Деятельность высших судебных органов и их роль в регулировании гражданских правоотношений

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2011 в 16:48, курсовая работа

Описание

Цель исследования состоит в комплексном исследовании теоретических и практических основ функционирования и современного состояния деятельности высших судебных органов, а также осмысления ее правовой роли в гражданских отношениях.
Для реализации этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
* Рассмотреть общее понятие судебной власти по отечественному законодательству;
* Изучить судебный прецедент, как возможный источник гражданского права и определить перспективы его развития;
* Проанализировать в целом систему судебных актов, определить ее роль и значение;
* Рассмотреть судебную практику, как механизм реализации судами своих правотворческих функций

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
ГЛАВА 1. Общие положения о судебной власти в Российской Федерации…………………………………………………..6
§ 1. Понятие судебной власти по отечественному законодательству…………6
§ 2. Судебный прецедент, как источник гражданского права…………………9
ГЛАВА 2. Регулирование гражданских правоотношений высшими судебными органами…………………………………….12
§ 1. Судебные акты как источник регулирования гражданских правоотношений…………………………………………………………………12
§ 2. Судебная практика, как источник гражданского права и ее правовое значение…………………………………………………………………………..17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….25
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….27

Работа состоит из  1 файл

ГЛАВА 11.doc

— 144.50 Кб (Скачать документ)

    При таком подходе, вероятно, и договор (двустороннюю сделку) можно рассматривать  не как "самостоятельное" основание  возникновения, в частности, обязательственных  правоотношений, а в качестве одного из фактов сложного юридического состава. Ведь договорные отношения возникают в силу многих предпосылок. К ним можно отнести, например, регистрацию субъектов в качестве предпринимателей, позволяющую осуществлять такую деятельность; обстоятельства, способствующие возникновению взаимного коммерческого интереса; переговоры сторон, которые заканчиваются заключением соглашения и подписанием договора.

    Если  рассматривать в качестве основания  возникновения гражданских прав и обязанностей судебное решение, подразумевая под этим замыкающее действие суда по подведению итогов судебного разбирательства ("конечное звено определенного юридического состава"), то и тогда для наступления юридических последствий будет необходимо наличие всей совокупности элементов фактического состава.

    При таких обстоятельствах, прежде чем  зарегистрировать на основании судебного  решения, например, право собственности  на недвижимость, регистратор прав должен был бы проверять всю цепочку  юридических фактов, предшествующих вынесению судебного решения о признании права собственности, и только при ее "нерушимости" (т.е. правильности выводов суда) и наличии соответствующих правоустанавливающих документов исполнял бы вынесенную судебную резолюцию. Совершенно очевидно, что при таком положении вещей обращение за судебной защитой было бы лишено всякого смысла. В связи с изложенным более правильным представляется другой подход.10

    Исходя  из изложенного, можно сделать следующий  вывод. Закрепление в качестве основания  гражданских прав и обязанностей термина "судебное решение" (подп.3 п.1 ст.8 ГК РФ) не совсем точно отражает существующую правовую действительность. Более правильным было бы обозначение этого юридического факта, порождающего гражданские права и обязанности, термином "судебный акт" (документ, оформляющий решение суда). 
 

    § 2. Судебная практика, как источник гражданского права и ее правовое значение 

    Как известно, Верховный Суд Российской Федерации активно участвует  в создании судебной практики. При этом надо отметить, что  судебный   прецедент  и судебная практика - не тождественные понятия. Если  судебный   прецедент - это решение высшего судебного органа по конкретному делу, принимаемое за образец в последующих сходных случаях, то судебная практика - это результат судебной деятельности единообразного применения закона. Пленум Верховного Суда дает разъяснения судам по вопросам применения законодательства. Президиум Верховного Суда рассматривает материалы изучения и обобщения судебной практики. Судебные коллегии Верховного Суда также вырабатывают единообразную практику применения законодательства. Таким образом, с одной стороны, восполняются пробелы в законах (что является правотворческой деятельностью), с другой - достигается определенное единообразие в применении действующего законодательства судами общей юрисдикции.11 По мнению В.Н. Синюкова, такое положение вещей позволяет сказать, что постановления Пленума Верховного Суда служат ориентирующим для судов фактором, порой не менее императивным, чем формальные установления. В соответствии с п. 5 ст. 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации" (в ред. от 5 апреля 2005 г.) Верховный Суд дает разъяснения по вопросам судебной практики. Насколько такие разъяснения можно считать источником гражданского права? По этому поводу среди цивилистов не существует единой позиции. Ряд авторов полагают, что эти разъяснения можно отнести к источникам права и они соответственно содержат нормы права. Другие авторы считают, что высшие судебные органы не могут устанавливать новые нормы права, а правомочны лишь разъяснять, толковать действующие нормативные установления. Поэтому постановления судебных пленумов при всей их важности для правоприменительной практики нельзя относить к источникам права. Но и те и другие исследователи отмечают важность постановлений Пленумов Верховного Суда РФ для развития правоприменительной практики, для толкования и применения правовых норм.

