Авторское право

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа

Описание

Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66

Работа состоит из  1 файл

авторское право.doc

— 458.50 Кб (Скачать документ)

Таким образом, фактический  материал, даже при наличии в нем  новизны, не является объектом авторского права лица, использовавшего его  для создания произведения. Однако в случае, если при выборе фактического материала автором проявляется  творческий подход, такой материал может иметь косвенное правовое значение при условии, что в подборе фактического материала автором была проявлена индивидуальность. Косвенное правовое значение данного элемента проявляется в том, что он не имеет непосредственного правового значения в качестве объекта авторского права, но может приниматься во внимание при решении спора о плагиате.

Функции сюжета наглядно демонстрируют, что сюжет не играет непосредственной роли в качестве объекта авторского права, но приобретает большое значение при осуществлении авторских правомочий. В некоторых случаях анализ и рассмотрение сюжета позволяют установить авторство в отношении того или иного произведения, что часто является отправной точкой осуществления всех авторских прав, в других случаях он представляет собой источник формирования художественных образов, являющихся основными юридически значимыми элементами произведения.

Данное обстоятельство дает основания для выделения  наряду с традиционными группами юридически значимых и юридически безразличных элементов еще одной группы элементов произведения, которые можно было бы назвать элементами, имеющими косвенное правовое значение: они не являются непосредственными объектами авторского права, но создают определенные правовые последствия, оказывающие влияние на существование и осуществление авторского права.

Художественные образы являются одним из основных элементов  произведения, которые признаются юридически значимыми в теории гражданского права. Их значимость обусловлена тем, что именно художественные образы в большинстве случаев являются основным носителем новизны, т.е. творческого начала в художественном произведении.

Образы произведения в теории авторского права определяются следующим образом: «Образы произведения, т.е. обрисовка характеров персонажей, конфликтов между ними или между ними и обществом, являются формой идейного содержания. Идейное содержание составляет сущность произведения, то, ради чего оно создается; образ - способ воздействия на читателя, средство убеждения».

В случае, если в образах произведения нашла отражение творческая деятельность автора, такие образы имеют непосредственное правовое значение в качестве объекта авторского права. Другими словами, образная система относится к тем элементам произведения, которые, во-первых, являются потенциальными носителями новизны произведения и, во-вторых, при наличии в них новизны входят в состав объекта авторского права.

Художественную форму  произведения можно охарактеризовать как совокупность выразительных  средств, использованных автором для передачи созданных им образов. На основе анализа природы художественной формы автор приходит к выводу, что сами по себе данные средства являются достоянием искусства в целом, и в силу этого не может быть признано исключительное право того или иного автора на определенное выразительное средство, даже в том случае, если оно было впервые использовано именно этим автором.

Образная система произведения, выраженная посредством выразительных  средств, воплощается в языковой оболочке. Языковая оболочка есть внешняя форма произведения, которая при воплощении в объективной форме дает возможность восприятия произведения окружающими. Так, для литературных произведений языковой формой являются слова, для произведений живописи -это конкретные приемы, посредством которых передаются элементы художественной формы.

На основании анализа  теоретических и практических положений  автор делает вывод о том, что  даже в случае изобретения автором  какого-либо оригинального приема, который может использоваться в  качестве элемента языковой оболочки, данный прием сам по себе, вне связи с образной системой произведения не пользуется охраной авторского права.

Наряду с традиционно выделяемыми элементами произведения необходимо также выделение дополнительного элемента в структуре произведения, который играет важную роль в авторском праве. Таким элементом являются внутренние связи, соединяющие как различные элементы произведения, так и составные части отдельных элементов. Под внутренними связями произведения понимается выбор автора, обусловливающий, что данный элемент произведения (составная часть элемента произведения) соединяется именно с этим элементом произведения.

Правовое значение внутренних связей произведения может проявляться  в нескольких аспектах. Во-первых, внутренние связи произведения могут представлять собой охраняемый элемент произведения, другими словами, являться объектом авторского права.

Во-вторых, как это  часто бывает с внутренними связями  сюжета произведения, они, не имея непосредственного  правового значения в качестве объекта  авторского права, могут играть косвенную правовую роль для решения вопросов о плагиате в совокупности с остальными факторами.

Объектом авторского права является не произведение в целом, но лишь отдельные его части, т.е. те части, которые могут быть носителями юридически значимой в авторском праве новизны при условии, что такая новизна действительно наличествует в этих элементах. Из этого следует, что категории «произведение» и «объект авторского права» не являются тождественными, и первая является более широкой, включая в себя вторую.

Произведение и объект авторского права не являются тождественными понятиями. Произведение является более широким понятием: объектом авторского права должны быть признаны только те элементы произведения, новизна которых имеет юридическое значение в авторском праве, при условии наличия в них такой новизны.

Объект определяется применительно к каждому авторскому правомочию. Такой подход был избран с тем, что объект субъективного права зависит от той сферы, на которую распространяется действие субъективного авторского права. В связи с тем, что содержание различных авторских правомочий различается, объект должен быть определен применительно к каждому отдельному правомочию.

Обязательной составляющей признака творческой деятельности является отражение такой деятельности в появившемся результате. Другими словами, даже если деятельность, в результате которой появился определенный результат, можно признать творческой, но этот творческий характер не отражен в конечном творении, признак творческой деятельности отсутствует.

Произведение должно представлять собой выражение мыслей и (или) чувств. Таким образом, для  возникновения авторского права  произведение должно соответствовать  следующим признакам: наличие творческой деятельности, наличие объективной формы и выражение произведением мыслей и (или) чувств.

