Человек, его права и свободы - высшая ценность

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2011 в 21:04, дипломная работа

Описание

Часть 1 ст.1 Конституции Российской Федерации провозглашает нашу страну демократическим правовым государством с республиканской формой правления. Смысл правового государства раскрывается через ст. 2 Конституции РФ, в которой закреплено, что: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью…». Это говорит о том, что Россия является правовым государством, одним из важнейших признаков такого государства является выраженное в данной статье провозглашение человека, его прав и свобод высшей ценностью. Это единственная высшая ценность остальные общественные ценности такой конституционной оценки не получили и располагаются по отношению к ней на более низкой ступени и не могут ей противоречить.

Содержание

Введение 3
1. Общая характеристика прав человека и гражданина и становления конституционно-правового института прав человека и гражданина 7
1.1. История развития прав человека и гражданина 7
1.2. Права человека и права гражданина: соотношение и взаимосвязь 11
2. Классификация прав и свобод человека и гражданина. Защиты прав и свобод 25
2.1. Основные и иные права человека и гражданина 25
2.2. Система механизмов обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина 27
2.3. Международная защита прав и свобод человека и гражданина 29
3. Проблемы защиты и реализации, основных прав и свобод человека и гражданина 32
3.1. Гарантии осуществления и защиты прав и свобод 32
3.2. Механизм осуществления гарантий прав и свобод 33
3.3. Виды гарантий, их характеристика 52
Заключение 54
Глоссарий 59
Список использованных источников

Работа состоит из  1 файл

Человек, его права и свободы - высшая ценность (заготовка).doc

— 390.50 Кб (Скачать документ)

          Все статьи  главы  2  Конституции  РФ  «Права  и  свободы  человека  и гражданина»  последовательно  различают  права  и  свободы   по   указанному принципу. Это находит выражение в формулировках статей. Там, где  речь  идет о  правах  человека,  Конституция  использует  формулировки:  «каждый  имеет право», «каждый может», «каждому гарантируется» и т. д. Использование  таких формулировок  подчеркивает  признание  указанных  прав  п  свобод  за  любым человеком, находящимся па территории России, независимо  от  того,  является ли он гражданином РФ, иностранцем пли лицом без гражданства.

          Наряду с этим в ст. 31, 32, 33, 36 сформулированы права, принадлежащие только  гражданам  РФ.  Это  преимущественно  политические  права  —   право собраний, митингов, демонстраций;  право участвовать в управлении  делами государства;  избирать  и  быть   избранным;   право   равного   доступа   к государственной службе; право на участие в отправлении правосудия; право  на обращение. Однако ст. 36 закрепляет  социально-экономическое  право  частной собственности на землю только за гражданами и их объединениями.

          В Конституции обозначены и обязанности, которые несут только  граждане РФ — защита Отечества (ст.  59);  возможность  осуществления  своих  прав  и обязанностей в полном объеме с 18  лет (ст.  60).  Только  на  граждан РФ распространяется запрет высылки за пределы государства  пли  выдачи  другому государству   (ст.   61);   возможность   иметь   гражданство   иностранного государства — двойное гражданство (ст. 52).

          В этой связи следует обратить внимание на формулировки  Международного пакта о гражданских и политических правах: «каждый человек  имеет  право  на свободу и личную неприкосновенность» (ст. 9), «никто  не  может  быть  лишен свободы па том  основании,  что  он  не  в  состоянии  выполнить  какое-либо договорное  обязательство»  (ст.  11);  «все  лица  равны  перед  судами   и трибуналами» и др. Личные права  сформулированы  применительно  к  человеку, который  может быть, а может и не быть  гражданином  того  пли   иного государства.  Однако  ст.  5,  закрепляющая  политические  права  (право  на участие в ведении государственных дел, право голосовать  и  быть  избранным, допуск  в  своей  стране  на  общих условиях равенства к государственной службе), применяет термин «каждый гражданин». Стало быть, за  различением терминов и понятий «человек» и «гражданин» следует различение в правовом статусе индивида.

          Принимая на себя обязательства по обеспечению прав человека, государство имеет право требовать от него поведения,  которое соответствовало бы эталонам, зафиксированным в юридических  нормах.  Поэтому государство формулирует свои требования к индивидам в системе обязанностей, устанавливает меры  юридической   ответственности   за   их   невыполнение. Государство  как  носитель  политической  власти располагает специальными механизмами обеспечения прав человека и выполнения им своих обязанностей.