    На  мой взгляд, позиция, отрицающая значение судебной практики как источника права, представляется противоречивой. Например, О.Н. Низамиева пишет, что Верховный Суд РФ нормотворческими функциями не наделен. Следовательно, постановления Пленума Верховного Суда не формулируют новых норм права, а только дают толкование уже существующим. Но далее она указывает, что постановления Пленума характеризуются обязательностью. Как справедливо полагал Я.Ф. Фархтдинов, постановление Пленума ВС РФ является подзаконным актом. "Постановление, содержащее разъяснение нормативного характера, является вспомогательным актом, способствующим правильному применению закона судов. Оно обязательно для суда и других участников дела потому, что обязателен сам... закон, содержание которого разъясняется". Очевидно противоречие между тем, что постановления Пленума не признаются источником права и здесь же признаются подзаконным нормативным актом. Во-первых, подзаконный нормативный акт и есть источник права. Во-вторых, подзаконные нормативные акты издаются органами исполнительной, а не судебной власти.12

    В п. 4 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 19 декабря 2003 г. N 23 "О судебном решении" указано, что суд наряду с законом ("материальным законом, примененным судом к данным правоотношениям, и процессуальными нормами, которыми руководствовался суд") должен учитывать:

    "а)  постановления Конституционного  Суда Российской Федерации о  толковании положений Конституции  Российской Федерации, подлежащих  применению в данном деле, и  о признании соответствующими  либо не соответствующими Конституции  Российской Федерации нормативных правовых актов, перечисленных в пунктах "а", "б", "в" части 2 и в части 4 статьи 125 Конституции Российской Федерации, на которых стороны основывают свои требования или возражения;

    б) постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, принятые на основании статьи 126 Конституции Российской Федерации и содержащие разъяснения вопросов, возникших в судебной практике при применении норм материального или процессуального права, подлежащих применению в данном деле;

    в) постановления Европейского суда по правам человека, в которых дано толкование положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод, подлежащих применению в данном деле".

    По  мнению В.В. Долинской, "взаимодействие судебной практики с наукой гражданского права и гражданским законодательством означает, что она не только воспринимает теории, идеи, вырабатываемые наукой, но и сама в результате обобщений оказывается перед необходимостью анализа, теоретического осмысления полученных материалов. Эту задачу решают руководящие разъяснения высших органов судебной системы".

    Как справедливо отмечает В.В. Долинская, в судебной практике сложился ряд положений, которые были позднее закреплены в гражданском законодательстве: о коммерческом характере договора передачи дома на условиях пожизненного содержания продавца, о продлении сроков исковой давности, пропущенных по уважительным причинам, и т.д. В п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда СССР от 11 октября 1991 г. N 11 "О практике применения судами законодательства при рассмотрении дел по спорам между гражданами и жилищно-строительными кооперативами" было закреплено, что право пользования жилыми помещениями в домах жилищно-строительных кооперативов основано на членстве гражданина в кооперативе, а в случае полной выплаты паевого взноса - на праве собственности на квартиру. Сейчас эта норма вошла в п. 4 ст. 218 Гражданского кодекса Российской Федерации.

    В Федеральном конституционном законе "Об арбитражных судах в Российской Федерации" (п. 2 ст. 13) устанавливается, что по вопросам своего ведения Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации принимает постановления, обязательные для арбитражных судов в Российской Федерации. Данные постановления принимаются в целях разъяснения действующего законодательства, конкретизации и детализации норм права, восполнения обнаружившихся в законе пробелов и устранения противоречий, т.е. фактически направлены на правильное применение действующего закона.

    По  мнению Н.А. Рогожина, постановления  Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются дополнительным к действующему закону источником процессуального права, поскольку выработанные в них правоположения (правила правового характера) производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения, так же как на законы и иные нормативные правовые акты. Действительно, в соответствии с п. 3 ч. 4 ст. 170 АПК РФ в мотивировочной части решения арбитражного суда могут содержаться ссылки на постановления Пленума ВАС РФ по вопросам судебной практики.

    По  мнению Е.С. Клейменовой, значимость прецедентной практики ВАС РФ косвенно подтверждается ст. 304 АПК РФ, согласно которой вступивший в законную силу судебный акт арбитражного суда подлежит отмене Президиумом Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, если нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права. Следовательно, арбитражным судам при вынесении решения необходимо учитывать также толкование, даваемое высшими судебными инстанциями, чтобы данное решение впоследствии не было отменено как противоречащее единообразному толкованию.13

    В.Ф. Яковлев подчеркивает, что значение постановлений Пленума Высшего  Арбитражного Суда РФ состоит в выработке  на основе анализа судебной практики единственно правильного толкования применяемого судами закона. "Выработанные Пленумом подходы к применению нормативных правовых актов имеют большое значение не только для судов, но и для участников экономических отношений, которые должны организовать свою работу по определенным, предсказуемым правилам, в том числе и по тем, которые подвергаются толкованию. Разъяснения Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ представляют собой его официальную позицию по тому или иному вопросу судебной практики...".