Объектом авторского права являются только те части произведения, которые могут быть носителями юридически значимой в авторском праве новизны  при условии, что такая новизна  действительно наличествует в этих элементах. Из этого следует, что категории «произведение» и «объект авторского права» не являются тождественными, и первая является более широкой, включая в себя вторую. Объектом авторского права являются только некоторые элементы произведения, которые могут быть носителями юридически значимой новизны, при условии наличия в них такой новизны. К элементам, являющимся объектом авторского права, относится образная система произведения. Художественная форма и язык произведения приобретают непосредственное правовое значение в качестве объекта авторского права только при соединении с образной системой произведения. [8, с. 91]

В составе произведения необходимо выделять такой элемент, как внутренние связи произведения. Правовое значение внутренних связей произведения может проявляться в нескольких аспектах. Во-первых, внутренние связи произведения могут представлять собой охраняемый элемент произведения, другими словами, являться объектом авторского права. Во-вторых, как это часто бывает с внутренними связями сюжета произведения, они могут играть косвенную правовую роль для решения вопросов о плагиате в совокупности с остальными факторами.

 

2.2 Субъекты авторского  права

 

 

Субъектами авторском  права выступают лица, создавшие  творческим трудом произведения литературы, науки и искусства (авторы).

Возникновение субъективных авторских прав у гражданина не зависит  от возраста, состояния здоровья, имущественного положения, места создания и выпуска  произведения в свет и т.д.

Иностранный гражданин  может быть субъектом казахстанского авторского права, если его произведение впервые выпущено в свет на территории страны либо не выпущено, но находится на ее территории в какой-либо объективной форме. Когда произведение иностранного автора впервые выпущено в свет за границей или находится там в объективной форме, он становится субъектом казахстанского авторского права только в силу заключенных РК соглашений и в пределах, ими установленных.

Субъективные авторские  права возникают у автора в  результате факта создания произведения. Его права в юридической литературе принято называть первоначальными.

Наряду с авторами к субъектам авторского права  относятся лица (граждане и организации), которые не участвуют в создании произведений литературы, науки и  искусства. Их называют правопреемниками. К правопреемникам переходит определенный круг авторских правомочий по использованию произведения автора. Основаниями такого перехода служат закон, наследование или договор с автором. Правопреемниками становятся наследники, государство, организации (издательства, театры и др.), оформившие с автором договорные отношения по использованию его произведения. [10, с. 23]

Круг правомочий указанных  лиц уже, чем у автора, а по характеру  правомочия производны, так как переходят  от автора.

Наследники как субъекты авторского права приобретают права в силу закона или завещательных распоряжений. По закону и по завещанию наследнику принадлежит право на опубликование, воспроизведение и распространение произведения, право на вознаграждение. Наследник вправе решить вопрос об использовании изданных произведений, а также тех, что еще не выходили в свет.

Различия прав наследника и действительного автора проявляются  не только в их объеме, но и в сроке  действия. Авторские права наследников  действуют в течение 25 лет после смерти автора.

Государство становится субъектом авторского права в  определенных случаях: при принудительном выкупе авторского права, объявлении произведения достоянием государства, ликвидации юридического лица, обладавшего авторским правом.

Согласно ст. 497 ГК, принудительно выкуплено государством может быть авторское право на издание, публичное исполнение и иное использование произведения. В каждом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений. Государство становится обладателем не всей совокупности авторских прав, а лишь отдельных правомочий. [5]

Другим основанием признания  государства субъектом авторском  права является объявление произведений достоянием государства. Закон имеет  в виду произведения, в отношении которых истек срок действия авторского права (ст. 496 ГК). И в этом случае принимается постановление правительства, которое определяет порядок и условия использования произведений, объявленных достоянием государства. [5]

Действующее законодательство закрепляет авторское право за юридическими лицами в случаях и пределах, специально установленных законодательством.

Гражданский Кодекс признает за издательствами, выпускающими энциклопедии, газеты, журналы, сборники научных трудов и другие продолжающиеся издания, право на использование произведения (книги, журнала, сборника, газеты) в целом (ст. 479 ); за кино- и телестудиями - право на использование фильма в целом (ст. 480); за организациями эфирного вещания - право разрешать другим организациям ретрансляцию, запись и воспроизведение их передач, а также право разрешать публичное воспроизведение телепередач (ст. 480). Однако эти права не называются законом авторскими. [5]

Такой подход дает основание  закрепить в законе авторские  права за членами творческого коллектива, объединившего автора сценария, композитора, художника, режиссера-постановщика, оператора и других творческих работников. Ведь, строго говоря, в любом случае произведение создается творческим трудом конкретных граждан, а юридические лица могут становиться субъектами авторских правоотношений лишь в случаях использования ими произведений, а не в качестве авторов (создателей).

Соавторство

Как правило, автором  того или иного произведения выступает  одно лицо, которое создало его  творческим трудом. Но в работе над произведением литературы, науки и искусства могут быть объединены и усилия нескольких лиц. Образуется коллектив авторов, отношения которых регулируются ст. 476 и ст. 477 ГК. [5]

Из этих правовых норм вытекает, что авторское право на произведение, созданное совместным трудом двух или более лиц (коллективное произведение), принадлежит соавторам совместно, независимо от того, образует ли такое произведение неразрывное целое или состоит из частей, каждая из которых имеет и самостоятельное значение.

Соавторство характеризуется  несколькими признаками:

а) совместный труд нескольких лиц;

б) создание коллективного произведения

в) принадлежность авторского права на произведение всем, кто над ним работал.

Совместный труд нескольких лиц должен иметь творческий характер. Только в результате творческой деятельности возникают произведения литературы, науки и искусства, которые признаются охраноспособными объектами.

Информация о работе Авторское право