          Обязанность — это объективно необходимое, должное поведение  человека. Следует вместе с тем подчеркнуть, что такая объективная необходимость определенного поведения не всегда субъективно осознается  индивидом,  а  это может привести к отступлению  от  требовании  норм.  Государство  в  системе обязанностей указывает  целесообразный,  социально полезный  и необходимый вариант поведения. Часть обязанностей как элемент правового статуса распространяется на всех лиц, проживающих в  государстве.  Так,  Конституция РФ устанавливает обязанность каждого платить законно установленные налоги  и сборы (ст. 57); сохранять природу и окружающую среду, бережно  относиться  к природным богатствам (ст. 58). Наряду с  этим  обязанность,  закрепленная  в ст.  59,  четко формулирует, что защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации.

          Включение обязанностей в правовой статус индивида «не колеблет принципов свободы и правового государства, поскольку права одних лиц, не подкрепленные обязанностями других, реализованы быть не могут».

          Все сферы действия правового статуса в единстве прав и обязанностей  — это «пространство свободы», основанное на свободе выбора, самоопределении и ответственности личности перед обществом и своими согражданами. Свобода и ответственность выражают объективную необходимость определенных форм поведения, соответствующих интересам общества и других людей.

          Руководствуясь этими интересами, государство требует выполнения обязанностей и определяет запреты, связанные с  ненадлежащим  использованием прав и свобод, с целью  защитить  интересы  общества  и  государства,  права других лиц. Связь свободы и обязанностей  раскрывается  в  ст.  29  Всеобщей декларации  прав  человека:  «Каждый человек имеет обязанности перед обществом,  в  котором  только  и  возможно  свободное  и  полное развитие личности».

          В связи с вопросом об обязанностях нередко возникает важная для прав человека  проблема индивидуализма, его границ, с одной стороны, и коллективизма, солидарности — с другой, которые зачастую рассматривают как категории несовместимые, противостоящие друг другу.

          Известно, что права человека в период буржуазных революций были неотделимы от идеи индивидуализма, связанных в основном со свободой и автономией личности в экономической сфере.  Это определялось требованиями класса буржуазии освободиться от феодальной опеки и свободно распоряжаться своими способностями в сфере  производства.  Сторонники  индивидуализма  (А. Смит, С. Милль, Б. Констан, Д. Локк), понимая, что неограниченная индивидуальная свобода неизбежно приведет к  нарушению принципа  равенства, тем не менее считали такую свободу приоритетной ценностью. В частности, свобода индивида, частного лица «первична по отношению к политическим структурам и их функционированию. Это  решающее, по  Миллю, обстоятельство ставит государство в зависимость от воли и умения людей создавать и налаживать нормальное (согласно достигнутым стандартам европейской цивилизации) человеческое общежитие».

          По мере развития буржуазного общества стали обнаруживаться неблагоприятные социальные и моральные последствия безудержного индивидуализма — резкая поляризация общества, нарушение принципа  равенства. Стало очевидно, что произошла переоценка принципа либерального индивидуализма и практически все свелось не к выявлению подлинной индивидуальности человека, а к свободе в распоряжении собственностью.

          Концепция либерального индивидуализма в правовой сфере нашла выражение в теории «негативных прав», т.е. прав на свободу от власти, «изъятия из-под ее воздействия и вмешательства духовных и материальных  интересов личности. Права индивидуальной свободы стали известны под названием прав свободы».

          Индивидуализм стал девизом либерального общества. П.М. Коркунов писал, что   «вся новая история представляет собой трагическую борьбу индивидуальности с общественным авторитетом». В своей лекции «Общественное значение права» Коркупов определяет: главное назначение  права  —  оберегать все частное, индивидуальное, окружать индивида как предохранительной сеткою целой системой юридических норм, поскольку личность должна оградить себя от всевозрастающей солидарности и коллективизма.

          Крайний индивидуализм связан был с отрицанием обязанностей человека перед обществом, поскольку это выглядело посягательством на автономию личности. Дальнейшее развитие индивидуализма показало, что полная независимость человека от общества так же неблагоприятна, как и его полное подчинение коллективу. Начался поиск компромисса между индивидуализмом и принципом солидарности, который необходим для развития общества без катаклизмов  и потрясений. В конце XIX в. принцип индивидуализма был потеснен, произошло, но выражению Л. Дюги, «умаление индивидуалистической доктрины».

