Авторское право и смежные права

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа

Описание

В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав

Содержание

Содержание:
Введение
Глава 1 Понятие, предмет авторских и смежных прав. Особенности правового регулирования авторских и смежных прав.
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы.

Работа состоит из  1 файл

Авторское право и смежные права.DOC

— 1.00 Мб (Скачать документ)

учреждение  образования Академия МВД Республики Беларусь

Кафедра  гражданского и трудового права 
 
 
 

Курсовая  работа

по гражданскому праву 
 

Тема :  Авторское право и смежные права (общая характеристика) 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                       Выполнил: 

                                                                                       Курсант 303 уч. группы

                                                                                       Рядовой милиции

                                                                                      Лысенков Сергей Васильевич

                                                                                      Зачетная книжка №40/03 
 
 
 

Минск,  2006г. 

Содержание:

Введение 

Глава 1 Понятие, предмет авторских и  смежных прав. Особенности правового  регулирования авторских и смежных  прав.

Глава 2 Субъекты, объекты авторского права  и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.

Глава 3 Права  на объекты авторского и смежных прав.

§ 1 Личные неимущественные права на объекты  авторс-

кого  права и смежных прав.

§ 2 Исключительные права на объекты авторского права  и смежных прав.

Заключение

Список  использованных нормативных актов  и литературы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Введение

    Более 500 лет назад, когда еще горели костры инквизиции, люди изобрели книгопечатание. Спрос на книги был огромным. Этим-то обстоятельством и пользовались первые предприимчивые люди: они перепечатывали уже изданные кем-то книги. В Европе тогда против непорядочных изготовителей печатной продукции предпринимались определенные меры. Так, первым издателем выдавались особые государственные бумаги-привилегии, гарантирующие право на изготовление и продажу определенных книг.

    В последние годы пиратство приобретает все больший размах в связи с тем, что продукты интеллектуальной деятельности стали одним из основных товаров как традиционной торговли, так и электронной коммерции. Причем идеальным товаром оказались именно объекты авторского права, поскольку все они могут быть размещены в Интернете. Следовательно, доступны многим пользователям на тех или иных условиях, а иногда и без всяких условий [12].

    Актуальность  выбранной мною темы заключается в том, что авторское право и смежные права способствуют созданию наиболее благоприятных условий для творческого труда путем предоставления субъектам авторского права и смежных прав надежной правовой охраны их личных неимущественных и имущественных интересов, обеспечивает широким слоям населения доступ к  произведениям науки, литературы и искусства в целях образования, воспитания, повышения культурного уровня, поэтому и не утратила своей значимости защита авторского права и в наши дни, причем система охраны авторских прав постоянно совершенствуется.

    В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав.  
 
 

    Глава 1 Понятие, предмет авторского права  и смежных прав.

    Авторское право и смежные права – в совокупности представляют собой самостоятельный институт гражданского права, нормами которого регулируются отношения, возникающие в связи с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также отношения, касающиеся исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного или кабельного вещания (смежные права). Согласно ст. 990 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее ГК) и принятым в соответствии с ним Законом от 16 мая 1996 г. «Об авторском праве и смежных правах» (в редакции закона от 11 августа 1998 г.) и другими актами законодательства.

    Авторское право – это особый гражданско-правовой институт. От родственных институтов, регулирующих отношения, связанные с творчеством (изобретательское право, право на промышленный образец, полезную модель) отличается рядом особенностей. Основу авторского права составляют произведения науки, литературы и искусства, которые отражают объективную действительность специфическими средствами (путем понятий и образов). Эти произведения неповторимы, поскольку для них существенное значение имеет не только содержание, но и индивидуальная творческая манера данного автора. Созданные автором продукты творчества в отличие от других продуктов труда не обезличиваются: это результат творческой деятельности конкретных ученых, писателей, художников, скульпторов, архитекторов. Иными словами, произведения науки, литературы и искусства – это результат труда их создателя, поэтому они подлежат строгой индивидуализации.

    Произведения, охраняемые авторским правом, могут  отражать любые явления объективного мира – как общественного, так  и естественного характера. Вместе с тем произведения литературы и  искусства отражают объективную действительность, не решая конкретных производственно-практических задач. Они способствуют осуществлению поставленных задач путем эмоционального воздействия на психику людей указанных произведений.

    Авторское право призвано стимулировать создание произведений науки, литературы и искусства, осуществлять воспитательные функции, способствовать формированию высоких нравственных качеств, распространять и использовать их в интересах общества в целом и каждого гражданина в отдельности. Результаты интеллектуальной творческой деятельности, как и интересы личного и имущественного характера авторов произведений науки, литературы и искусства, должны находиться под правовой охраной.

    Таким образом, предметом авторского права являются регулируемые им личные неимущественные и имущественные отношения, связанные с созданием произведений науки, литературы и искусства [13: стр.593-594].

    Смежные права обычно понимаются как права, предоставляемые для охраны интересов  исполнителей, производителей фонограмм  и организаций радиотелевещания в отношении их деятельности в связи с публичным использованием произведений авторов, выступлений артистов или доведением до всеобщего сведения событий, информации и каких-либо звуков или изображений. Норма ст. 980 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее - ГК) относит исполнения, фонограммы и передачи организаций вещания к разновидностям объектов интеллектуальной собственности (результатам интеллектуальной деятельности).           

