Договор энергосанбжения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 13:50, курсовая работа

Описание

Данная работа посвящена изучению особенностей одного из видов договоров купли- продажи - договора энергоснабжения. Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что договор энергоснабжения является наиболее распространенным видом договоров и широтой сферы его применения. Энергоснабжение относится к деятельности, связанной с обеспечением жизнедеятельности населения.
Актуальность исследования данной темы заключается и в том, что правовой институт энергоснабжения регламентируется множеством соответствующих нормативных актов. Основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования тех или иных вопросов энергоснабжения.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 7
1. МЕСТО ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ В СИСТЕМЕ ГРАЖДАНСКО- ПРАВОВЫХ ДОГОВОРОВ 9
1.1. Значение и сфера применения договора энергоснабжения 9
1.2. Понятие и предмет договора энергоснабжения 11
2. ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 14
2.1. Стороны договора и существенные условия договора 14
2.2. Порядок расчетов тарифов на энергоснабжение 18
2.3. Порядок заключения, изменения и прекращения договора энергоснабжения 21
2.4. Ответственность сторон по договору энергоснабжения 23
3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ 25
3.1. Правовое регулирование розничного рынка 25
3.2. Правовое регулирование оптового рынка 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………………………………
ПРИЛОЖЕНИЯ 36

Работа состоит из  1 файл

курсовая гр. право.doc

— 322.00 Кб (Скачать документ)

 

 

2.5. Ответственность сторон по договору энергоснабжения

 

 

Ответственность по договору энергоснабжения регламентируется ст. 547 ГК РФ. Согласно ст. 547 ГК РФ «1. В случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств по договору энергоснабжения сторона, нарушившая обязательство, обязана возместить причиненный этим реальный ущерб п. 2 ст. 15 ГК РФ.

2. Если в результате регулирования режима потребления энергии, осуществленного на основании закона или иных правовых актов, допущен перерыв в подаче энергии абоненту, энергоснабжающая организация несет ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение договорных обязательств при наличии ее вины»31.

Граждане, использующие получаемую энергию для бытовых  нужд, несут ответственность за нарушение  договора энергоснабжения при наличии  вины.32

Абоненты (юридические  лица и граждане-предприниматели), использующие получаемую энергию для предпринимательских целей, несут ответственность на началах предпринимательского риска, то есть независимо от вины п. 3 ст. 401 ГК РФ. Однако из этого правила имеется исключение: согласно п. 2 ст. 547 ГК РФ энергоснабжающая организация, в случае перерыва в подаче энергии по основаниям, допускаемым законодательством, несет ответственность за убытки при наличии вины (например, перерыв или прекращение подачи энергии для принятия неотложных мер по предотвращению или ликвидации аварий в системе энергоснабжающей организации).

К договору энергоснабжения применяются правила, регламентирующие Законом о защите право потребителей. Согласно данного Закона: «За нарушение прав потребителей изготовитель  несет ответственность, предусмотренную законом или договором. Если иное не установлено законом, убытки, причиненные потребителю, подлежат возмещению в полной сумме сверх неустойки (пени), установленной законом или договором. Уплата неустойки (пени) и возмещение убытков не освобождают изготовителя от исполнения возложенных на него обязательств в натуре перед потребителем. Изготовитель освобождается от ответственности за неисполнение обязательств или за ненадлежащее исполнение обязательств, если докажет, что неисполнение обязательств или их ненадлежащее исполнение произошло вследствие непреодолимой силы, а также по иным основаниям, предусмотренным законом»33.

3. ПРОБЛЕМЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДОГОВОРА ЭНЕРГОСНАБЖЕНИЯ

 

 

3.1. Правовое  регулирование розничного рынка

 

 

Правила функционирования розничных рынков электрической  энергии в переходный  период реформирования электроэнергетики, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31 августа 2006г. № 530, устанавливают правовые основы функционирования розничных рынков электрической энергии  в течение периода реформирования электроэнергетики.

