Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2012 в 13:54, контрольная работа
Цель работы заключается в выработке и обосновании предложения по улучшению правового регулирования общественных отношений в области авторского права и смежных прав.
Введение_________________________________________________________3
Глава I Исторические аспекты авторского права и смежных прав._________5
Глава II Правовой режим и защита объектов авторского права и смежных прав._____________________________________________________11
2.1 Правовой режим объектов авторских правильной______________11
2.2 Меры защиты авторских и смежных прав _____________________18
Глава III Проблемы и направления совершенствования правового регулирования в области авторского права и смежных прав._____________26
Заключение______________________________________________________32
Список источников и литературы____________________________________33
Государственный Санкт-Петербургский Морской Технический Университет
Факультет вечерне-заочного обучения
Кафедра гражданского и коммерческого права
Контрольная работа
по дисциплине
Российское предпринимательское право
на тему:
«Авторское право и смежные права. Вопросы правоприменения.»
Санкт-Петербург
СОДЕРЖАНИЕ
35
Введение______________________
Глава I Исторические аспекты авторского права и смежных прав._________5
Глава II Правовой режим и защита объектов авторского права и смежных прав._________________________
2.1 Правовой режим объектов авторских правильной______________11
2.2 Меры защиты авторских и смежных прав _____________________18
Глава III Проблемы и направления совершенствования правового регулирования в области авторского права и смежных прав._____________26
Заключение____________________
Список источников и литературы____________________
Введение
Развитие человечества предполагает развитие его духовно-культурной сферы, которая в частности, выражается в создании новых произведений. Правовое регулирование отношений в области авторских и смежных прав, защиты создателя произведения, статус иных лиц, участвующих в отношениях по использованию произведений имеет свои недостатки, что приводит к возникновению сложных ситуаций и проблем, требующих эффективного разрешения.
Определение объектов авторского права содержится в п. 1 ст. 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации[1], согласно которому объектами авторских прав являются произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения:
литературные произведения;
драматические и музыкально-драматические произведения, сценарные произведения;
хореографические произведения и пантомимы;
музыкальные произведения с текстом или без текста;
аудиовизуальные произведения;
произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства;
произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства;
произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства, в том числе в виде проектов, чертежей, изображений и макетов;
фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии;
географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам;
другие произведения.
К объектам авторских прав также относятся программы для ЭВМ, которые охраняются как литературные произведения.
Круг объектов авторских прав весьма широк, правовое регулирование охраны, защиты, осуществления авторских и смежных прав обладает особой спецификой. Правовое регулирование общественных отношений в области авторского права и смежных прав является предметом исследования настоящей работы.
Цель работы заключается в выработке и обосновании предложения по улучшению правового регулирования общественных отношений в области авторского права и смежных прав.
Задачи:
1. Рассмотреть исторические аспекты развития авторского права и смежных прав.
2. Исследовать правовой режим объектов авторских и смежных прав.
3. Выявить недостатки в правовом регулировании данных отношений.
4.Проанализировать качество современного законодательства данной области.
5. Обозначить международные нормы, регулирующие отношения указанной области.
6. Рассмотреть меры защиты авторских прав и их классификацию.
7. Исследовать судебную практику.
8. Сформулировать и обосновать предложения по устранению недостатков.
В целях комплексного анализа авторского права в России, для выполнения поставленных задач и достижения цели работы использован метод асинхронного сравнительно-правового анализа.
Глава 1. Исторические аспекты развития авторского права и смежных прав.
Процесс становления, развития и охраны авторского права в разных странах шел по-разному. Преимущественно в законодательстве выделялось два подхода: континентальный (развитие происходило в направлении охраны прав авторов) и англо-американский (усиливалась охрана экономических прав издателей)[2]. Российское авторское право в целом принадлежит к семье европейского, континентального права. Тем не менее история российского авторского права отличается от истории авторского права других стран не только особенностями государственного характера, но и запоздалым своим появлением, что обусловлено особенностями общественно-политического устройства нашего государства и своеобразием ее исторического развития. Первые законы, регулирующие авторские отношения, были приняты в России лишь во второй четверти XIX в. Важной их особенностью при этом являлась тесная связь с цензурным законодательством, которое родилось в нашей стране значительно раньше.
Первый относительно полноценный закон об авторском праве в России появился также в рамках законодательства о цензуре. Утвержденный 22 апреля 1828 г. третий Цензурный устав (первый был принят 21 июля 1804 г., второй - 10 июня 1826 г.) содержал специальную главу, которая называлась «О Сочинителях и Издателях книг». Указанная глава, состоявшая всего из семи параграфов (§ 133 - 139), дополнялась более развернутым Положением о правах Сочинителей, которое служило приложением к Цензурному уставу. В § 10 указанного Положения содержалась норма, в соответствии с которой «случайное перепечатание в каком-либо издании мелкой статьи, не занимающей более одного печатного листа, или перевод оной на другой язык, а равно и перепечатание известий политических (с указанием источника) или до Словесности, Наук и Художеств относящихся, не почитается контрафакциею». В § 11 предусматривалось, что «ссылки на книгу не почитаются контрафакциею, но токмо при соединении следующих условий: a) если в ссылках выписанное не более третьей части книги (заключающей в себе более одного печатного листа) и b) если текста самого Сочинителя находится вдвое более против ссылок из одной какой-либо книги». Иными словами, Положение о правах Сочинителей 1828 г. допускало случаи свободного использования произведения в информационных целях и цитирование произведения в оригинале и в переводе в объеме, оправданном целью цитирования. Как отмечал К.П. Победоносцев, «перепечатка случается обыкновенно при рецензиях в журналах, но когда журналист, под видом рецензии или под другим предлогом, перепечатывает вполне и постоянно мелкие из чужих изданий статьи, хотя бы они занимали и менее одного печатного листа по последнему изданию, то закон нарушается». Указанные нормы, по сути, положили начало формированию института ограничений исключительных прав в российском законодательстве.
