Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 11:47, дипломная работа
Целью исследования является анализ и обобщение теоретических положений и правоприменительной практики по вопросам авторского права, определение общего понятия авторского права и его конкретизация.
В соответствии с целью были поставлены и решены следующие задачи:
- рассмотреть историю становления и понятие авторского права;
- охарактеризовать современное правовое регулирование авторского
права;
Введение…………………………………………………………………………..3
1 Становление авторского права в Республике Казахстан
1.1 История становления и понятие авторского права………………….7
1.2 Современное правовое регулирование авторского права………….10
2 Общие положения авторского права
2.1 Объекты авторского права…………………………………………...13
2.2 Субъекты авторского права…………………………………………..21
2.3 Содержание авторских прав………………………………………….26
3 Авторский договор как ключевая категория авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора…………………………...43
3.2 Содержание авторского договора……………………………………44
3.3 Проблематика и тенденции развития современного
авторского права…………………………………………………………..50
Заключение……………………………………………………………….............62
Список использованной литературы………………………................................66
Наибольшую практическую значимость и эффективность среди названных форм и видов защиты имеет гражданско-правовая защита авторских и смежных прав, реализуемая в рамках юрисдикционной формы.
3 Авторский договор как ключевая категория
авторского права
3.1 Понятие и значение авторского договора
Современное авторское право отказалось от применения типовых договоров в обязательном порядке, для согласования и закрепления в договоре воль участников договорных отношений необходимо, чтобы договор был свободен от какого-либо внешнего воздействия и был соблюден принцип свободы договора, закрепленный Гражданским кодексом Республики Казахстан.
Проблема относительной значимости закона и договора является одной из самых спорных проблем в юридической литературе. Сторонники теории приоритета закона исходят из того, что договор обладает производным от закона правовым эффектом. "Волевая теория" отстаивает точку зрения, согласно которой договор, как волевой акт контрагентов, является первоисточником правоотношений, а закон лишь восполняет или ограничивает его действие. Сторонники третьей, "эмпирической теории", считают, что воля сторон в договоре сознательно направлена лишь на определенный экономический эффект. Действительно, то, что договор выполняет регулирующую правоотношения роль (его условия становятся обязательными для сторон), делает его во многом схожим с законом. Но при этом между ними существуют два, по нашему мнению, очень важных отличия. Во-первых, договор выражает волю сторон, а закон - волю государственного органа, который его издал. Во-вторых, договор имеет обязательную силу только для сторон, его заключивших, а закон рассчитан на всех и каждого.
Ввиду отсутствия в казахстанском законодательстве специально закрепленного определения авторского договора, предложена следующая формулировка. Авторский договор - это договор, по которому автор передает или обязуется передать приобретателю свои права на использование произведения в пределах и на условиях, согласованных сторонами.
Вопрос о правоотношениях, вытекающих из авторских договоров, очень сложен и весьма неоднозначно решается в литературе. Практически все учебники гражданского права, освещая вопросы об обязательствах, не упоминают авторско-договорные отношения, а при исследовании авторских договоров, обходят молчанием вопрос о том, являются ли они обязательственными.
Из авторских договоров вытекают не обязательства, а авторские правоотношения. В связи с тем, что они обладают определенной спецификой, к ним могут быть применены некоторые положения обязательственного права. Например, к авторским договорам применим порядок прекращения обязательства, закрепленный в главе 21 ГК РК, если принять во внимание, что обязательства, носящие личный характер, не передаются по наследству и прекращаются со смертью лица, с которым они связаны (право на авторство, право на имя и т. п.). [17, с. 24]
Закон РК об авторском праве и смежных правах содержит следующие определения интеллектуальной собственности и исключительного права: интеллектуальная собственность - это собственность на объективированные результаты творческой деятельности; исключительное право - имущественное право автора или обладателя смежных прав на использование произведения, исполнения, фонограммы и передачи любым способом по своему усмотрению. Подобная формулировка в отношении интеллектуальной собственности представляется слишком расплывчатой и потому порождающей противоречия и большое количество споров в научной среде. В результате осуществления синтеза различных подходов к понятию интеллектуальной собственности и уточнения его содержания предложено следующее определение: интеллектуальная собственность - исключительное право физических или юридических лиц на результаты творческой деятельности, приравненные к ним средства индивидуализации продукции физического или юридического лица, выполняемых ими работ или услуг, а также личные неимущественные права авторов.
