Договор купли-продажи: понятие, предмет и содержание

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Февраля 2012 в 12:25, курсовая работа

Описание

Актуальность избранной темы объясняется прежде всего тем, что договор купли-продажи в последние несколько лет в нашей стране в связи с экономическим ростом, ростом количества и качества предпринимательства приобретает все большее значение. Об актуальности данной темы свидетельствует и то, что в настоящее время сфера применения договора купли-продажи значительно расширилась за счет того, что правила о купле-продаже должны субсидиарно применяться к купле-продаже имущественных прав, результатов интеллектуальной деятельности, фирменных наименований, товарных знаков обслуживания и иных средств индивидуализации гражданина или юридического лица.

Содержание

Введение 3
Основная часть 7
1 ПОНЯТИЕ И СУБЪЕКТЫ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 7
2 СОДЕРЖАНИЕ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ 21
3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА 34
Заключение 52
Глоссарий 56
Список использованных источников 61

Работа состоит из  1 файл

курсовая работа по гражданскому праву.docx

— 114.40 Кб (Скачать документ)

Срок службы товара устанавливается  изготовителем самостоятельно (включая  те случаи, когда его определение  является обязанностью изготовителя), тогда как срок годности устанавливается  нормативными актами и по его истечении  товар считается непригодным  для использования по назначению и не может быть реализован.

Кроме того, срок службы устанавливается на не потребляемые товары длительного пользования, тогда  как срок годности - на потребляемые, скоропортящиеся товары (парфюмерию, продукты питания).

В 1994 г. ГК РФ впервые введено  правило, согласно которому продавец обязан передать покупателю товар в таре и (или) упаковке, независимо от того, оговорено  ли соответствующее положение в  договоре. Исключение составляют лишь товары, которые по своему характеру  не требуют затаривания и (или) упаковки (п.1 ст. 481 ГК РФ).

Под тарой понимаются изделия для размещения товара. Упаковка, будучи более широким понятием (включающим в себя и тару) рассматривается  как средство или совокупность средств, обеспечивающих защиту товара и окружающей среды от повреждения и потерь и облегчающих процесс обращения  товаров.

Стороны могут в самом  договоре указать, какая именно тара и упаковка должна применяться при  исполнении договора, либо стандарты, которым должны отвечать тара или  упаковка соответствующего товара. Если это сделано не было, то в соответствии с п. 2 ст. 481 ГК РФ товар должен быть затарен или упакован обычным  для такого товара способом, а при  отсутствии такового - способом, обеспечивающим сохранность товаров, такого рода при  обычных условиях хранения и транспортировки.

Повышенные требования предъявляются к продавцу, осуществляющему  предпринимательскую деятельность. Если в установленном законом  порядке предусмотрены обязательные требования к таре и упаковке, то он обязан передать покупателю товар  в таре и упаковке, соответствующих  этим обязательным требованиям (п.3 ст. 481 ГК РФ).

Тара и упаковка товара предусматриваются в договоре купли-продажи  и должны ему соответствовать. А  если тара и упаковка товара договором  не предусмотрены, то товар должен быть упакован для обеспечения транспортировки  и хранения товара. В тех случаях, когда тара и упаковка товара не соответствуют договору покупатель вправе предъявить продавцу требование о ненадлежащем качестве товара (ст.ст. 475 и 482 ГК РФ).

Условия поставки товаров  включают в себя содержание, объем  и характер транспортных операций по договорам купли-продажи, именуемые  еще и как “базис поставки”.

3 ОТДЕЛЬНЫЕ ВИДЫ ДОГОВОРА КУПЛИ-ПРОДАЖИ И ИХ КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА

3.1. Договор розничной  купли-продажи

На первое место среди  отдельных видов договора купли-продажи  в ГК поставлена розничная купля-продажа (§ 2 гл. 30, ст. 492-505). Предусмот­ренные здесь  правила носят в основном обязательный характер и направле­ны в первую очередь на обеспечение интересов  потребителей. И это естест­венно, поскольку каждый из нас ежедневно  совершает обычные покупки, не вспоминая  о правовых тонкостях отношений  профессионального продавца и рядового покупателя. Розничная купля-продажа  определена в ГК как пуб­личный договор, что означает обязанность розничных  предприятий прода­вать товары любому, кто к ним обратится, не делая  между покупателями различий в цене на продаваемые товары и в других условиях продажи.

Многое б ГК обобщенно  отражает то, что уже закреплено российским законодательством о  защите прав потребителей. Есть в ГК нормы, воспол­няющие пробелы в  регулировании столь важных правоотношений.

