Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 18:29, курсовая работа
В работе рассматриваются: понятие, предмет авторского и смежных прав, объекты и субъекты авторского и смежных прав, сфера действия и особенности правового регулирования авторского и смежных прав. В отдельную главу выделены права на объекты авторского и смежных прав
Содержание:
Введение
Глава 1 Понятие, предмет авторских и смежных прав. Особенности правового регулирования авторских и смежных прав.
Глава 2 Субъекты, объекты авторского права и смежных прав. Сфера действия авторского права и смежных прав.
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
§ 1 Личные неимущественные права на объекты авторс-
кого права и смежных прав.
§ 2 Исключительные права на объекты авторского права и смежных прав.
Заключение
Список использованных нормативных актов и литературы.
1.
Авторское право в
2. Положения настоящего Закона применяются к:
произведениям, авторы которых являются гражданами Республики Беларусь или постоянно проживают на территории Республики Беларусь, независимо от места их первого опубликования;
произведениям, впервые опубликованным либо находящимся на территории Республики Беларусь, независимо от гражданства или постоянного места проживания их авторов;
другим произведениям, охраняемым на территории Республики Беларусь в соответствии с международными договорами Республики Беларусь.
3. Произведение
также считается впервые
Предоставление охраны объектам смежных прав осуществляется в зависимости от следующих критериев: гражданства субъекта смежных прав, если речь идет о физическом лице, или официального и местонахождения юридического лица и места первого опубликования фонограммы.
С учетом названных критериев п. 1 ст. 995 ГК определяет сферу действия смежных прав в отношении исполнений и постановок, п. 2 ст. 995 ГК – в отношении фонограмм, п. 3 ст. 995 ГК – в отношении передач эфирного или кабельного вещания.
Охране подлежат не только «живое» исполнение, но и исполнение записанное на фонограмму, а также не записанное на фонограмму, но включенное в передачу эфирного или кабельного вещания.
Если исполнителем, режиссером-постановщиком является гражданин Республики Беларусь, то его исполнение, постановка охраняются независимо от места первого исполнения.
Если изготовителем фонограммы является гражданин Республики Беларусь или юридическое лицо, имеющее официальное место нахождение на территории Республики Беларусь, то изготовленные им фонограммы охраняются независимо от места их первого опубликования.
Если исполнители и изготовители фонограмм впервые осуществляют исполнительскую деятельность или публикуют свои фонограммы на территории Республики Беларусь, то охрана таким исполнениям и фонограммам предоставляется независимо от гражданства исполнителя или места нахождения юридического лица.
В п. 2 ст. 30 Закона об авторском праве указано, что охране подлежат фонограммы, опубликованные на территории Республики Беларусь в течение 30 дней со дня их первой публикации в каком-либо государстве. Закон предоставляет охрану более широкому кругу фонограмм, он даже не связывает предоставление охраны фонограмме иностранного производителя в зависимость от того, является ли страна происхождения фонограммы участницей какой-либо международной конвенции или договора по охране фонограмм. Применяться должна норма ГК, поскольку в соответствии со ст. 1137 ГК законы и постановления Правительства Республики Беларусь применяются в той части, в которой они не противоречат кодексу.
Для
предоставления охраны передачам эфирного
и кабельного вещания необходимо,
чтобы организация имела
Глава 3 Права на объекты авторского и смежных прав.
Право на воспроизведение произведения является одним из основных имущественных прав автора. Это обусловлено тем, что выпуск произведения в экономический оборот осуществляется именно посредством его воспроизведения.
Однако несмотря на всю важность этого права, отмечается, что на международном уровне право автора на воспроизведение произведения стало признаваться Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений лишь с 1967 года 1.
Под воспроизведением произведения Закон понимает изготовление одного или более его экземпляров в любой материальной форме, включая постоянное или временное хранение в цифровой форме в электронном средстве. Таким образом, вне рамок воспроизведения, в соответствии с Законом об авторском праве, остается придание произведению любых нематериальных форм, кроме цифровой. Таким образом, основным элементом, отличающим воспроизведение от иных способов использования произведения, является именно объективная форма.
Практика показывает, что включение в понятие воспроизведения хранения произведения в цифровой форме в электронном средстве расширяет границы правовой охраны произведений - в первую очередь, компьютерных программ. Издания Российской Федерации периодически сообщают о борьбе, которую ведет российское представительство компании "Майкрософт" с лицами, незаконно использующими "пиратские" копии программ этой компании.
Кроме того, белорусскому законодателю было бы нелишним проработать понятийный аппарат, используемый в Законе об авторском праве, на предмет того, чтобы каждое понятие имело свое определение либо непосредственно в Законе об авторском праве, либо в другом нормативном правовом акте. Это необходимо для снятия проблем, вопросов и неоднозначных моментов при применении норм Закона об авторском праве на практике
Право на распространение произведения.
