Договор строительного подряда в российском гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Января 2013 в 11:39, курсовая работа

Описание

Целью работы является анализ проблем правового регулирования подрядных отношений на основе норм гражданского законодательства в России.
Исходя из обозначенной цели нами ставятся следующие задачи:
1. Рассмотреть понятие, выделить разновидности договора подряда.
2. Осуществить анализ элементов договора подряда, раскрыть его соджержание.

Содержание

Введение
Глава 1. Общие положения о договоре подряда в гражданском праве
1. Понятие и разновидности договора подряда
2. Элементы договора подряда
3. Содержание договора подряда
4. Ответственность за нарушение договора подряда
Глава 2. Договор строительного подряда как разновидность договора подряда
1. Общие положения
2. Предпосылки и порядок заключения договора строительного
подряда
3. Особенности содержания договора строительного подряда
4. Ответственность по договору строительного подряда
Заключение
Список использованной литературы
Приложение

Работа состоит из  1 файл

План- Введение Глава Общие положения о договоре подряда в гражда.doc

— 401.00 Кб (Скачать документ)

Одну из новелл ГК составляет предоставление заказчику в договоре строительного подряда права  требовать от подрядчика устранения недостатков, за которые он ответственности  не несет. При этом имеется в виду, что необходимые для этого работы осуществляются за счет заказчика. Однако указанное право возникает только при условии, если оно предусмотрено в договоре. Вместе с тем Кодекс освобождает подрядчика от необходимости устранить недостатки в рассматриваемой ситуации, если это не связано непосредственно с предметом договора либо не может быть осуществлено подрядчиком по причинам, от него не зависящим.

Наряду с гражданской  ответственностью в ряде случаев  ненадлежащее качество строительства может влечь за собой и ответственность административную. Различные ее основания предусмотрены, например, в п. 2 ст. 66 Градостроительного кодекса. При этом в общем плане такая ответственность установлена в Кодексе законов об административных правонарушениях. Имеются в виду сооружение отдельных объектов без согласования со специально уполномоченными государственными органами, ввод в эксплуатацию предприятий без соблюдения требований об охране атмосферного воздуха, нарушение или невыполнение правил пожарной безопасности, противопожарных требований, которые предусмотрены строительными нормами и правилами при проектировании строительства зданий и сооружений.

Применительно именно к  строительному подряду выделены специальные нормы, посвященные  сотрудничеству контрагентов (ст. 750 ГК). Имеется в виду возложение на обе стороны своего рода генеральной обязанности: принимать все зависящие от них разумные меры по устранению препятствий к надлежащему исполнению договора. Очевидно, что в основе этой статьи лежат общие для всех участников оборота императивы: действовать разумно, добросовестно и справедливо.

Сторона, которая не исполнила свою обязанность, теряет право на возмещение возникших убытков. Соответствующая  норма рассчитана на ситуацию, при  которой сторона понесла убытки вследствие препятствий, которые контрагент мог и должен был предотвратить. Так, например, в случае, когда подрядчик несвоевременно выполнил работы, ссылаясь на то, что заказчик не предоставил вовремя оборудование, последний может оспорить это возражение, ссылаясь на то, что подрядчик мог приобрести оборудование у третьего лица. В подобном споре предметом доказывания будет служить “возможность” принятия соответствующих мер и их “разумность”. В данном случае нет основания для применения установленной ст. 10 ГК презумпции “разумности”. Поэтому и “возможность” и “разумность” мер, которые следовало предпринять контрагенту (в данном случае - подрядчику), должна доказать сторона, которая обратилась в суд (в данном случае - заказчик). Статья 750 (п. 2) ГК предоставляет стороне, понесшей расходы в связи с исполнением обязанности принять меры, направленные на предотвращение препятствий, право требовать возмещения расходов тогда, когда это предусмотрено договором. Приведенное решение не исключает ситуации, при которой потерпевшая сторона может при наличии предусмотренных в ст. 980 ГК оснований заявить требование о возмещении убытков как лицо, действовавшее без поручения в чужом интересе (ст. 984 ГК).

Более полно, чем это  было ранее сделано в общих положениях о подряде, урегулирован вопрос об ответственности за ненадлежащее качество предназначенных для строительства материалов и оборудования. Такая ответственность возлагается на сторону, которая их предоставила. Эта ответственность может наступить, если обнаружилась невозможность использовать предоставленные стороной материалы и оборудование без ухудшения качества выполняемых работ. Она носит объективный характер, так как не зависит от вины стороны, предоставившей материалы и оборудование. Эта последняя может быть освобождена от ответственности только при условии, если докажет, что имела место невозможность исполнения, возникшая по обстоятельствам, за которые отвечает контрагент60.

