Человек, его права и свободы - высшая ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика прав человека и гражданина и становления конституционно-правового института прав человека и гражданина 7
1.1. История развития прав человека и гражданина 7
1.2. Права человека и права гражданина: соотношение и взаимосвязь 11
2. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Защиты прав и свобод 25
2.1. Основные и иные права человека и гражданина 25
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина 27
2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина 29
3. Проблемы защиты и реализации, основных прав и свобод человека и гражданина 32
3.1. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод 32
3.2. Механизм осуществления гарантий прав и свобод 33
3.3. Виды гарантий, их характеристика 52
Заключение 54
Глоссарий 59
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Человек, его права и свободы - высшая ценность (заготовка).doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

          Своеобразной формой рабовладельческого  государства была деспотия. Специфической разновидностью рабовладельческого государства была полисная форма, которая выступала в виде рабовладельческой демократии, тирании, аристократии. Полисная демократия породила начальные формы прав человека. Это связано с возникновением определенного пространства свободы, которое создало условия для появления равных политических прав у лиц, являющихся гражданами.

          Мыслители того времени стали  задумываться над взаимоотношениями  личности и государства. Так,  Аристотель, анализируя современное ему общество, наделял личность некоторыми правами, прежде всего политическими. Впервые появился термин «равенство». Но какое это было равенство и для кого?

          В VI веке до н.э. архонт Солон  разработал Конституцию (Закон  XII таблиц), закреплявшую некоторые элементы демократии и устанавливавшую право на привлечение к ответственности государственных чиновников. Вклад в развитие гражданских свобод внесли римляне, которые ввели разделение властей, приняли и разработали идеи естественного права. На этом этапе возникает понятие «свобода», хотя само употребление слова «свобода» появилось еще в XXIV в. до н.э., когда монарх Шумера установил «свободу» для своих подданных: он применял санкции к бессовестным сборщикам налогов, защищал вдов и сирот от несправедливых действий людей, обладающих властью, и т.д. Однако права, закрепленные в законах древних греческих и римских городов-государств, еще нельзя назвать правами человека, в том смысле, в котором мы сейчас понимаем этот термин. Сам человек еще не стал полноценной личностью и играл в обществе ту роль, которая определялась и диктовалась ему социальным положением. Неравномерность распределения прав между различными классовыми и сословными структурами (и полное лишение рабов этих прав) было неизбежным для тех этапов общественного развития.

          В эпоху Средневековья возникают  попытки ограничения прав монарха,  соединения монархии с сословным  правительством, стремление определить  для владычества монарха правила,  которым он должен следовать.  В Англии противостояние монарха и рыцарства закончилось подписанием в 1215 году Великой хартии вольностей, ставшей фундаментом для становления личных и политических прав и свобод.

          В ней содержались статьи, направленные  на обуздание произвола королевских чиновников, требования не назначать на должность судей и шерифов лиц, не знающих законов либо не желающих их выполнять.

          В эпоху Просвещения были сделаны  самые важные шаги для становления  прав человека. Одним из достижений  в развитии взглядов на общество в эпоху Просвещения явилась созданная на новом этапе развития общества теория естественного права. Естественные права – это врожденные, неотъемлемые права, которые должны признаваться за любым человеком только потому, что он человек. Ряд средневековых мыслителей (Марсилий Падуанский, Генри Брэктон и др.) защищали идею свободы, равенства всех перед законом. Характерна в этом отношении антикрепостническая позиция известного французского юриста 13 в. Бомануара, утверждавшего, что «Каждый человек свободен».

          Зародившееся в эпоху рабовладения, христианство также выступило  как религия свободы и сыграло  значительную роль в процессе  становления универсальных понятий  прав человека. Согласно христианству, все люди равны как «дети  Божии». Это сочетается с всеобщей свободой. «Закон Христов есть закон совершенный, закон свободы, ибо дан не рабам, но детям Божиим, которые побуждаются исполнять его не рабским страхом, но живущею в них любовью Христовой». Новозаветные идеи получили углубленную разработку и развитие в политико-правовых учениях ряда христианских мыслителей (Августина, Фомы Аквинского и др.). Век Просвещения заговорил о правах человека мыслящего, рассуждающего. Его деятели пропагандировали царство разума – гуманизм. Преодоление невежества, воспитание уважения к человеческому достоинству виделись основным инструментом такого общества.

          Так, голландский философ Спиноза  утверждал, что есть права,  которые вообще не могут быть  отчуждены от индивида, например, способность суждения, способность познания Бога, право не свидетельствовать против себя. Вольтер утверждал, что свобода существует в первую очередь как свобода личная, частная, а не свобода общества вообще; основой личной свободы является свобода слова.