Субъектами  розничных рынков являются: потребители  электрической энергии; гарантирующие поставщики; энергосбытовые организации; энергоснабжающие организации; исполнители коммунальных услуг, приобретающие электрическую энергию в целях оказания гражданам коммунальных услуг; сетевые организации и иные владельцы объектов электросетевого хозяйства; производители (поставщики) электрической энергии, продажа которой не осуществляется на оптовом рынке; системный оператор и иные субъекты оперативно-диспетчерского управления в технологически изолированных территориальных электроэнергетических системах.34

Продажа электрической  энергии (мощности) на розничных рынках по регулируемым ценам (тарифам) осуществляется в объемах, соответствующих определяемым в соответствии с Правилами оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода и Правил объемам покупки электрической энергии (мощности) по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, поставляющими электрическую энергию, в том числе для снабжения граждан-потребителей, использующих электрическую энергию для бытового потребления.

Продажа остальных объемов электрической энергии (мощности) на территориях субъектов РФ, включенных в ценовые зоны оптового рынка, осуществляется по нерегулируемым ценам в порядке, установленном Правилами.35

Гарантирующие поставщики осуществляют поставку электрической  энергии покупателям электрической энергии на территории своей зоны деятельности по публичным договорам энергоснабжения или купли-продажи (поставки) электрической энергии.

Статус гарантирующего поставщика присваивается по результатам  открытого конкурса, который проводится один раз в 3 года  или при возникновении предусмотренных Правилами оснований.

На розничных  рынках электрическая энергия (мощность) поставляется потребителям по регулируемым ценам (тарифам) гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, к числу покупателей которых относятся граждане-потребители и (или) приравненные к ним в соответствии с нормативными правовыми актами в области государственного регулирования тарифов группы потребителей (покупателей).

Электрическая энергия (мощность) сверх объемов, поставляемых покупателям по регулируемым ценам (тарифам) оплачивается по свободным (нерегулируемым) ценам в рамках предельных уровней  нерегулируемых цен на розничных  рынках.36

Купля-продажа  электрической энергии на торгах на розничном рынке осуществляется в объемах и по ценам, устанавливаемым по итогам торгов на основании сопоставления спроса и предложения участников розничного рынка.

 

3.2. Правовое регулирование оптового рынка

 

 

Участники оптового рынка - поставщики электрической мощности (ДГК) и покупатели (энергосбытовые компании).

Правовое регулирование оптового рынка регламентируется договором о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии, договором возмездного оказания услуг по оперативно-диспетчерскому управлению (обеспечению системной надежности) ЕЭС России, договором энергоснабжения, договором возмездного оказания услуг по передаче электрической энергии, договором оказания услуг по передаче электрической энергии.

Договор о присоединении к торговой системе оптового рынка электрической энергии регулирует отношения сторон, связанные с обращением электрической энергии на оптовом рынке.

Порядок допуска  Участника оптового рынка к торговой системе оптового рынка определяется в Регламенте допуска субъектов оптового рынка электроэнергии к торговой системе оптового рынка электроэнергии. Участник оптового рынка получает право заключать сделки в секторе свободной торговли с 1 числа календарного месяца, следующего за датой регистрации Участника оптового рынка в торговой системе.37

Участник оптового рынка  обязан зарегистрировать в АТС заключенный  им двусторонний договор купли-продажи  электрической энергии, а также  изменения к нему в случаях  и в порядке, определенных Правилами  оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода, настоящим Договором и регламентами оптового рынка. Исполнение своих обязательств по двустороннему договору купли-продажи может быть осуществлено Участником оптового рынка в порядке, предусмотренном настоящим Договором и регламентами оптового рынка, только при условии предварительной регистрации двустороннего договора купли-продажи электрической энергии в АТС.

Поставка электрической энергии в регулируемом секторе и оплата отклонений на оптовом рынке осуществляется по тарифам, установленным федеральным органом исполнительной власти по регулированию естественных монополий.38

По договору энергоснабжения Энергоснабжающая организация обязуется поставлять Абоненту через сети территориальной сетевой организации, осуществляющей деятельность по передаче электрической энергии по собственным сетям на энергопринимающие устройства Абонента, электрическую энергию (мощность) в соответствии с условиями  договора, а Абонент обязуется принимать в точках поставки и оплачивать электрическую энергию (мощность), а также соблюдать предусмотренный  договором режим их потребления, обеспечивать безопасность эксплуатации находящихся в его ведении энергетических сетей и исправность используемых им приборов и оборудования.

С целью снижения финансовых рисков участников оптового рынка предоставляется возможность заключения контрактов на будущие поставки электрической энергии на покупку и продажу фиксированного объема электрической энергии по согласованной сторонами (договор о присоединении) цене.