На отношения сторон по строительному подряду распространяется ст. 704 ГК в той ее части, в какой в виде общего правила на сторону, предоставившую оборудование и материалы, возлагается ответственность не только за их ненадлежащее качество, но и за обременение правами третьих лиц.

Заказчик, который предоставил  материалы и оборудование ненадлежащего качества и этим создал невозможность их использования без ухудшения качества выполненной работы, должен по требованию подрядчика их заменить. Если заказчик откажется выполнить соответствующее требование, у подрядчика возникает право, отказавшись от договора, потребовать от заказчика уплаты цены договора пропорционально выполненной части работ (п. 3 ст. 745 ГК). Это право превращается в обязанность подрядчика, поскольку в случае обнаружения ненадлежащего качества результата работы, он может ссылаться на недостатки материалов и оборудования, предоставленных заказчиком, только при условии, если эти недостатки не могли быть им обнаружены при надлежащей приемке материалов (см. п. 3 ст. 714 ГК).

Требования к качеству используемых в строительстве материалов и оборудования имеют не только частный интерес - для заказчика, но в значительной мере и интерес публичный. Этим вызвана прежде всего необходимость стандартизации и сертификации соответствующих материалов. Однако отмеченного недостаточно. Постановлением Правительства РФ от 27 декабря 1997 г.61 утверждены Правила подтверждения пригодности новых материалов, изделий, конструкций и технологий для применения в строительстве. Указанными Правилами предусмотрены различные меры, направленные на защиту внутреннего рынка страны от необоснованного применения новых материалов, изделий, конструкций и технологий, от которых зависит надежность, безопасность и долговечность зданий и сооружений. Вместе с тем меры, о которых идет речь, должны создавать благоприятные условия для устранения технических барьеров при внедрении в строительство прогрессивных отечественных и зарубежных достижений. Указанные Правила обязательны для всех юридических и физических лиц, осуществляющих реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и ремонт зданий, сооружений, производство и поставку продукции для строительства. При этом предусмотрено, что новые, в том числе ввозимые из-за рубежа, материалы, изделия, конструкции и технологии, требования к которым не регламентированы действующими строительными нормами и правилами, государственными стандартами, техническими условиями и другими нормативными документами, могут применяться в строительстве (в том числе при реконструкции, расширении, техническом перевооружении и ремонте зданий и сооружений) только после подтверждения их пригодности для применения в условиях строительства и эксплуатации объектов на территории Российской Федерации. Таким подтверждением служит выданное соответствующим органом техническое свидетельство.

 

 

Заключение

 

 

В заключение мы хотели бы подвести основные итоги. Итак,  проведенное  исследование позволяет сформулировать следующие выводы. По-нашему мнению, качественно повысилось нормативно-правовое регулирование, с точки зрения законодательной техники, подрядных отношений, в том числе и в сфере строительства. Гражданский кодекс РФ объединил в единый тип договоров “Подряд” некоторые признаваемые ранее  (ГК 1922г. и 1964 г.) самостоятельными договоры. Это относится к подряду на капитальное строительство, а также к подряду на производство проектных и изыскательских работ. Оба эти договора стали теперь разновидностью подряда. Вместе с тем ранее единый договор подряда разделен на три самостоятельных договорных вида: собственно подряд, договор на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, а также договор возмездного оказания услуг. Особенности каждого из видов (подвидов) подряда указаны в определениях, которые приводятся в первых же статьях, посвященных им параграфов. Определения содержат признаки, которые лишь индивидуализируют соответствующий вид (подвид), с тем что любой из этих видов (подвидов) одновременно отвечает родовым признакам подряда, включенным в ст. 702 и 703 ГК.

Все три российских гражданских кодекса (1922, 1964 и 1994-1995 гг.) дают основание для вывода: договор подряда заключается по поводу не собственно работ, а работ и их результата. С этим связано то, что работы не являются самостоятельным предметом договора. Поэтому ГК 1922, 1964 и 1994-1995 гг. в равной мере исходят из принципа: нет результата - нет и права на встречное удовлетворение (права на вознаграждение). Указанное обстоятельство особенно четко выражено в действующем ГК, который прямо говорит “о передаче результата работ”, а это предполагает, в частности, отделимость результата от самой работы. Отсюда следует, что неисполнением подряда надлежит считать и ситуацию, при которой есть работа, но нет ее результата. В свою очередь, результат подряда должен обладать лишь одним признаком: речь идет о материальном объекте. Это связано с тем, что цель подряда состоит в наделении заказчика правом собственности (хозяйственного ведения, оперативного управления)  на предмет договора.