          Решающим этапом в развитии прав человека явились буржуазно-демократические революции XVII – XVIII веков, которые провозгласили не только широкий набор прав человека, но и принцип формального равенства, ставший основой универсальности прав человека, придавший им подлинно демократическое звучание. Сторонники естественного права (Дж. Локк, Г. Гроций, Т. Гоббс) полагали, что независимость человека может быть ограничена, но лишь в связи с заключением общественного договора и образованием государства. Взгляды этих просветителей не полностью совпадают между собой, а в некоторых отношениях даже противоположны. Так, английский просветитель Дж. Локк считал, что жизнь, свобода и собственность являются неотъемлемыми правами каждого человека, независимо от его социального происхождения. Этими правами человек наделен от рождения, в них сущность и смысл человеческого существования, и никто ни под каким предлогом не имеет права отнять или отменить их.

          Другой ведущий представитель  школы естественного права голландский  юрист Г. Гроций в своем труде «О праве войн мира» писал о праве, «которое имеет источником саму природу или установлено законами божескими, или же введено правами или молчаливым соглашением».

          Английский философ и политический  мыслитель Т. Гоббс полагал,  что воля государства (суверена), выраженная в законах, важнее свободы каждого отдельного гражданина – в противном случае наступает хаос, и начинается борьба всех против всех. Свобода, по Гоббсу, – лишь на те случаи жизни, которые регулируются законом.

         Французский просветитель Ж.-Ж. Руссо в своей работе «Об общественном договоре, или Принципы политической правды» отмечал различия между индивидом как частным лицом и индивидом как гражданином – членом «публичной персоны». Его дуализм человека – члена гражданского общества и человека – гражданина государства позже стал основной концепцией прав человека и гражданина.

          Учение естественного права было  развито американскими общественными  деятелями Т. Джефферсоном и  Т. Пейном. Ими была подготовлена  Декларация прав Вирджинии (1776 г.), которую иногда называют первой декларацией прав человека. Идеи Декларации прав Вирджинии были развиты в Декларации независимости США 1776 года.

          Права человека, которые сложились  в период буржуазных революций,  в дальнейшем получили всеобщее конституционное признание и развитие. Закрепление того, что понималось под принципами естественного права, в революционных декларациях о независимости, создание документально оформленных конституций, – все это способствовало представлению о праве как первооснове общества. И хотя в различных государствах отдельные положения трактовались неодинаково, идея прав человека как средства защиты личности от государственного произвола и государства как орудия защиты прав человека оставалась неизменной.

          В XIX и XX веках ряд проблем  прав человека привлек широкое  внимание общественности и стал  рассматриваться на международном  уровне и оформляться в письменном  виде. К этому периоду относится  принятие первых международных  соглашений, относящихся к правам человека. В Англии и Франции рабство было объявлено вне закона, а в 1814 году британское и французское правительства подписали Парижский договор о сотрудничестве с целью пресечения работорговли. На Брюссельской конференции 1890 года был подписан Акт против рабства, который позднее был ратифицирован восемнадцатью государствами. Первые Женевские конвенции (1864 и 1929 гг.) обозначали еще одно поле раннего периода международного сотрудничества государств, а именно, начало выработки правил ведения войны. В частности, Конвенция установила правила обращения с больными и ранеными солдатами. Идея защиты прав людей от правящих властей получила широкое признание. Отдельные страны уже признали важность этих прав в письменной форме, и описанные выше документы стали предвестником многих нынешних соглашений по правам человека.

          После Первой мировой войны  была создана Лига Наций, межправительственная  организация, которая пыталась  защищать основные положения  прав человека. Но лишь после  всех зверств, совершенных во время Второй мировой войны, и в основном как их следствие, возникла совокупность международных правовых норм. Именно из-за того, что произошло во время войны, стало возможным и необходимым международное согласие, принятие международных мер для защиты и систематизации, прав человека. Устав Организации Объединенных Наций, подписанный в 1945 году, отразил это положение. В Уставе записано, что основной задачей ООН является «избавить грядущее поколение от бедствий войны» и «вновь утвердить веру в основные права человека, в достоинство и ценность человеческой личности, в равноправие мужчин и женщин». Всеобщая декларация прав человека была разработана Комиссией по правам человека ООН и принята Генеральной Ассамблеей 10 декабря 1948 года. С той поры международным сообществом был разработан целый ряд основополагающих документов, признанных гарантировать декларированные принципы. 