Закон
Республики Беларусь об авторском праве
наделяет автора правом распространения
оригинала или экземпляров
В широком смысле распространение понимается как доведение произведения до восприятия других лиц различными способами2. При таком понимании в распространение включается и непосредственно распространение материальных носителей, в которых выражено произведение, и их прокат, и публичное исполнение произведения, и другие способы его распространения.
В узком смысле под распространением следует понимать только реализацию размноженных материальных носителей произведения или пуск в гражданский оборот (в продажу, для передачи любым лицам) либо оригинального произведения, либо его экземпляров, изготовленных путем воспроизведения.
Общим элементом для всех видов и способов распространения произведения является конечная цель, которую ставит перед собой автор или иной правообладатель при осуществлении распространения произведения, - известность и доступность произведения как можно более широкому кругу лиц.
Первой составляющей имущественного авторского правомочия по распространению произведения является право на распространение материальных носителей произведения путем передачи права собственности на них, закрепленное в абзац 2 п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь об авторском праве.
Особо следует остановиться на дополнительном правиле, которое закреплено в ч. 2 п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь об авторском праве: если оригинал или экземпляры правомерно опубликованного произведения введены с разрешения автора в гражданский оборот посредством их продажи или иной передачи права собственности, то допускается их дальнейшее распространение на территории Республики Беларусь без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения. Современные исследователи в своих комментариях либо одобрительно высказываются об этом правиле, либо переписывают его с некоторыми пояснениями - однако никто из них не анализирует его сущность и соотношение с другими положениями Закона об авторском праве. А сделать это необходимо, поскольку данная норма входит в противоречие с ГК и некоторыми иными статьями Закона об авторском праве3.
Дело в том, что законодательство Республики Беларусь предусматривает следующие положения:
Статья 987 ГК Республики Беларусь:
Исключительное право на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации существует независимо от права собственности на материальный объект, в котором такой результат или средство индивидуализации выражены.
Закон Республики Беларусь об авторском праве:
Пункт 3 статьи 6 - авторское право на произведение не связано с правом собственности на материальный объект, в котором произведение выражено.
Передача права собственности или права владения каким-либо материальным объектом сама по себе не влечет передачи авторского права на произведение, выраженное в этом объекте.
Пункт 1 статьи 25 - имущественные права автора могут быть уступлены полностью или в части и могут быть переданы для использования по авторскому договору.
Форма авторского договора закреплена в ст. 27 Закона об авторском праве:
Авторский договор должен быть заключен в письменной форме. Авторский договор об использовании произведения в периодической печати может быть заключен в устной форме.
При продаже экземпляров компьютерных программ и баз данных договор считается заключенным в письменной форме, если его условия (условия использования программы и базы данных) изложены соответствующим образом на экземплярах программы или базы данных.
Как можно заметить, все приведенные выше нормы являются императивными, то есть такими, которые не могут быть изменены ни соглашением сторон, ни другой нормой законодательства (кроме случаев, когда нормативный акт более высокой юридической силы содержит по такому же вопросу иное предписание, которое при подобной коллизии и подлежит применению).
Таким образом, из вышеизложенного делается логичный вывод о том, что, во-первых, имущественные авторские права могут быть переданы только по авторскому договору, заключаемому, по общему правилу, в письменной форме; а во-вторых, при передаче материальных объектов, содержащих объекты авторского права, которая не сопровождается заключением письменного авторского договора, передачи авторских прав на эти объекты авторского права не происходит. Исключение составляют лишь права, связанные с частным (домашним) использованием объектов авторского права, но ни в коем случае не права по их дальнейшему распространению.
Соответственно, норма абзаца 2 п. 1 ст. 16 Закона Республики Беларусь об авторском праве становится спорной, а ее применение неоднозначным. Тем более, что российская судебная практика идет именно по пути неприменения этой нормы.
Автор
может определить территориальные
и временные рамки
Право на прокат материальных носителей произведения относится к распространению материальных носителей произведения, не связанному с передачей права собственности на них. Закон об авторском праве прямо выделяет те виды произведений, на материальные носители которых может распространяться право на прокат: компьютерные программы, базы данных, аудиовизуальные произведения, нотные тексты музыкальных произведений, произведения, воплощенные в фонограммах.
Данный
вид распространения
Право импорт материальных носителей произведения как ввоз их на территорию того или иного государства является не распространением материальных носителей произведения, а лишь вспомогательным действием при распространении, однако он также отвечает основной цели распространения, выделенной выше, - сделать произведение известным и доступным как можно большему числу людей. Произведение, которое не охраняется на территории той или иной страны, может там свободно использоваться, в том числе воспроизводиться. Однако, если экземпляры такого произведения будут доставлены в целях распространения в страну, на территории которой произведение охраняется, это будет являться нарушением авторских прав.