Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Декабря 2010 в 09:19, курсовая работа
В то же время, отчетливо проявилась и негативная практика заключения договоров между организацией и гражданином с последующей продажей права на недвижимость третьему лицу, которые не всегда добросовестно исполняют договорные обязанности.
Кроме существенной демократизации законодательства, предпосылкой распространения отношений по отчуждению недвижимого имущества под предоставление пожизненного содержания с иждивением стала их явная
экономическая выгода, получаемая обеими сторонами упомянутого соглашения.
Целью настоящей курсовой работы является изучение договора пожизненного содержания с иждивением.
Введение.
1. История появления и цели договора пожизненного содержания с
иждивением.
2. Понятие и условия договора пожизненного содержания с иждивением.
3.Деятельность ГУП «Моссоцгарантия» в области пожизненного содержания с иждивением.
4. Проблемы, связанные с договором пожизненного содержания с иждивением, и пути их решения.
Заключение.
Список литературы.
С 2001 года Правительство Москвы разрешило ГУП «Моссоцгарантия» использовать полученную экономию по смете расходов на оказание дополнительной социальной помощи. ГУП «Моссоцгарантия» закупает и передает в безвозмездное пользование телевизоры, холодильники, стиральные машины – всего около 20 наименований бытовой техники. Были массово заменены старые газовые плиты в квартирах. Производится косметический ремонт жилья, меняется старая, негодная сантехника. Специалисты ГУП «Моссоцгарантия» следят за санитарным состоянием квартир, исправностью электроприборов, с наступлением холодов утепляют жилье подопечных.
Если
врач назначает дорогостоящие
Каждый человек, заключивший договор о передаче жилья городу, может быть уверен в том, что его последняя воля будет неукоснительно выполнена. При заключении договора ГУП «Московская социальная гарантия» берет на себя обязательства по предоставлению ритуальных услуг.
2). Заключение и сопровождение договоров передачи в связи с переселением граждан на постоянное место жительства в социальные жилые дома или стационарные учреждения системы социальной защиты.
Передавая свое жилье в собственность города Москвы, граждане переезжают в охраняемые благоустроенные дома с развитой инфраструктурой в районах Митино и Марьино. Первый социальный жилой дом был построен и заселен в 1995 году в Митино. На сегодняшний день в Митино организован комплекс, включающий в себя три социальных дома. Полностью заселен социальный жилой дом в Марьино. Всего в социальных жилых домах проживают более 400 человек. Переехать на новое место жительства и обустроиться пенсионерам помогает ГУП «Моссоцгарантия».
Заключившие договор о передаче жилья городу получают ежемесячно денежную компенсацию. Сумма ее ниже получаемой по договору пожизненного содержания, но при этом жильцы социальных домов полностью освобождены от коммунальных платежей и имеют право на различные бесплатные и льготные услуги. Основная пенсия неприкосновенна и полностью сохранена.
Перед переездом в социальный жилой дом человек знакомится с квартирой, выбирает, где именно, с какими соседями, на каком этаже он хотел бы жить. Индивидуальные пожелания жильцов учитываются при заселении. Дома в Митино и Марьино приспособлены для проживания инвалидов-колясочников.
Все социальные жилые дома приспособлены для комфортного проживания пожилых людей. Дома круглосуточно охраняются, каждая квартира оснащена тревожной кнопкой. Если жильцу стало плохо или что-то понадобилось, он звонит, и к нему поднимаются диспетчер или медицинская сестра. Медицинское дежурство также организовано круглосуточно. Проходят регулярные медосмотры. Если есть необходимость, немедленно организуется вызов «Скорой помощи».
Жильцы
дома не отягощены бытовыми заботами.
В каждом
доме имеется круглосуточная диспетчерская
по вызову работников ЖКХ. В самом здании
расположены прачечная, ремонт обуви,
парикмахерская. В социальном магазине
продаются продовольственные и бытовые
товары по льготным ценам, со значительными
скидками. При необходимости администрация
социального дома предоставляет в пользование
бытовые приборы: радиоприемники, телевизоры,
обогреватели, холодильники.
Рассмотрим перспективы развития ГУП «Моссоцгарантия» в 2009 году.
