой природы авторских прав имеет важное практическое значение прежде всего для определения совокупности авторских правомочий, передача которых возможна, и к тому же для установления сущности авторских договоров, режима использования прав, приобретенных в результате заключения названных договоров.
Первый, так называемый "проприетарный" подход основан на отождествлении права создателя на достигнутый результат с правом собственности лица, создавшего материальный объект. Так, в российском законодательстве XIX в. право автора на созданное им произведение трактовалось как право собственности, а предпринимателям предоставлялась возможность не только "покупать" авторское право на данное произведение, но и становиться собственником всего будущего творчества автора.
Другой подход - через призму понятия исключительных прав.
Понятие авторского договора формировалось постепенно. На него большое влияние оказывали различные подходы к пониманию авторского права.
В юридической литературе 30-40-х годов издательский договор толковался как один из способов отчуждения, "переуступки" автором принадлежащего ему исключительного права на издание и распространение своего произведения. Такое толкование основывалось на законе, поскольку Основы авторского права 1928 г. рассматривали издательский договор как соглашение "Об уступке авторского права". Ряд цивилистов более поздних лет разделял эту точку зрения.
Другие авторы критиковали теорию "отчуждения", "уступки", подчеркивая, что исключительный характер прав автора состоит в их неотчуждаемости, неотторжимости от личности автора в течение всей его жизни или в течение срока, определенного законом для особых случаев, в недопустимости перенесения прав автора на другое лицо. В результате сформировался иной подход к пониманию авторского договора -- не как способа отчуждения авторских прав, а как способа реализации принадлежащих автору прав.
В 50-е годы возникла теория "разрешения". Ее сторонники считали, что по договору автор разрешает опубликование произведения. При передаче произведения организации автор только реализует принадлежащее ему право на выпуск произведения в свет. Таким образом, намечается иная тенденция в трактовке издательского договора -- как соглашения об использовании произведения.
После кодификации гражданского законодательства в 1964 г. и включения в него раздела "Авторское право" утвердилось единое понятие авторского договора. ГК РСФСР давал следующее определение авторского договора: "по авторскому договору автор передает или обязуется создать и в установленный договором срок передать свое произведение организации для использования обусловленным по договору способом, а организация обязуется осуществить или начать это использование в установленный договором срок, а также уплатить автору вознаграждение, кроме случаев указанных в законе".
С принятием 7 июля 1993 г. ВС РФ закона "Об авторском праве и смежных правах" восстановлена конструкция об уступке, передаче прав по авторскому договору. Передача имущественных прав может осуществляться на основе авторского договора о передаче исключительных прав или на основе авторского договора о передаче неисключительных прав.
С конструкцией об уступке прав соседствует разрешительная конструкция -- автор дает согласие на определенные действия по использованию его произведения. Подобная непоследовательность отражается на нормах закона, предназначенных для регулирования договорных отношений автора и пользователя. Если автор разрешает определенные действия в отношении своего произведения (воспроизводить, распространять, публично исполнять и т.д.), то ему вовсе не надо передавать права. По сути дела автор совместно с организацией определяет способ использования произведения.