Орган исполнительной власти субъекта РФ в области государственного регулирования тарифов - Федеральная служба по тарифам ФСК.

« На оптовом рынке Дальнего Востока создана ОАО «Дальневосточная энергетическая компания» - единый закупщик. ДЭК  сформирован как энергохолдинг, материнская компания для дочерних обществ - ДГК и ДРСК и при этом будет выполнять функцию сбыта на территории всего Дальнего Востока»39.

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

В данной работе было исследовано  правовое регулирование договоров  энергоснабжения в современных условиях. С принятием Основ гражданского законодательства СССР и союзных республик 1991 года впервые в истории отечественного права договоры энергоснабжения получили правовую регламентацию на уровне общесоюзного закона. Затем в Российской Федерации был принят ряд нормативных правовых актов, регулирующих отношения в сфере электроэнергетики. Это обусловлено принятием и вступлением в силу Особенной части Гражданского кодекса РФ, который в параграфе 6 Главы 30 законодательно закрепил комплекс правовых норм о регулировании договоров энергоснабжения. В настоящее время среди ученых цивилистов не возникает споров по поводу предмета договора энергоснабжения. Это действия сторон договора по снабжению электрической и тепловой энергией через присоединенную сеть.

Масштабная роль энергоснабжения  предполагает детальное правовое регулирование, которое в настоящий момент недостаточно разработано и не отвечает складывающимся социальным потребностям. Особую остроту и актуальность данная проблема приобретает при снабжении топливно-энергетическими ресурсами организаций, финансируемых из федерального бюджета. В последние годы государство снимает с себя заботу об их надлежащем (бесперебойном) обеспечении энергией. Заключается это в неурегулированности многих не только экономических, но и правовых аспектов энергоснабжения. Говоря о проблемах правового института энергоснабжения, следует, прежде всего, отметить традиционную для России множественность соответствующих нормативных актов и их низкое качество. Основная проблема заключается в бессистемности правовой базы, отсутствии единой концепции регулирования тех или иных вопросов энергоснабжения.

Отмечая просчеты в законодательном  регулировании энергоснабжения  и сопряженные с этим серьезные  отрицательные последствия для  всей страны, следует сказать о необходимости комплексного решения данной проблемы в кодифицированном акте - ГК РФ. При этом систематизация законодательства должна осуществляться на основе следующих принципов:

- минимизация регулирования  энергоснабжения подзаконными актами путем придания нормам ГК РФ императивного характера, а так же посредством разработки новых норм;

- повышение платежной  дисциплины в энергоснабжении  путем ужесточения юридической  ответственности сторон за нарушение  договорных условий;

- совершенствование порядка ограничения и прекращения энергоснабжения потребителей, не обеспечивающих оплаты принятой ими энергии;

- совершенствование порядка  компенсации государством потребленной  стратегическими (не отключаемыми) организациями энергии в случае  их неплатежеспособности.

Проанализировав судебную практику последних лет по спорам с участием энергоснабжающих организаций, мы выяснили, что в отличие от прежних лет, в настоящее время  преобладают споры по таким основаниям, как неоплата или несвоевременная  оплата стоимости энергии, воды, газа и т.п.

Можно утверждать, что  судебная практика по делам указанной  категории уже сложилась. Данные судебной статистики свидетельствуют  о том, что все чаще иски, связанные  с договорами энергоснабжения, решаются в пользу энергоснабжающих организаций.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

 

Нормативно- правовые акты

 

