Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа
В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав
Содержание:
Введение
Глава 1 Понятие, предмет авторских и смежных прав. Особенности правового регулирования авторских и смежных прав.
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы.
учреждение образования Академия МВД Республики Беларусь
Кафедра
гражданского и трудового права
по гражданскому
праву
Тема
: Авторское право и смежные права
(общая характеристика)
Минск,
2006г.
Содержание:
Глава
1 Понятие, предмет авторских и
смежных прав. Особенности правового
регулирования авторских и
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список
использованных нормативных актов
и литературы.
Более 500 лет назад, когда еще горели костры инквизиции, люди изобрели книгопечатание. Спрос на книги был огромным. Этим-то обстоятельством и пользовались первые предприимчивые люди: они перепечатывали уже изданные кем-то книги. В Европе тогда против непорядочных изготовителей печатной продукции предпринимались определенные меры. Так, первым издателем выдавались особые государственные бумаги-привилегии, гарантирующие право на изготовление и продажу определенных книг.
В последние годы пиратство приобретает все больший размах в связи с тем, что продукты интеллектуальной деятельности стали одним из основных товаров как традиционной торговли, так и электронной коммерции. Причем идеальным товаром оказались именно объекты авторского права, поскольку все они могут быть размещены в Интернете. Следовательно, доступны многим пользователям на тех или иных условиях, а иногда и без всяких условий [12].
Актуальность выбранной мною темы заключается в том, что авторское право и смежные права способствуют созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов, обеспечивает широким слоям населения доступ к произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня, поэтому и не утратила своей значимости защита авторского права и в наши дни, причем система охраны авторских прав постоянно совершенствуется.
В
работе рассматриваются: понятие, предмет
авторского и смежных прав, объекты и субъекты
авторского и смежных прав, сфера действия
и особенности правового регулирования
авторского и смежных прав. В отдельную
главу выделены права на объекты авторского
и смежных прав.
Глава 1 Понятие, предмет авторского права и смежных прав.
Авторское право и смежные права – в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также отношения, касающиеся исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Согласно ст. 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) и принятым в соответствии с ним Законом от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции закона от 11 августа 1998 г.) и другими актами законодательства.
Авторское право – это особый гражданско-правовой институт. От родственных институтов, регулирующих отношения, связанные с творчеством (изобретательское право, право на промышленный образец, полезную модель) отличается рядом особенностей. Основу авторского права составляют произведения науки, литературы и искусства, которые отражают объективную действительность специфическими средствами (путем понятий и образов). Эти произведения неповторимы, поскольку для них существенное значение имеет не только содержание, но и индивидуальная творческая манера данного автора. Созданные автором продукты творчества в отличие от других продуктов труда не обезличиваются: это результат творческой деятельности конкретных ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов. Иными словами, произведения науки, литературы и искусства – это результат труда их создателя, поэтому они подлежат строгой индивидуализации.
Произведения, охраняемые авторским правом, могут отражать любые явления объективного мира – как общественного, так и естественного характера. Вместе с тем произведения литературы и искусства отражают объективную действительность, не решая конкретных производственно-практических задач. Они способствуют осуществлению поставленных задач путем эмоционального воздействия на психику людей указанных произведений.
Авторское право призвано стимулировать создание произведений науки, литературы и искусства, осуществлять воспитательные функции, способствовать формированию высоких нравственных качеств, распространять и использовать их в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Результаты интеллектуальной творческой деятельности, как и интересы личного и имущественного характера авторов произведений науки, литературы и искусства, должны находиться под правовой охраной.
Таким образом, предметом авторского права являются регулируемые им личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием произведений науки, литературы и искусства [13: стр.593-594].
Смежные права обычно понимаются как права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций радиотелевещания в отношении их деятельности в связи с публичным использованием произведений авторов, выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений. Норма ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) относит исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания к разновидностям объектов интеллектуальной собственности (результатам интеллектуальной деятельности).
Определение смежных прав отсутствует как в международных документах (Римской конвенции, Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, Соглашении ТРИПС), так и в национальных законодательствах стран-участниц данных международных документов. Понятие "смежные права" не раскрывается ни в Законе "Об авторском праве и смежных правах" Российской Федерации, ни в аналогичных Законах Украины, Молдовы, Литвы. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) также не дает расшифровки понятия смежных прав.
Иными словами, три неоднородные, но по своей сути схожие, категории прав - исполнительские, фонограммные и вещательные, - были объединены в одну большую группу под одним названием, которое в русском переводе звучит как "смежные права". Причем данное выражение в любом языковом варианте не несет в себе какой-либо сущностной нагрузки, отражающей то общее, что объединяет эти три категории прав[11].
Тем
не менее закрепление в
При определении правовой природы смежных прав, представляющих собой часть системы прав интеллектуальной собственности, невозможно обойтись без анализа самой правовой конструкции "интеллектуальная собственность", а также сравнительного анализа институтов смежных прав и авторского права, являющиеся наиболее близкими и взаимозависимыми друг от друга.
Особенности смежных прав:
1)
тесная связь смежных прав
с авторским правом и друг
с другом. Иерархичность прав. Из
всех исключительных прав
Связь
смежных прав с авторским проявляется
в наличии общих черт, среди
которых можно назвать
В отношении признания в качестве существенного признака смежных прав их связи с авторским правом следует сделать оговорку, что такая связь наблюдается только в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир произведение.
В
более широком понимании
2) отграничение смежных прав от авторских, их производность и зависимость. Самостоятельность смежных прав. Смежные права - самостоятельная правовая категория, которая близка, но не сводится к авторскому праву. И хотя объектам смежных прав больше присущ не творческий (за исключением исполнений), а технический и организационный характер, однако они также являются результатами интеллектуального труда человека, признаны законодателем нематериальными ценностями, частью интеллектуального наследия человечества и поэтому обоснованно заслуживают самостоятельной охраны. Более приемлемым критерием для разграничения авторского права и смежных прав следует признать назначение деятельности субъектов авторского и смежных прав. Главным назначением деятельности авторов является создание произведений литературы, науки и искусства. В случаях, когда авторы сами одновременно создают и исполняют свои произведения, в том числе авторы-исполнители, они отдельно получают как авторскую, так и исполнительскую охрану, что, кстати, также служит подтверждением самостоятельности институтов авторского права и смежных прав. Назначением деятельности исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций является распространение произведений, событий, информации, звуков или изображений.
Эти две сферы - авторских прав по созданию произведений и смежных прав по распространению произведений, несмотря на их взаимосвязь, существуют параллельно друг другу, сосуществуют взаимодействуя, решая при этом, как самостоятельные институты права, собственные проблемы и задачи.
Самостоятельность
смежных прав не исключает их производности
и зависимости от авторских прав.
Термины "производность", "зависимость"
и "иерархическая
3)
ограниченность в распоряжении
правами в силу конфликта