          Это отнюдь не значит, что настало время «авторитарного коллективизма». Речь идет о другом: в современном обществе люди должны осознавать ответственность друг перед другом, вырабатывать чувство солидарности и взаимоподдержки. Проповедь крайнего индивидуализма  неплодотворна для прав человека,  она  ориентирует  на  эгоистическое,  анархическое  своеволие и снимает значимость такой большой социальной проблемы, как обязанность и ответственность личности перед обществом.

          Человек, находясь в обществе, постоянно взаимодействуя с другими людьми, не может не иметь обязанностей и  по отношению  к обществу, и по отношению  к  согражданам.  Поэтому  обязанность  — столь же важный и необходимый элемент правового статуса, как права и свободы. Они связаны неразрывно и не могут существовать вне зависимости друг от друга. Такая зависимость создаст нравственное взаимодействие людей. Статья 1 Всеобщей декларации прав человека провозглашает: «Все  люди  рождаются  свободными  и равными в правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства».

          В наше время при возросшей миграции населения разных стран,  и  прежде всего — рабочей силы и  беженцев,  а  также  в  связи  с  развитием  широких контактов в мире  бизнеса,  науки и культуры  в каждой  стране  постоянно находится, а часто и оседает много людей, которые  по  разным  причинам  или временно не приобретают гражданства  государства  пребывания.  Их  положение определяется только статусом  прав  человека,  который,  однако,  охраняется каждым государством в силу его конституции и международного права.

          В связи  с  этим  конституции  стран  мира,  следуя  установившейся  в международно-правовых  актах  терминологии,  говоря   о   правах   человека, употребляют слова «каждый имеет право...», «никто не может  быть  лишен...», «все», «личность». Права человека подразумеваются и  в  тех  случаях,  когда конституционный текст закрепляет обезличенную обязанность  государства  что- то «гарантировать», «признавать»  или  «охранять».  Когда  же  речь  идет  о правах,  предоставляемых   только   лицам,   имеющим   гражданство   данного государства, то употребляется четкая формулировка  «граждане  имеют  право». Следовательно,  за  терминологическим  различием  стоит  различие  правового статуса, т.е. объема прав и обязанностей человека и гражданина.

          Таким образом,  правовой  статус  человека  и  гражданина,  включающий права, свободы и обязанности, целенаправленно влияет на создание сбалансированных способов взаимодействия людей друг с другом и формирование нормальных отношений индивида, общества и государства. 

          Основные ценности прав человека. В основе концепции прав человека лежат основные ценности, такие, как человеческое достоинство, свобода, равноправие, толерантность, демократия, справедливость.

          Уважение человеческого достоинства  утверждает ценность человеческой  личности вне зависимости от  имеющегося у нее социального  статуса. Человеческое достоинство  нерушимо. Достоинство предполагает уважительное отношение к каждому со стороны других людей, а также общества и государства.

          Человеческое достоинство – не  только общественное достояние,  но и индивидуальное состояние,  мерило самосознания, самоуважения, определяющее манеру поведения личности, установления контактов с другими людьми. Осознание собственного достоинства и уважительное отношение со стороны других людей и государства чрезвычайно важны для самоутверждения личности, ее практических успехов. Неуверенность в себе, самоуничижение влияют на жизнедеятельность личности.

          Уважение человеческого достоинства  отражается всей системой прав  человека, и наиболее ярко в  таких правах, как право на  неприкосновенность чести и репутации,  право на имя, жизнь, целостность  личности, бесчеловечного и унижающего достоинства обращения и наказания, на право личной жизни, на презумпцию добропорядочности и невиновности, на достойное существование и др.

          Важной ценностью прав человека  является свобода. Термин «свобода»  употребляется в юридической литературе в двух значениях. В общем смысле он означает состояние отдельного человека, всего народа, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Иное дело – свобода как субъективная возможность совершать, или не совершать какие-либо действия (например, свобода совести, свобода слова и т. д.).

          Таким образом, понятие «свобода  человека» характеризуется как  отсутствие каких-либо ограничений,  стеснений человека в чем-то (деятельности, поведении). Она нужна, потребна, но не всегда допускается властью, государством, законом. Свобода требует определенного, достаточно высокого уровня развития граждан, терпимости, сдержанности, сочувствия к ближнему, скромности в поведении. Ф.М. Достоевский отмечал, что «свободные установления тогда хороши, когда они используются людьми, себя уважающими, а стало быть, уважающими свой долг гражданина». Свобода индивида просматривается практически в каждом праве: в праве личной неприкосновенности, в свободе от рабства, неволи, насилия и принуждения, в свободе слова, мысли, совести и вероисповедания, свободе собраний и объединений.

Информация о работе Человек, его права и свободы - высшая ценность