    Представляется, что в гражданском праве существование  судебной практики как фактического источника права имеет свои положительные  стороны. Прежде всего, судебная практика способствует развитию гражданского права, не ограничивая его только усилиями законодателя. Какой бы хороший и полный закон ни приняли законодатели, только практика покажет степень его эффективности. Наделение судов правотворческой ролью может способствовать повышению эффективности совершенствования действующей нормативно-правовой базы, а также развитию гражданско-правового регулирования.14

    Сегодня в России принимается множество  законов, регулирующих отношения в  различных сферах нашей жизни. Тем  не менее, по мнению большинства специалистов и экспертов, законодательная база нашей страны далека от совершенства. Принятие того, или иного закона всегда обуславливается задачей или проблемой, которую необходимо решить. Но трудность в том, что не всегда путем формального, законодательного регулирования удается повлиять на течение реальных процессов. Кроме того, часто бывает так, что принятие закона улучшает положение дел в одной области, но при этом ухудшает в другой. В современных условиях все сложнее и сложнее становится принять такой закон, который бы существенно приближал общество к решению какой либо задачи, и при этом не противоречил уже существующим законам; в таких случаях часто приходится, наряду с принятием нового закона, вносить множество поправок в уже существующие. Нередко положения, содержащиеся в постановлениях Пленумов Верховного суда и Высшего Арбитражного Суда РФ становятся неактуальными в связи с принятием новых законов или изменений в уже существующие нормативные акты, в результате чего соответствующие правовые ситуации остаются неразрешенными. В виду того, что постановления пленумов либо полностью, либо в определенной части утрачивают силу, суды действуют по своему усмотрению, и нередко принимаются необоснованные, неправильные решения, что, по сути, не должно было произойти, ведь законодательные изменения направлены, как правило, на улучшение существующего положения и повышение защищенности прав граждан и организаций. Также возможно существенное расхождение судебной практики, что так же лишь ухудшит существующее положение, и цель принятых нормативных актов не будет достигнута. В связи с этим необходимо закрепить юридическую обязанность для Пленумов ВС и ВАС пересмотра постановлений одновременно с принятием, либо изменением соответствующих нормативных актов. Данная обязанность существенно облегчит работу судам, а также будет способствовать скорейшему достижению целей принятых изменений.

    Таким образом, несмотря на противоречивость существующих в юридической литературе точек зрения по вопросу о том, считать ли судебную практику источником гражданского права, большинство авторов признают, что решения высших судов обладают таким признаком, как обязательность для судов более низкой инстанции. При рассмотрении гражданских дел суды общей юрисдикции обязательно ориентируются на утвержденные Пленумом Верховного Суда обзоры практики, а также на постановления Пленума Верховного Суда. Аналогичным образом обстоит дело с Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации.

    Несмотря  на значимость данных актов и повышение  их правового статуса нынешнее законодательство не содержит легального определения «судебный акт», а также система судебных актов не регламентирована ни одним нормативным актом. В связи с этим, полагаю, назревает необходимость создания ФЗ «О судебных актах РФ».

    В рамках различных типов судопроизводства применяются различные родовые понятия: решения, постановления, судебные акты. Ввиду этого необходимо принятие правового акта, который унифицировал бы понятие судебного акта для всех типов судопроизводств. Таким документов может стать ФЗ «О судебных актах», который призван регулировать ту сферу общественных отношений, которая связана с подготовкой и реализацией судебных актов всех судов России. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

    Таким образом, деятельность высших судебных органов значительно влияет на правотворчество в целом и является далеко не последним механизмом урегулирования гражданских отношений.

    Судебная  власть полностью самостоятельна в  вынесении судебных решений и  приговоров, но их исполнение относится  к обязанностям исполнительной власти. Возможность судебного обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц и органов исполнительной власти позволяет судебной власти противостоять незаконным действиям этой власти. Функции и полномочия судебных органов, таким образом, служат своеобразным противовесом в отношении двух других ветвей власти, а в совокупности с ними образуют единую государственную власть.

    Судебная  практика видит в воздействии  правоприменителя (суда) на правотворческий  орган гарантию защиты субъектов  права от устаревшей нормы. Но суд  не обладает правотворческой функцией и, следовательно, не может заниматься подобной деятельностью. А ведь именно он может, и способен устранить так часто встречающуюся в судебной практике проблему противоречия между нормами права и нормами морали, пробелы в праве и законе. Таким образом, появление и закрепление судебного прецедента в России как источника права вполне оправданно необходимо только досконально проработать порядок создания и закрепления данного источника. А именно, на мой взгляд, обоснованным будет создание механизма обжалования судебных прецедентов в Конституционный суд РФ, а также необходимо сузить круг судебных органов, которым будет предоставлено такое право, то есть необходимо наделить правотворческой функцией только вышестоящие суды: Верховный суд РФ и Высший Арбитражный суд РФ.

Информация о работе Деятельность высших судебных органов и их роль в регулировании гражданских правоотношений