Результатом творческой деятельности является выраженный в объективной форме ее продукт, именуемый в зависимости от его характера научным или научно-техническим результатом, достижением, знанием либо изобретением, промышленным образцом, товарным знаком, произведением науки, литературы или искусства. Общим для них является то, что результатам творческой деятельности должна быть присуща новизна, оригинальность их существенных элементов. Они также характеризуются идеальным характером и невозможностью прямого воздействия права на процесс их создания. [18, с. 26]
В научной среде очень часто высказываются мнения относительно сходства интеллектуальной собственности и права собственности. Попытка применения по аналогии прав владения, пользования и распоряжения, являющихся составными частями права собственности привела к выводу о неприменимости этих категорий в отношении объектов права интеллектуальной собственности. Таким образом, исключительные права - это отличная от права собственности группа прав, выполняющая в отношении нематериальных объектов функции, аналогичные функциям права собственности для материальных объектов.
3.2 Содержание авторского договора
Большинство ученых в качестве предмета авторского договора рассматривают произведение науки, литературы и искусства, по поводу создания и (или) использования которого стороны вступают в договорные отношения. Более точной представляется позиция, согласно которой предметом авторского договора являются те имущественные права, которые создатель произведения или заменяющее его лицо переуступает пользователю, а само произведение выступает как объект авторского договора.
Относительно объекта правоотношения в юридической литературе высказывались различные точки зрения. Поскольку авторскими правоотношениями являются отношения, урегулированные нормами авторского права, в которые вступает автор в связи с созданием и использованием произведения, объектом таких правоотношений будет все то, по поводу чего возникают конкретные права и обязанности субъектов авторского права. Это относится как к имущественным, так и к личным неимущественным правоотношениям.
Согласно статье 32 Закона об авторском праве и смежных правах, при отсутствии в авторском договоре условия о сроке и территории, на которые передаются права, договор может быть расторгнут автором по истечении пяти лет с даты его заключения, если пользователь будет письменно уведомлен об этом за шесть месяцев до расторжения договора. При этом в той же статье устанавливается то, что условия о сроке и территории, на которые передаются права по авторскому договору, являются существенными условиями. На наш взгляд, эти положения противоречат друг другу, поскольку, если условия о сроке и территории признаются существенными для авторского договора, то договор не может считаться заключенным, если в нем не достигнуто соглашение по этим условиям. Мы считаем, что необходимо перенести из статьи 32 Закона об авторском праве и смежных правах, посвященной существенным условиям авторского договора, условия о сроке и территории, на которые передаются права, в отдельную статью, которую можно условно обозначить как «рекомендуемые условия авторского договора». [4]
Сторонами авторского договора являются обладатель авторских прав (автор) и пользователь. После смерти автора договоры об использовании произведения заключаются с его наследниками, так как к ним переходят имущественные права автора. Личные неимущественные права, такие, как право авторства, право на авторское имя и право на защиту репутации, не наследуются.
Поскольку авторский договор носит взаимный характер, соответствующими обязанностями обладают оба его участника. Объем прав и обязанностей сторон зависит от типа и вида договора. К примеру, в договоре заказа и договоре на использование произведения объем прав и обязанностей будет различным.
По договору заказа основной обязанностью автора является создание и передача пользователю своего произведения. Автор обязан лично выполнить заказанную работу. Привлечение к работе над произведением других лиц, изменения состава соавторов могут производиться только с согласия заказчика, что обычно оформляется составлением нового или изменением прежнего договора. Автор должен представить заказанное ему произведение в определенный договором срок. Особенно это положение касается произведений, написанных на актуальную тему.
