Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, дипломная работа
Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.
Введение 3
1. Общая характеристика прав человека и гражданина и становления конституционно-правового института прав человека и гражданина 7
1.1. История развития прав человека и гражданина 7
1.2. Права человека и права гражданина: соотношение и взаимосвязь 11
2. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Защиты прав и свобод 25
2.1. Основные и иные права человека и гражданина 25
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина 27
2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина 29
3. Проблемы защиты и реализации, основных прав и свобод человека и гражданина 32
3.1. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод 32
3.2. Механизм осуществления гарантий прав и свобод 33
3.3. Виды гарантий, их характеристика 52
Заключение 54
Глоссарий 59
Список использованных источников
Права человека в сфере экономики неотделимы от прав и свобод социальных:
Гарантии культурных прав:
Ряд статей Конституции РФ прямо устанавливает систему государственной защиты прав и свобод российских граждан. Прежде всего, гарантируется “государственная защита прав и свобод”, причем, в последующих статьях эти гарантии конкретизируются:
3.3. Виды гарантий, их характеристика
Можно выделить четыре группы данных гарантий:
1.Материальные.
Для осуществления большинства прав и
свобод, а также выполнения обязанностей
должны быть созданы экономические предпосылки:
в государстве должен быть средний минимум,
стандарт экономической обеспеченности
прав, свобод и обязанностей для каждого
гражданина.
2. Организационные гарантии выражаются в том, что имеется система органов и должностных лиц - государственных и местного самоуправления, - целью которых являются обеспечение и охрана прав и свобод граждан, выполнения ими обязанностей. Эту задачу выполняют все традиционно существующие органы: представительные, исполнительные, судебные.
Наряду с традиционными институтами в Российской Федерации появляются новые. Например, в области уголовного судопроизводства вводится суд присяжных, призванный обеспечить в большей степени объективность при рассмотрении определенных категорий дел и гарантировать право человека на жизнь и свободу (ч. 2 ст. 20, ч. 2 ст. 47 Конституции). Уже несколько лет в России функционирует Конституционный Суд РФ, одной из сфер деятельности которого является проверка по жалобам на нарушение конституционных прав и свобод граждан, конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле (ч. 4 ст. 125 Конституции). В субъектах РФ появляются свои конституционные (уставные) суды. Конституция РФ (п. "д" ч. 1 ст. 103) предусмотрела пост Уполномоченного по правам человека, назначаемого на должность Государственной Думой и действующего в соответствии с федеральным конституционным законом.
Организационные гарантии заключаются
в необходимых действиях, мероприятиях
соответствующих органов и должностных
лиц, благодаря которым реализуются права,
свободы, обязанности граждан и предпринимаются
шаги по их защите.
3. Духовные, или идеологические, гарантии связаны с правильным пониманием и отношением в обществе к любым праву, свободе, обязанности. Меняются концепции, в существующие слова вкладывается новый смысл. Это следует разъяснять гражданам.
4. Юридические гарантии можно разделить на две группы. Во-первых, надо четко формулировать и устанавливать механизмы (процедуры) осуществления соответствующих прав, свобод, исполнения обязанностей. Во-вторых, должна быть определена ответственность граждан, их объединений, а также должностных лиц и государственных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений, предприятий, учреждений и организаций за правильное осуществление прав и свобод, злоупотребление ими, нарушение их, проявленный произвол по отношению к человеку и гражданину. (С. А.)
Заключение
Отмечая огромную гуманистическую и нравственную сущность прав человека, нельзя вместе с тем не затронуть вопрос о том, почему права человека в современном мире – явление не универсальное, а большинство государств мира не являются правовыми) и могут быть авторитарными, тоталитарным, а также лишенными каких-либо четких характеристик). Ответ на этот вопрос связан не только с правовыми характеристиками, он охватывает более широкую сферу общественных отношений.
В условиях одной и той же формации могут существовать различные отношения к правам человека и правовому государству. Поэтому такие проблемы следует рассматривать с точки зрения цивилизационного подхода. Формация определяет лишь стадию социально-экономического развития и положение классов, социальных групп в обществе. Формационный подход не раскрывает место человека в обществе, его ценность, перечень его естественных и неотчуждаемых прав. Человек во всех его сложных связях и зависимостях предстает только в рамках цивилизационного подхода. Исходя из этого можно сделать вывод, что идея ценности человека, его права на свободу и формальное равенство, опоры общества на право, обеспечивающего притязания индивида на гуманное отношение к нему со стороны власти, характерны, прежде всего, для европейской цивилизации.
Права человека не заняли достойного места в нашей жизни, их нарушение носит массовый характер (систематические невыплаты зарплат и пенсий, нарушение прав беженцев и вынужденных переселенцев, военнослужащих, безработица и т.д.). В России не гарантирован прожиточный минимум, призванный обеспечить достойное существование человека, значительная часть населения оказалась за чертой бедности.
В цивилизованном обществе суду принадлежит центральное место во всей правовой системе. Именно суд олицетворяет подлинное право, истинную справедливость. Чем выше роль, авторитет суда и правосудия в целом, чем большей самостоятельностью и независимостью обладает суд во взаимоотношениях с представительными органами и органами управления, тем выше уровень законности и демократии, тем надежнее защищены от возможных посягательств права и свободы граждан.
На сегодняшний день в России роль суда пока еще довольно низкая, как и квалификация судей. Судебных ошибок очень много, суд не замечает или не хочет замечать явного брака в работе следователя и прокурора, забывает, что кроме обвинительного есть еще вид приговора – оправдательный.
В государстве необходимо последовательно, поступательно, обдуманно (чтобы не делать двойной работы) проводить судебную реформу и реформу законодательства. Разумеется, законодательство, даже самое совершенное, еще не делает погоды, не снимает ключевого вопроса: а судьи кто? Но своим целенаправленным регулированием оно четко ориентирует на необходимость существенного изменения качественного состава судейского корпуса. У многих судей живо в сознании советское прошлое, когда интересы человека были ничем, по сравнению с интересами государства и приговор суда зависел от интересов государства. Однако сама жизнь – не без помощи демократического законодательства – заставляет менять прежнюю иерархию ценностей.
Серьезно корректируется система юридического образования. В судебные кабинеты приходят новые люди. Судей практически, с помощью экспериментально проверяемого в ряде регионов обновленного законодательства учат иметь дело с непривычными для нас юридическими явлениями, в частности с судом присяжных. В результате постепенно формируется иной по своей ментальности судейский корпус, которому предстоит работать в условиях настоящей, а не призрачной независимости и потому брать на себя всю полноту ответственности – юридической и нравственной.
В результате проведенного исследования можно отметить, что:
-
под правовым статусом
-
правовой статус человека и
гражданина в России впервые
получил законодательное
- закрепление в советских Конституциях перечня социально-экономических, политических и личных прав во многом носило фиктивный, демагогический характер. Государство существенно ограничивало декларированные права и свободы;
- конституция Российской Федерации 1993 года является первой в ряду отечественных конституций, основанной на общечеловеческих ценностях в их современном общепризнанном понимании. Действующая Конституция впервые провозгласила права и свободы человека высшей ценностью и закрепила правовые средства, обеспечивающие реализацию того или иного права человека и гражданина;
Информация о работе Человек, его права и свободы - высшая ценность