Договор розничной купли-продажи  представляет собой договор куп­ли-продажи  товара, по которому продавец, осуществляющий предприни­мательскую деятельность по продаже товаров в розницу, обязуется  пе­редать покупателю товар, предназначенный  для личного, семейного, до­машнего или иного использования, не связанного с предпринимательской деятельностью  (п. 1 ст. 492 ГК).

Можно отметить две характерные  черты, позволяющие выделить до­говор розничной купли-продажи в самостоятельный  вид договора купли-продажи.

Во-первых, необходимо указать  на специфику продавца как субъекта договора розничной купли-продажи. В качестве продавца здесь может  вы­ступать только такая коммерческая организация, которая осуществляет предпринимательскую деятельность по продаже товаров в розницу (торго­вое предприятие).

Закон Российской Федерации  «О защите прав потребителей» (ст. 7) установил  обязанность торговых предприятий  предоставлять потребителям необходимую  информацию о продавце товара. В  связи с этим торговые предприятия  обязаны иметь вывеску с указанием  профиля и форм органи­зации их деятельности, фирменного наименования и режима работы. Непо­средственно на вывеске должен быть указан также юридический адрес  тор­гового предприятия либо местонахождения  его собственника. Названные правила  о предоставлении потребителю информации о продавце товара применяются и  при осуществлении торговли во временных  помещениях, на ярмарках, с лотков, а  также в других случаях, если торговля производится вне постоянного места  нахождения торгового предприятия.

Во-вторых, определенными  особенностями обладает и товар, высту­пающий в качестве предмета купли-продажи. Специфика товара по догово­ру розничной  купли-продажи заключается в том, что он предназначен для личного, семейного, домашнего или иного  использования, не связанного с предпринимательской  деятельностью.

Необходимо обратить внимание на то, что вторая особенность (целе­вое назначение покупки) касается именно товара, а не покупателя. Поку­пателем по договору розничной купли-продажи  признается всякое физи­ческое или  юридическое лицо, приобретающее  товар у розничной торго­вой  организации или индивидуального  предприятия для личного семей­ного, домашнего или иного использования, не связанного с предпринима­тельской деятельностью. Поэтому, например, отношения, связанные с приобретением организацией (юридическим лицом) офисной мебели в мебельном магазине, охватываются договором розничной купли-продажи. А значит, можно сделать вывод, что сфера применения норм ГК о  розничной купле-продаже (по субъектам) шире, нежели действие норм, содержащихся в Законе Российской Федерации «О защите прав потреби­телей». Согласно указанному Закону применительно к  розничной купле-продаже, под потребителем понимается только гражданин, имеющий  намерение приобрести либо приобретающий  или использующий товары исключительно  для личных (бытовых) нужд, не связанных  с извлечением прибыли. Исключая из числа субъектов признаваемых потребителями, юридических лиц, законодатель, видимо, полагал, что организации, в  от­личие от граждан, имеют свои финансовые, бухгалтерские, юридические службы и поэтому не нуждаются в специальных  средствах защиты, пре­доставляемых Законом «слабой» стороне в отношениях, связанных с роз­ничной куплей-продажей, т. е. гражданину. Во всяком случае, Закон  Рос­сийской Федерации «О защите прав потребителей» не распространяется на отношения с участием организаций (юридических лиц), выступающих в  качестве покупателей по договору розничной  купли-продажи.

Тем не менее, ГК учитывает  различия в правовом положении и  факти­ческих возможностях по защите нарушенных прав и законных интересов, которые имеют соответственно граждане и организации (юридические ли­ца), но путем предоставления дополнительных прав не всем покупателям товаров, а  исключительно тем из них, в качестве которых выступают граж­дане. В  соответствии с п. 3 ст. 492 ГК к отношениям по договору розничной купли-продажи  с участием покупателя-гражданина, не урегулированным данным Кодексом, применяются законы о защите прав потребителей и иные правовые акты, принятые в соответствии с ними. Кроме того, при введении в действие части второй ГК, в том числе  норм о розничной купле-продаже, было предусмотрено, что в тех  случаях, когда одной из сторон в  обязательстве является гражданин, использующий, приобретающий, зака­зывающий  либо имеющий намерение приобрести или заказать товары (ра­боты, услуги) для личных бытовых нужд, такой  гражданин пользуется пра­вами стороны  в обязательстве в соответствии с ГК, а также правами, пре­доставленными  потребителю Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей» и изданными в соответствии с ним иными правовыми актами.

Договор розничной купли-продажи, как мы уже отмечали, признается публичным договором (п. 2 ст. 492 ГК). Это  означает, что торговое пред­приятие не вправе отказаться от заключения договора при наличии соответ­ствующего  товара. Цена товара, а также иные условия договора купли-продажи  должны быть одинаковыми для всех потребителей.