  1. Конституция РФ // Российская газета. 1993. № 237,  25 декабря.
  2. Гражданский Кодекс РФ (ч.1) от 30.11.1994. №51-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 05.12.1994. № 32. Ст.3301.
  3. Гражданский Кодекс РФ (ч.2) от 26.01.1996. №14-ФЗ  в ред. ФЗ от 02.02.2006. №19-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 29.01.1996. № 5. Ст.410.; Собрание законодательства РФ. 06.02.2006.№2.
  4. Федеральный закон РФ. «Об электроэнергетике»  от 26.03.2003г. № 35-ФЗ. //Собрание законодательства РФ. 31.03.2003. № 13.
  5. Федеральный закон РФ. «О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в РФ» от 10.03.1995г. № 41-ФЗ //Собрание законодательства РФ.  17.04.1995. №16.
  6. Федеральный закон РФ. «О защите прав потребителей» от 07.02.1992г. № 2300-1-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 15.01.1996. № 3.
  7. Федеральный закон РФ «О поставках продукции для федеральных государственных нужд» от 13.12.1994г. № 60-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 19.12.1994. № 34.
  8. Федеральный закон РФ «О конкурсах на размещение заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных нужд» от 06.05.1999г. №97-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 10.05.1999. № 19.
  9. Федеральный закон РФ «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 08.08.2001г. №128-ФЗ //Собрание законодательства РФ. 13.08.2001. № 33.
  10. Постановление Правительства РФ от 26.09.1994г. № 1099 «Правила предоставления коммунальных услуг» //Собрание законодательства РФ. 24.10. 1994. № 26.
  11. Постановление Правительства РФ от 05.01.1998г. № 1 «О Порядке прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им топливно-энергетических ресурсов»// Собрание законодательства РФ. 12.01.1998. № 2.
  12. Постановление Правительства РФ от 22.06.1999г. № 664 «об утверждении Положения об ограничении или временном прекращении подачи электрической энергии потребителям при возникновении или угрозе возникновения аварии в работе систем электроснабжения»// Собрание законодательства РФ. 05.07. 1999. №27.
  13. Постановление Правительства РФ от 04.04.2000г. № 294 «Об утверждении порядка расчетов за электрическую, тепловую энергию и природный газ» //Собрание законодательств РФ. 10.04. 2000. №15.
  14. Постановление Правительства РФ от 29.05.2002г. № 364 «Об обеспечении устойчивого газо и энергоснабжения финансируемых за счет средств федерального бюджета организация, обеспечивающих безопасность государства» //Собрание законодательств РФ. 10.06.2002.№23.
  15. Постановление Правительства РФ от 06.03.2003г. № 291 «Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по продаже эл. Энергии гражданам»// Собрание законодательств РФ. 16.05.2005. № 20.
  16. Постановление Правительства от 24.10.2003г. № 643 «О правилах оптового рынка электроэнергии переходного периода»// Собрание законодательств РФ. 03.11. 2003. № 44.
  17. Постановление Правительства РФ от 28.10.2003г. № 648 «Ведение реестра объектов электросетевого хозяйства»// Собрание законодательств РФ. 03.11. 2003. № 44.
  18. Постановление Правительства РФ от 16.06.2004г. №  287 «Об утверждении Положения о Федеральном агентстве по энергетике РФ»//Собрание законодательств РФ. 21.06. 2004. № 25.
  19. Постановление Правительства РФ от 30.06.2004г. № 332 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по тарифам»//Собрание законодательств РФ. 19.07. 2004. № 29.
  20. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006г. №530 «Об утверждении правил функционирования розничных рынков электрической энергии в переходный период реформирования электроэнергетики»//Собрание законодательств РФ. 11.09.2006.  №37.
  21. Постановление Правительства РФ от 31.08.2006г. №529 «О совершенствовании порядка функционирования оптового рынка электрической энергии»//Собрание законодательств РФ. 04.09.2006.№36.
  22. Приказ Федеральной службы по тарифам от 07.09.2004г. №69-э/4 «О предельных уровнях тарифов на электрическую и тепловую энергию на 2005-2006года»// Российская газета. 05.10.2004. №218.
  23. Приказ ФСТ России от 24.08.2004г. № 45-э/4 «Методические указания по расчету тарифов по диспетчерскому управлению» // Российская газета. 30.09.2004.№214.
  24. Приказ ФСТ России от 24.08.2004г. № 44-э/3 «Методика расчета стоимости отклонений» // Российская газета. 05.10.2004. №226.
  25. Приказ ФСТ от 06.08.2004г. № 20-э/1 «Получение статуса субъекта оптового рынка»// Российская газета. 17.09.2004. № 204.
  26. Приказ Минэнерго от 14.06.2005г. №119 «О минимальном размере собственного капитала организации, осуществляющей деятельность по продаже электроэнергии гражданам»// Российская газета. 12.07.2005г. № 149.
  27. Регламент регистрации и учета свободных двусторонних договоров купли- продажи электрической энергии от 14.07.2006г.,утверждены 14.07.2006г.// Протокол №96 заседания Наблюдательно Совета НП «АТС».
  28. Постановление Госстроя РФ от 27.09.2003г. № 170 «Правила и нормы технического процесса жилищного фонда»// Российская газета. № 214. 23.10.2003.

Информация о работе Договор энергосанбжения