Регулированию подрядных отношений в сфере  строительства посвящен § 3 гл. 37 ГК “Строительный подряд”. Общие положения о подряде, содержащиеся в § 1 этой главы, применяются, если иное не установлено предусмотренными в ГК правилами о строительном подряде.Особенностью регулирования  отношений по строительному подряду, содержатся во многих других нормативных правовых актах. По нашему мнению, с точки зрения законодательной техники это рационально (“экономия” законодательного материала), с другой стороны, данное положение нередко оборачивается подменой непосредственного законодательного регулирования (направленного, на защиту общих интересов) ведомственным нормотворчеством (с соответствующими узковедомственными интересами, подчас противоречащими общим интересам гражданского оборота).

Для договора подряда  на капитальное строительство в  большей мере, чем для любого другого подрядного договора, характерно смешение элементов различных договоров. Соответственно в литературе справедливо отмечалось, что этот договор, помимо чисто подрядных, опосредствует также элементы целого ряда иных видов отношений: поставки, имущественного найма, услуг, хранения, экспедиции, перевозки, кредитно-расчетных и некоторых других. Этим, по нашему мнению, объясняется недостаточное обозначение  правового режима данного договорного типа, недостаточная определенность правоотношений из данного договора, а также большая вероятность спорных ситуаций.

В настоящее  время заключение договоров осуществляется на основе волеизъявления сторон. Особенность  договора строительного подряда  заключается в том, что сфера  отношений, регулируемых им затрагивает не только частные, но и в отдельных случаях публичные интересы (например, землеотвод, экология). В договорах должны быть тщательно разработаны условия по контролю за качеством работ (в том числе и заинтересованных государственныз структур)  и определена экономическая ответственность за невыполнение обязательств, определенных договором. Поэтому, по нашему мнению, для повышения качества юридической практики заключения договоров строительного подряда необходима разработка различного рода типовых форм договора строительного подряда, не только как рекомендаций юристов виде образцов текстов договоров, но и в виде приложений к нормативно - правовым актам государственных (местных) органов, регулирующих отношения федеральной (региональной, городской) строительной политики.

Судебные споры, вытекающие из договора строительного  подряда, составляют значительную часть  рассматриваемых арбитражными судами дел. Данные судебной статистики, в  том числе и арбитражно-судебных органов, свидетельствуют об огромном росте числа дел, связанных с конфликтами в сфере подрядных отношений, в том числе и в строительстве. В силу неоднозначности и противоречивости правового регулирования отношений в сфере строительного подряда затруднено формирование стабильной и единообразной практики. По данной категории споров велик процент отмен, многие дела неоднократно рассматриваются в различных судебных инстанциях. Этим объясняется внимание судебных инстанций к регулированию договора строительного подряда1.

 

Список использованной литературы

 

1. Нормативно-правовые  акты 

и материалы  судебной практики

 