    Определение смежных прав отсутствует как  в международных документах (Римской конвенции, Договоре ВОИС по исполнениям и фонограммам, Соглашении ТРИПС), так и в национальных законодательствах стран-участниц данных международных документов. Понятие "смежные права" не раскрывается ни в Законе "Об авторском праве и смежных правах" Российской Федерации, ни в аналогичных Законах Украины, Молдовы, Литвы. Закон Республики Беларусь от 16 мая 1996 г. "Об авторском праве и смежных правах" (далее - Закон) также не дает расшифровки понятия смежных прав.

    Иными словами, три неоднородные, но по своей сути схожие, категории прав - исполнительские, фонограммные и вещательные, - были объединены в одну большую группу под одним названием, которое в русском переводе звучит как "смежные права". Причем данное выражение в любом языковом варианте не несет в себе какой-либо сущностной нагрузки, отражающей то общее, что объединяет эти три категории прав[11].

    Тем не менее закрепление в законодательстве определения "смежных прав" все же представляется не лишним, поскольку послужит более четкому и однозначному толкованию практиками института смежных прав. На наш взгляд, за основу определения "смежных прав" можно взять толкование, данное Глоссарием ВОИС, с учетом статьи 990 ГК: смежные права - права, предоставляемые для охраны интересов исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания в отношении их деятельности, связанной с созданием и использованием исполнений, фонограмм, передач организаций эфирного и кабельного вещания.

    При определении правовой природы смежных  прав, представляющих собой часть системы прав интеллектуальной собственности, невозможно обойтись без анализа самой правовой конструкции "интеллектуальная собственность", а также сравнительного анализа институтов смежных прав и авторского права, являющиеся наиболее близкими и взаимозависимыми друг от друга.

    Особенности смежных прав:

    1) тесная связь смежных прав  с авторским правом и друг  с другом. Иерархичность прав. Из  всех исключительных прав смежные  права наиболее тесно связаны  с авторским правом, поскольку  они, во-первых, являются способами использования произведений, а во-вторых, имеют ряд сходных черт с правом авторов.

    Связь смежных прав с авторским проявляется  в наличии общих черт, среди  которых можно назвать следующие: наличие личных неимущественных прав как у авторов, так и у исполнителей; наличие права на вознаграждение; международная охрана, в том числе в международно-правовых конвенциях, в которых закреплена норма о предоставлении минимального уровня охраны иностранцам, как и гражданам своей страны; наличие творческого характера в деятельности как автора, так и исполнителя; основанием возникновения является, как и в случае с произведением, факт создания объекта или сделка, а не регистрация или признание его каким-либо государственным органом; дублирование многих прав, имеющихся и у авторов, например права на воспроизведение, права на распространение, право на переработку и др. В отношении смежных прав могут быть применены по аналогии многие нормы, относящиеся к авторскому праву. Например, пункт 6 статьи 38 Закона прямо указывает на применение по аналогии норм об авторском договоре в отношении уступки и передачи смежных прав.

    В отношении признания в качестве существенного признака смежных  прав их связи с авторским правом следует сделать оговорку, что  такая связь наблюдается только в том случае, когда исполняется, записывается на фонограмму или передается в эфир произведение.

    В более широком понимании смежных  прав как охраняемых видов деятельности по распространению не только произведений литературы и искусства, но и событий, информации, звуков или изображений, данный признак связи смежных прав с авторским, в качестве существенного, действовать не будет. Для смежных прав характерна тесная связь не только с авторским правом, но и друг с другом

    2) отграничение смежных прав от авторских, их производность и зависимость. Самостоятельность смежных прав. Смежные права - самостоятельная правовая категория, которая близка, но не сводится к авторскому праву. И хотя объектам смежных прав больше присущ не творческий (за исключением исполнений), а технический и организационный характер, однако они также являются результатами интеллектуального труда человека, признаны законодателем нематериальными ценностями, частью интеллектуального наследия человечества и поэтому обоснованно заслуживают самостоятельной охраны. Более приемлемым критерием для разграничения авторского права и смежных прав следует признать назначение деятельности субъектов авторского и смежных прав. Главным назначением деятельности авторов является создание произведений литературы, науки и искусства. В случаях, когда авторы сами одновременно создают и исполняют свои произведения, в том числе авторы-исполнители, они отдельно получают как авторскую, так и исполнительскую охрану, что, кстати, также служит подтверждением самостоятельности институтов авторского права и смежных прав. Назначением деятельности исполнителей, производителей фонограмм и вещательных организаций является распространение произведений, событий, информации, звуков или изображений.

    Эти две сферы - авторских прав по созданию произведений и смежных прав по распространению произведений, несмотря на их взаимосвязь, существуют параллельно друг другу, сосуществуют взаимодействуя, решая при этом, как самостоятельные институты права, собственные проблемы и задачи.

    Самостоятельность смежных прав не исключает их производности  и зависимости от авторских прав. Термины "производность", "зависимость" и "иерархическая соподчиненность" являются характеристиками такой черты  смежных прав, как связи с авторским  правом и друг с другом;

    3) ограниченность в распоряжении  правами в силу конфликта взаимосвязанных  исключительных прав. Широкое распространение  автоматического перехода прав. Для всех субъектов смежных  прав характерна такая черта,  как ограниченность в распоряжении своими правами на собственный объект пределами передачи прав обладателями используемых ими объектов. К механизмам, которые призваны устанавливать гармоничные отношения между авторами, исполнителями, производителями фонограмм и вещательными организациями, можно отнести как международные нормы, так и нормы в национальных законодательствах, регулирующие баланс интересов субъектов конфликтных прав.

Информация о работе Авторское право и смежные права