1. Юридические семинары. Как показала статистика, пенсионеров достаточно часто интересуют вопросы, связанные с законодательной базой РФ. Касается это бытовой сферы и защиты прав потребителей, пенсионного обеспечения и предоставления льгот, отличия договора пожизненного содержания с иждивением от договора ренты. Стало ясно, что бесплатных юридических консультаций, проводимых по мере обращения, недостаточно – люди хотят в целом повысить свою правовую грамотность, стать более защищенными в разных областях жизни. Поэтому было решено организовать на базе социальных жилых домов юридические семинары. Сейчас разрабатывается тематический план занятий.
2. Патронажный центр. Около 20 тысяч одиноких москвичей нуждаются в патронажном уходе, но далеко не всем он по карману – стоимость услуг порой достигает 50 тысяч в месяц, а персонал, предоставляемый большинством коммерческих структур, далеко не идеален. Вот и решила ГУП «Моссоцгарантия», опираясь на свой многолетний опыт ухода за тяжелыми больными, создать учебный центр по подготовке патронажных сестер с выдачей по окончании учебы сертификата, дающего право работать по специальности. Впрочем, не только правом на работу, но и самой работой выпускников обеспечат. Реализация проекта, во-первых, поможет обеспечить достойный уход за пожилыми больными людьми, а во-вторых, даст возможность желающим переквалифицироваться и получить стабильную работу, что в наше время не так-то просто.
3. Аукционы. Многие москвичи, особенно пожилые, желающие продать находящуюся в их собственности квартиру, не знают, с какого конца за это дело взяться.
Чтобы свести такие случаи обмана к минимуму, защитить интересы граждан и обеспечить юридическую чистоту договорных отношений, ГУП «Моссоцгарантия» организует продажу недвижимости граждан на открытых аукционах, проводимых предприятием на своих площадках. Берет она на себя также и все предварительные и последующие заботы, начиная с показа квартир и заканчивая оформлением сделки. Разумеется, делаться это будет не бесплатно, но в четко установленных и небольших, по риелторским меркам, размерах.
4. Проблемы, связанные с договором пожизненного содержания с иждивением, и пути их решения.
Большинство получателей ренты по договору содержания с иждивением мотивируют подачу в суд иска о расторжении договора тем, что, заключая его, они рассчитывали на больший объем услуг или иной их характер по сравнению с теми, что впоследствии предоставлялись ответчиком. Избежать подобных ситуаций поможет включение в договор подробного перечня обязательств плательщика ренты по обеспечению жизненных потребностей ее получателя. В перспективе же необходимо принятие на федеральном уровне Положения о договоре пожизненного содержания с иждивением, устанавливающего их максимально полный перечень.
В
ГК РФ основная обязанность плательщика
ренты по представлению
содержания с иждивением сформулирована
достаточно широко. Согласно п. 1 ст. 602
Кодекса эта обязанность может включать
обеспечение потребностей получателя
ренты в жилище, питании и одежде, а если
этого требует состояние здоровья гражданина,
то и уход за ним. Договором пожизненного
содержания с иждивением может быть также
предусмотрена оплата плательщиком ренты
ритуальных услуг.
Данный перечень обеспечения потребностей получателя ренты ее плательщиком является примерным и должен конкретизироваться в договоре. Стороны вправе, например, договориться о включении в договор иных по сравнению с предусмотренными Кодексом условий, подробно охарактеризовав их, или об исключении некоторых условий, указанных в ГК РФ. Однако на практике конкретизация обязанности плательщика ренты по предоставлению содержания с иждивением в соответствующих договорах встречается крайне редко. В результате условия многих заключенных договоров пожизненного содержания с иждивением формулируются весьма расплывчато, что впоследствии влечет возникновение разногласий между сторонами договора и рост числа судебных споров .
Истцами в таких спорах, как правило, являются получатели ренты. Большинство из них мотивируют подачу иска о расторжении договора тем, что при его заключении они рассчитывали на больший объем или иной характер услуг по сравнению с теми, которые впоследствии оказывались плательщиком ренты. При рассмотрении же иска выясняется, что заключенным истцом договором пожизненного содержания с иждивением предусмотрен минимум обязательств плательщика ренты, а по поводу оказания истцу остальных услуг, на которые он рассчитывал, между сторонами существовала устная договоренность .
Во избежание подобных коллизий сторонам рассматриваемого договора необходимо включать в него все сколько-нибудь существенные условия содержания получателя ренты, подробно оговаривая порядок предоставления этого содержания и медицинского обслуживания, режим покупки продуктов, приготовления пищи, примерный ассортимент покупаемых продуктов, случаи осуществления надомного ухода, госпитализации и др.