  1. Конституция     Российской     Федерации.     Принята     всенародным голосованием 12.12.93 г. // Российская газета, 27 декабря 1993 г.
  2. Гражданский кодекс РСФСР 1922 г. // Собрание узаконений РСФСР. 1922. №71. Ст. 904.
  3. Гражданский  кодекс РСФСР. Принят Верховным Советом РСФСР 11 июня 1964 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1964. № 24. Ст. 406.
  4. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть первая.   Принята Государственной Думой 21 октября 1994 г. // СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3301.
  5. Гражданский кодекс Российской Федерации Часть вторая. Принята Государственной Думой 22 декабря 1995 г. (в ред. ФЗ от 24.1-.97 г. № 133-ФЗ) //СЗРФ. 1996. №5. Ст. 411; 1997. № 43. Ст. 4903.
  6. Налоговый  кодекс Российской Федерации.  Часть первая.  Принята Государственной Думой   16.07.98 г. ( в ред. от 29.12.2001 г.) // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3824.
  7. Градостроительный кодекс РФ от 07.05.1998 N 73-ФЗ (ред. от 10.01.2003) // Собрание законодательства РФ, N 19, 1.05.1998, ст. 2069.
  8. Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации. Принят Государственной Думой  05.04.95 г. ( в ред. от 14.01.2000 г.) // СЗ РФ. 1995.№ 19. Ст. 1709.
  9. Закон    РФ «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» от 03.07.91  г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 27. Ст. 927.
  10. Закон РФ «О плате за землю» от 11.10.91 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1991. № 44. Ст. 1424.
  11. Федеральный   закон   «О   государственной   регистрации   прав   на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21.07.97 г. // СЗ РФ 1997. № 30. Ст. 3594.
  12. Федеральный    закон    «О    приватизации    государственного    и муниципального имущества» от 21.12.2001 г. // Российская газета. 26.01. 2002 г. № 16(2884).
  13. Указ Президента РФ от 14.10.92 г. № 1231 «Об утверждении Типового положения   о   Комитете   по   управлению   имуществом   края,   области...» // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1992. № 16. Ст. 1238.
  14. Указ Президента РФ от  11.12.93 г. № 2130 «О государственном земельном кадастре и регистрации документов о правах на  недвижимость» //Собрание актов Президента РФ. 13.12.93 г. № 50. Ст. 4868.
  15. Указ Президента РФ от 24.12. 93 г. № 2284 // Собрание актов Президента и Правительства РФ, 1994, № 1. Ст.2.
  16. Указ Президента РФ от 28.02.96 г. № 293 «О дополнительных мерах по развитию ипотечного кредитования» // СЗ РФ, 04.03.96. №10, Ст. 880.
  17. Постановление   Правительства   РФ   от    10.02.94   г.   №   96   «О делегировании   полномочий   Правительства       Российской    Федерации  по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности» // СЗ РФ.1993. №8. Ст. 593.
  18. Постановление   Правительства   РФ   от   15.04.96   г.   №   475   «Об утверждении Положения о структуре и порядке учета кадастровых номеров объектов    недвижимости    и    порядка   заполнения    форм    государственной регистрации  прав на недвижимое  имущество и сделок с ним»    // СЗ РФ.  22.04.96. № 17. Ст. 2004.
  19. Постановление Правительства РФ от 01.11.97 г. № 1378 «О мерах по реализации Федерального закона «О государственной регистрации прав на  недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 10.11.97. № 45. Ст. 195.
  20. Постановление   Правительства   РФ   от   18.02.98   г.   №   219   «Об утверждении   Правил   ведения   единого   государственного   реестра  прав   на недвижимое имущество и сделок с ним» // СЗ РФ. 23.02.98. № 8. СТ. 963.
  21. Информационное письмо Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 17.02.92 г. «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с применением законодательства о собственности» // Вестник ВАС РФ, 1993, №1.
  22. Постановление Пленума ВАС РФ и Пленума ВС РФ от 01.07.96 г. № 6/8   «О   некоторых   вопросах,   связанных   с   применением   части   первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Бюллетень  Верховного Суда РФ, 1996, №9.
    1. Информационное   письмо  ВАС   РФ   от   28.04.97   г.   №13   «Обзор практики разрешения споров, связанных с защитой права  собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ, 1997, № 8.
  23. Информационное  письмо ВАС  РФ  от 05.07.97  г.  №   14 «Обзор практики   разрешения   споров,   связанных   с   заключением,  изменением   и расторжением договоров» // Хозяйство и право, 1997, № 9.
  24. Информационное письмо ВАС РФ от 11.01.2000 г. № 49 «Обзор практики     разрешения     споров,     связанных     с     применением     норм     о неосновательном обогащении» // Вестник ВАС РФ, 2000, № 1.
  25. Информационное письмо ВАС РФ от  16.02.2001г. № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона  «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» // Вестник ВАС РФ, 2001, № 4.
  26. Информационное  письмо Президиума Высшего арбитражного суда РФ от 24 января 2000 г. N 51 "Обзор практики разрешения споров по договору строительного подряда"  // Вестник ВАС РФ, 2000, № 2.