Квалификация договора розничной купли-продажи в качестве публич­ного договора, помимо иных известных последствий, дает Правительству  РФ возможность издавать правила, обязательные для сторон при заключе­нии и  исполнении данного договора. В настоящее  время одним из основных правовых актов, регулирующих отношения, связанные  с розничной куплей-продажей, являются Правила продажи отдельных видов  товаров, утвер­жденные постановлением Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55.

Правила продажи отдельных  видов товаров, утвержденные постанов­лением  Правительства РФ от 19 января 1998 г. № 55, в наглядной и доступ­ной форме  доводятся продавцом до сведения покупателей.

3.2. Договор поставки

Оптовый оборот товаров, отношения между профессиональными  про­давцами и покупателями традиционно  рассматриваются как поставка това­ров (например, в § 3 гл. 30 ГК). Определение  условий таких коммерческих договорных отношений – дело, прежде всего, их участников. Вместе с тем есть признанные стандарты коммерческого  оборота, которые должны пре­дусматриваться в законе и применяться в случае отсутствия иного соглаше­ния сторон. В этой части ГК учитывает правила, установленные Венской конвенцией о международных договорах купли-продажи, а также сложив­шиеся в нашей  стране особые правила, регулирующие отношения  по по­ставкам товаров, и в частности  нормы: о периодах, порядке поставки, вос­полнении недопоставки товаров, их выборке, расчетах за поставляемые товары, последствиях нарушения условий  поставки.

Характерной чертой дореволюционного российского гражданского за­конодательства  являлось выделение договора поставки в качестве самостоя­тельного договора наряду с договором купли-продажи. При этом под постав­кой понимался  договор, по которому одна сторона обязывалась  доставить другой какую-либо вещь за известную цену к известному сроку. Все отличие поставки от купли-продажи  состояло в том, что поставка предполагала неко­торый промежуток времени между  заключением и исполнением договора, тогда как купля-продажа не предполагала (хотя и не исключала) такого про­межутка  времени. Это обстоятельство имело  решающее значение, поскольку продавцом  по договору купли-продажи мог выступать  только собственник вещи, а следовательно, данным договором не охватывались правоотношения, предусматривающие, что лицо, обязующееся  доставить имущество покупате­лю, приобретет это имущество в будущем  к сроку исполнения обязательства.

В гражданско-правовой доктрине советского периода необходимость  выделения самостоятельного планового  договора поставки объяснялась тем, что производство на социалистических предприятиях велось в плановом по­рядке. Планировалось также снабжение  торговой сети товарами народного потребления. Обеспечение планового характера  производства и снабжения было возможным  лишь при условии, если такой же плановый характер будут носить и договоры, направленные на обеспечение производства оборудовани­ем, сырьем и на реализацию продукции социалистических предприятий.

Основным источником правового регулирования отношений  по постав­кам служили Положение  о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках  товаров народного по­требления, утверждаемые Советом Министров  СССР, которые периодически обновлялись. Кроме того, в тот период действовали  многочисленные Особые условия поставки отдельных видов продукции производственно-технического назначения и товаров народного  потребления, которые разрабатывались  за­интересованными министерствами и  ведомствами и утверждались Госснабом  СССР и Государственным арбитражем при Совете Министров СССР.

При разработке нового ГК было принято решение сохранить  договор поставки, но не в качестве самостоятельного гражданско-правового  догово­ра, а как один из видов  договора купли-продажи, ориентированный  на регулирование отношений по реализации различных товаров, складывающихся в основном между профессиональными  участниками имущественного оборо­та, которые занимаются производством  и оптовой торговлей сырьем, мате­риалами, комплектующими изделиями, оборудованием. Выделение договора поставки в качестве особого вида договора купли-продажи  было продиктова­но необходимостью учета специфики указанных правоотношений, требую­щих более жесткого и детального регулирования. Вместе с тем не следует  забывать, что договор поставки остается лишь одним из видов договора куп­ли-продажи, что влечет за собой субсидиарное применение к отношениям, связанным  с поставкой товаров, норм о договоре купли-продажи. При этих условиях задача законодателя применительно к регулированию  договора по­ставки свелась лишь к определению специальных правил, учитывающих спе­цифику отношений  по поставкам товаров и подлежащих приоритетному (по сравнению с общими положениями о купле-продаже) применению.

Согласно действующему законодательству, договором поставки признается такой договор купли-продажи, по которому продавец (поставщик), осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный  срок или сроки произ­водимые  или закупаемые им товары покупателю для использования в пред­принимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием (ст. 506 ГК).

Информация о работе Договор купли-продажи: понятие, предмет и содержание