1.2. Права человека  и права гражданина: соотношение и  взаимосвязь

      «Права  человека» и «права гражданина»  как две  категории  прав  обычно упоминаются в одной «связке», однако их содержание  не  тождественно.  Объем прав, входящих в единый правовой статус,  в  определенной  мере  зависит  от того, выступает ли индивид в качестве человека или в качестве гражданина.

          Так, Конституция РФ разграничивает основные права и свободы человека и гражданина. Такой подход   не   является   традиционным    для    нашего конституционного регулирования, которое сводило положение человека только  к его взаимосвязи с  государством  в качестве  гражданина,  получившего свои права  в  «дар»  от  государственной  власти  и  всецело  ей   подчиненного. Определяя различия между  человеком  и  гражданином,  новая  Конституция  РФ восстанавливает те общечеловеческие  ценности,  которые  были  утверждены  в результате буржуазных революции и нашли свое  воплощение  в  законодательных актах, впервые в истории человечества закрепивших равенство, свободу,  право на счастье, — Декларации независимости 1776  г.,  Билле  о  правах  1789  г. (США), Декларации прав человека и  гражданина  1789  г.  (Франция).  Впервые такое разграничение ввела французская Декларация.

          В чем смысл этого разграничения, раздвоения человека? Оно непосредственно вытекает из различения гражданского общества и  государства, преодолевает одностороннее рассмотрение человека в его взаимосвязи только  с государством, расширяет сферу его самоопределения. «Человеку как таковому отводится автономное поле деятельности, где движущей силой выступают его индивидуальные интересы». Реализация таких интересов осуществляется в гражданском обществе,  основанном  па  частной  собственности,  семье,  неси сфере  личной  жизни,  и  опирается   на   естественные   нрава   человека, принадлежащие ему от рождения.

      Государство, воздерживаясь от вмешательства в эти отношения,  призвано ограждать  их  не  только  от  своего,  но  и  от  чьего  бы  то   ни   было вмешательства.  Таким  образом,  в  гражданском  обществе  на  основе   прав человека создаются условия  для  самоопределения,  самореализации  личности, обеспечения ее автономии и независимости от любого   незаконного вмешательства.

          Права человека проистекают из естественного права, а права гражданина — из позитивного, хотя и те и другие  носят неотъемлемый  характер.  «Права человека являются исходными, они присущи всем людям от  рождения  независимо от того, являются они гражданами государства, в котором живут,  или  нет,  а права гражданина включают в себя те права,  которые  закрепляются  за  лицом только в силу его принадлежности к государству (гражданство)».

          Таким образом, каждый гражданин того или  иного  государства  обладает всем комплексом прав, относящихся  к  общепризнанным  правам  человека  плюс всеми  правами  гражданина,  признаваемыми  в  данном  государстве.  Поэтому правомерен термин «гражданские права и свободы»,  синтезирующий  обе  группы прав и свобод.

          Права гражданина — своеобразное ограничение  равенства  между  людьми, поскольку их лишаются лица, живущие в стране,  но  не  имеющие  гражданства. Они охватывают  сферу  отношений  индивида  с  государством,  в  которой  он рассчитывает  не  только   па   ограждение   своих   прав   от   незаконного вмешательства, но и на активное  содействие  государства  в  их  реализации. Статус гражданина вытекает из его особой правовой  связи  с  государством  — института гражданства (ст. 6 Конституции РФ).

          Эти права обычно предполагают возможность  участия  в  государственных делах, в выборах высших и местных органов государственной власти, допуска  в своей стране к  государственной  службе.  Следовательно,  лица,  не  имеющие гражданства, этих прав в данном государстве не имеют.  Такая  дискриминация, допускаемая  международным  сообществом,  объясняется  правомерным  желанием каждого государства предоставить указанные  права  только  лицам,  устойчиво связанным  с  судьбой  страны  и  в  полной  мере  несущим   конституционные обязанности. Это не означает, что лица  без  гражданства  не  несут  никаких обязанностей (например, соблюдать конституцию, уплачивать налоги и др.).

          Некоторые   права   предоставляются   исключительно    гражданам    по соображениям общенародных интересов (например, в Российской Федерации  право частной собственности относится к категории прав человека, а  право  частной собственности на землю -  только  прав  граждан)  или  в  силу  особенностей некоторых гарантий (Российское государство в состоянии гарантировать  защиту и покровительство за пределами страны только своим гражданам).

Информация о работе Человек, его права и свободы - высшая ценность