К сожалению, желание заключить максимально детализированный договор содержания с иждивением присуще только добросовестным плательщикам ренты. Однако немалую роль в заключении такого договора играют компетентность и добросовестность удостоверяющего его нотариуса. В то же время нередко ошибки и недочеты при составлении рассматриваемых договоров допускают именно нотариусы. В частности, Управление юстиции Тверской области в Информационном письме от 2007 г. «Об обобщении нотариальной практики по договорам ренты и пожизненного содержания с иждивением» отметило, что зачастую в подобных договорах предмет договора указывается не полностью, отсутствует обязательство плательщика ренты осуществлять пожизненное содержание с иждивением получателя ренты, не определена общая стоимость объема содержания, предоставляемого получателю ренты в расчете на месяц.
Изменить ситуацию могло бы принятие на федеральном уровне Положения о договоре пожизненного содержания с иждивением, устанавливающего максимально полный список обязательств плательщика ренты, конкретизация которых производилась бы в договоре его сторонами с учетом потребностей получателя ренты. Ориентиром для разработчиков такого положения могут стать положения, регулирующие заключение договоров пожизненного содержания с иждивением или пожизненной ренты между гражданами, нуждающимися в социальной поддержке, и государством либо муниципальным образованием, принятые в некоторых субъектах РФ и муниципальных образованиях. Примерный перечень обязанностей плательщика ренты указывается в этих положениях достаточно подробно.
Например, в Положении об отделении индивидуального договорного обслуживания муниципального учреждения «Центр социального обслуживания», утвержденном постановлением главы г. Серпухова от 27 февраля 2008 г. № 183, предусмотрено, что Центр как плательщик ренты предоставляет гражданам, заключившим договоры пожизненного содержания с иждивением, следующие виды социальных услуг:
• покупка и доставка на дом продуктов питания, медикаментов, промышленных товаров;
• сдача вещей в прачечную, химическую чистку, ремонт и обратная их доставка;
• содействие в обеспечении книгами, журналами, газетами;
• наблюдение за состоянием здоровья;
• вызов
врача на дом, посещение больных в стационарных
учреждениях здравоохранения не реже
2 раз в неделю, сопровождение в
поликлинику;
• выполнение медицинских процедур по назначению лечащего врача;
• содействие в прохождении медико-социальной экспертизы;
• приготовление пищи, кормление ослабленных больных;
• оказание санитарно-гигиенических услуг;
• влажная уборка квартиры (не реже 1 раза в неделю).
Получателям ренты по их желанию могут также предоставляться за их счет дополнительные платные услуги, в том числе уборка квартиры, доставка продуктов (за исключением лиц, имеющих право на обслуживание социальным работником), приготовление пищи, помощь в обеспечении личной гигиены, в организации ремонта квартир, бытовой техники и т. д. Однако перечисленные услуги являются необходимыми для обеспечения повседневных жизненных потребностей получателей ренты – зачастую нетрудоспособных по возрасту или по состоянию здоровья лиц, в связи с чем четко вписываются в целевые рамки договора пожизненного содержания с иждивением. А это значит, что они должны оказываться за счет плательщика ренты в рамках общего объема содержания.
Поскольку недобросовестные граждане встречаются и среди получателей ренты, избежать конфликтных ситуаций поможет также письменный учет плательщиком ренты оказанных по договору услуг. В случае возникновения у получателя ренты желания расторгнуть договор данные этого учета послужат доказательством того, что предусмотренный договором объем содержания предоставлялся ему в полном объеме. Учет может производиться несколькими способами:
1)
путем составления актов о
предоставленном содержании,
подписанных сторонами;
2) путем написания получателем ренты расписок о том, какие услуги и в каком объеме ему были предоставлены плательщиком ренты;
3) если стороны договора проживают совместно и ведут общее хозяйство, то путем внесения плательщиком ренты всех расходов в соответствующую тетрадь (сюда же подклеиваются все счета и чеки); все расходы в таком случае должны заверяться подписями обеих сторон;
4) если выплачивается денежный эквивалент содержания, то путем перевода денег плательщиком ренты на расчетный счет ее получателя либо путем отправления денег почтовыми переводами.
Информация о работе Договор пожизненного содержания с иждевением