Французский ученый Ролан Дюма выделяет еще одну обязанность автора — гарантийную: "автор должен обеспечить издателю нормальное осуществление уступленного ему права и его защиту от любых возможных нарушений со стороны третьих лиц. Тем более он обязан воздержаться от каких-либо собственных действий, влекущих ограничение доходов, которые издатель вправе извлечь". Таким образом, автор, уступивший издателю исключительные права на издание своего произведения, нарушает договор, уступая эти же права третьему лицу, которое в свою очередь несет ответственность, если оно заключило договор, зная о положении дел. Второй издатель является контрафак-тором, поскольку он издает произведение без согласия действительного обладателя авторского права. Однако при этом нужно учитывать, что данный запрет касается только передачи произведения для использования тем же способом, который указан в договоре.
Пользователь же, по авторскому договору заказа, прежде всего, обязан в счет обусловленного договором вознаграждения выплатить автору аванс, затем он должен принять и рассмотреть представленное автором произведение.
Принятое произведение должно быть рассмотрено заказчиком на предмет соответствия договорным условиям его качественных характеристик: жанр, характер, содержание и т. д. в установленный договором срок.
Одобрение произведения может быть оформлено актом, утверждаемым полномочным представителем организации-заказчика.
Если заказчик принимает решение о необходимости доработки произведения, он должен письменно согласовать с автором срок внесения в произведение исправлений и (или) дополнений. Кроме того, заказчик должен точно указать на существо доработки в пределах условий договора, так как неопределенность требований порождает споры.
Следующей обязанностью заказчика является обязанность обеспечить соблюдение всех личных неимущественных прав автора. Особо следует отметить необходимость соблюдения права автора на защиту произведения от искажения, поскольку именно на этой почве чаще всего возникают конфликтные ситуации. В авторских договорах обычно указывается, что пользователь не может без согласия автора вносить в произведение никакие изменения, в частности, сокращать его объем, снабжать произведение предисловиями и комментариями и т. п.
При этом следует учесть, что при заключении договора автор заранее может дать согласие на изменение своего произведения. Например, он может заранее согласиться с тем, что его работа будет иллюстрироваться художником, будет снабжена предисловием и т.п. В таком случае согласие автора не может быть отозвано обратно в одностороннем порядке. Также не вызывает сомнения возможность самого автора дорабатывать, перерабатывать, любым образом исправлять свое же собственное произведение.
В авторские договоры чаще всего включается условие, обязывающее контрагентов автора использовать произведение, так как автор сам заинтересован в том, чтобы его произведение было доведено до сведения публики и использовалось оговоренным договором способом, хотя по новому авторскому законодательству на приобретателей авторских прав по договору не возлагается обязанность по реальному использованию произведения.
Если авторский договор носит возмездный характер (нередко встречаются случаи безвозмездных договоров), на пользователе произведения лежит обязанность по выплате автору вознаграждения за использование произведения. Размер, форма, сроки и порядок выплаты авторского вознаграждения определяются в договоре самими сторонами. [19, с. 68]
Помимо выплаты согласованного договором аванса и гонорара заказчик может принимать на себя обязанность по компенсации автору дополнительных расходов, связанных, например, с его командированием в другую местность для сбора материала, участием в работе съемочной группы и т. п.
Хотя эта обязанность не закреплена в казахстанском законодательстве, мы, опираясь на французское авторское право, считаем ее очень важной в практическом смысле. Это - обязанность представления отчета. Согласно нормам французского авторского права, издатель обязан представлять подробные отчеты относительно характера и количества проданных экземпляров, числа тиражей и экземпляров, проданных из одного тиража. Важность этой обязанности трудно переоценить, потому что если пользователь не представляет отчета, то результат исполнения других обязанностей по договору, по нашему мнению, находится под угрозой. Например, если невозможно проконтролировать, сколько экземпляров произведения было выпущено, сколько реализовано и по какой цене, то как же автор узнает, какой ему должен быть выплачен гонорар (особенно, когда он устанавливается в виде процента от продаж)?
Издательские договоры нередко обязывают издательства письменно сообщить автору о намерении переиздать произведение. Если автор в течение оговоренного договором срока письменно известит издательство о своих намерениях внести в произведение те или иные изменения, то с ним должен быть заключен договор на переиздание произведения с изменениями.