В 1830 г. было утверждено новое Положение о правах Сочинителей, Переводчиков и Издателей, которое значительно дополнило Положение 1828 г. К уже существовавшим на тот момент нормам о свободном использовании произведений законодатель добавил § 17, в соответствии с которым «помещение в хрестоматиях и других учебных книгах каких-либо статей или отрывков из других сочинений не почитается самовольным изданием, хотя бы таковое заимствование в сложности разных мест книги составляло и более одного листа». Таким образом, в законодательство об авторском праве была включена норма о цитировании произведений для учебных целей, причем без каких-либо ограничений в объеме цитирования. Также законодатель добавил уточнение к § 16, согласно которому «при определении, как велика помещенная в журнале или каком-либо ином собрании статья, принимается в основание последнее издание книги, из коей взята сия статья»[3].
При издании Свода законов в 1832 г. Цензурный устав вошел в качестве приложения к ст. 129 Устава о предупреждении и пресечении преступлений (т. XIV), где Положение о правах Сочинителей разместилось в § 254 - 292. В издании 1842 г. нормы о правах сочинителей остались в составе Цензурного устава и составили § 257 - 295 приложения к ст. 147.
Дальнейшее развитие авторского права в XIX в. шло по пути постепенного расширения числа охраняемых произведений и признаваемых законом авторских правомочий. В 1845 г. были приняты нормы, регламентировавшие авторские права композиторов, а в 1846 г. - авторские права художников и архитекторов. Однако в них никаких нововведений относительно свободного использования произведений предусмотрено не было.
В издании Свода законов 1857 г. Цензурный устав обрел самостоятельность в т. XIV, а права сочинителей составили в нем § 282 - 312, которые включили в себя нормы о литературной (художественной) и музыкальной собственности. В 1886 г. была подписана Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений, однако Россия осталась в стороне. Прежде всего потому, что авторам предоставлялось право запрещать внесение изменений в их книги, а это ущемляло права государственной цензуры. Экономические интересы Правительства России и отсутствие хорошо организованных авторских обществ, которые в свою очередь могли бы защищать экономические интересы русских авторов, также были причиной того, что Россия отказалась в XIX в. от присоединения к Бернской конвенции. Не помогли решить этот вопрос и обращения к обществу ряда русских и зарубежных писателей.
В 1887 г. нормы о праве собственности на произведения наук, словесности, художеств и искусств были перенесены в т. X ч. I в качестве приложения к примечанию 2 ст. 420.
20 марта 1911 г. был принят Закон об авторском праве, который явился первым самостоятельным нормативным правовым актом в истории России, призванным регулировать отношения в области авторского права. Он был составлен на основе западноевропейского законодательства и международных соглашений в области авторского права того времени, однако отражал традиционный для России более низкий уровень охраны авторских прав. В Законе 1911 г. нашли отражение передовые идеи германских Законов 1901 и 1907 гг., а также Бернской конвенции в ее Берлинской редакции 1908 г. Нововведения коснулись и норм о свободном использовании произведений. Так, ст. 38 второй главы Закона «Авторское право на литературные произведения» предусматривалось, что «речи, произнесенные публично в законодательных учреждениях, в судебных установлениях, в земских, городских, сословных и других общественных собраниях и, вообще, во всех публичных собраниях, могут быть печатаемы в повременных изданиях, а также в отдельных отчетах о заседаниях означенных учреждений и собраний, без согласия автора». Согласно ст. 39 в литературных произведениях допускались «небольшие выписки из появившихся уже в свет чужих сочинений или даже полная перепечатка чужих, незначительных по объему, произведений, под условием помещения таких выписок или перепечаток в сочинении, составляющем самостоятельное целое, или же в хрестоматиях и других сборниках с учебною, научною либо техническою целью». Статья 40 вводила правило о том, что «в газетах, журналах и прочих повременных изданиях допускается перепечатка из других повременных изданий известий о текущих событиях, о новостях дня, а равно иногородних сообщений по телеграфу и телефону, хотя бы получаемых от собственных корреспондентов». При этом в Законе делалась оговорка, что постоянные из одного и того же издания перепечатки воспрещаются. Положения второй главы Закона распространялись и на географические, топографические, астрономические и иного рода карты, глобусы, атласы, рисунки по естествознанию, строительные и другие технические планы, рисунки, чертежи и тому подобные произведения, если по главной цели своей и назначению такие произведения не относились к числу художественных[4].
После известных событий 1917 г. гражданское законодательство, действовавшее на территории бывшей Российской империи, включая Закон об авторском праве 1911 г., было отменено. Первым советским нормативным правовым актом в сфере регулирования авторского права стал Декрет Центрального исполнительного комитета Совета рабочих, солдатских и крестьянских депутатов (далее - ЦИК) от 29 декабря 1917 г. «О государственном издательстве», в котором закреплялся переход прав на все литературные произведения в собственность государства. Та же линия была продолжена Декретом Совета народных комиссаров (далее - СНК) от 26 ноября 1918 г. «О признании научных, литературных, музыкальных и художественных произведений государственным достоянием». Однако норм о свободном использовании произведений указанные акты не содержали. Таким образом, авторское право периода «военного коммунизма» характеризовалось коренной ломкой прежнего законодательства Российской империи и попытками внедрить в рассматриваемую сферу нормы, согласующиеся лишь с большевистскими взглядами.
Информация о работе Авторское право и смежные права. Проблемы правоприменения