 

 

 

2. Специальная  литература

 

  1. Брагинский М.И. Договор  подряда и подобные ему договоры. – М.: “Статут”, 1999.
  2. Брагинский М.И. Совершенствование законодательства о капитальном строительстве. М.: Стройиздат. 1982
  3. Брагинский М.И., Витрянский В.В. Договорное право. Общие положения. М., 2003.
  4. Брауде И.Л. Отдельные виды обязательств. Л., 1955.
  5. Виговский Е.В., Виговская М.Е. Договор строительного подряда: правовые и налоговые аспекты // ЭЖ-Юрист, 2004, № 10.
  6. Гаврилов Э.Когда заказчик становится собственником предмета договора подряда? // Российская юстиция, N 11, 1999.
  7. Герасимов А. Не выполнил обязательства – отвечай! // Бизнес-адвокат, 2003, № 15.
  8. Гражданские правоотношения и их структурные особенности. Сборник статей. Свердловск, 1975.
  9. Гражданский кодекс Российской Федерации. Часть вторая. Комментарий. М., 2004.
  10. Гражданское право. Учебник. Часть 2. / Под ред.  А.П. Сергеева, Ю.К. Толстого. – М.: Проспект, 2003.
  11. Гражданское право. Ч. 2. М.: Юриздат, 1938.
  12. Гражданское право: в 2 т., том 2 полутом 2. Учебник / под ред. проф. Е.А. Суханова – М.: БЕК, 2002.
  13. Завидов Б.Д. Основные и специфические особенности общих положений договора подряда // ЭЖ-Юрист, 2003, № 12.
  14. Завидов Б.Д., Гусев О.Б. Особенности возмездных договоров // Право и экономика, №№ 7-10, 2000.
  15. Захаров Ю.Ю. Арбитражная практика о договоре строительного подряда М., 2004.
  16. Иоффе О. С. Советское гражданское право: Курс лекций. Л., 1978
  17. Кабалкин А. Договор бытового подряда // Российская юстиция, N 8, 1998.
  18. Капитальное строительство и ремонт. Бухгалтерский учет и налогооб ложение. Новые типовые рекомендации по планированию и учету себестоимости строительных работ. М., 1997.
  19. Каравайкин А.А. Договор подряда в капитальном строительстве. М.: Изд.    МГУ, 1960.
  20. Коган Э.Э. Договор строительного подряда // Экономический лабиринт №3 (70) март 2004 г.
  21. Кузнецова Н.Г. Подрядные договоры в инвестиционной деятельности в строительстве. Киев, 1993.
  22. Лаасик Э. Советское гражданское право. Часть особенная. Таллин, 1980.
  23. Мищенко Е.А. Публичный договор бытового подряда // Юрист, N 7, 2003.
  24. Морозова Ж.А. Договора строительного подряда. Учет и налогообложение. М. 2005.
  25. Одинцов В. Строительство в Москве: правовой аспект. М., 2003.
  26. Правовое регулирование капитального строительства в СССР.- М.: Госюриздат, 1972
  27. Пугинский Б. И. Гражданско-правовые средства в хозяйственных отношениях. М., 1984.
  28. Руднев А. Не экономьте на экспертизе. Особенно в арбитражных делах, вытекающих из договоров на строительство и реконструкцию // Бизнес-адвокат, N 2, 2002.
  29. Сборник нормативно – правовых актов по капитальному строительству. М., 1988
  30. Скловский К. Квалификация отношений по застройке и право на объект строительства в судебной практике // Хозяйство и право, N 10, 1997.
  31. Строительство. Бухгалтерский учет. Налогообложение. Планирование и учет себестоимости. Лицензии, торги и конкурсы. М., 1996.
  32. Строительство. Лицензирование. Заключение договоров. Приемка законченных объектов. Стандарты и технические условия. Экспертиза. М., 1996.
  33. Сухова Г.И. О практике разрешения споров по договору строительного подряда // Вестник ВАС РФ, N 6, 2000.
  34. Фаткутдинов 3. Вопросы применения договора подряда на капитальный ремонт жилых и производственных помещений // Советская юстиция. 1972. №4.
  35. Фоков А.П. Проблемы теории и практики долевой собственности в многоквартирных жилых домах // Юрист, N 1, 2004.
  36. Хозяйственное право. Т. 2 Учебник. Отв. ред. В, С. Мартемьянов М., Издательство БЕК, 1994
  37. Цуканов О. Контракт «под ключ»: загадка за семью замками // Бизнес – адвокат, № 13, 2003.
  38. Чигир В.Ф.  Договор подряда по капитальному строительству. Минск: Изд. БГУ, 1958.
  39. Эрделевский А.М. Общие положения о подряде // ЭЖ – Юрист, 2004, №  23.
  40. Юшкевич С. П. Договор строительного подряда. М., 2002.

Информация о работе Договор строительного подряда в российском гражданском праве