Договор возмездного оказания образовательных услуг

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 22:05, курсовая работа

Описание

Целью представленной курсовой работы является рассмотрение возмездного оказания услуг как одного из видов гражданско-правовых договоров. Правоотношения по договору возмездного оказания услуг регламентированы Главой 39 Гражданского кодекса Российской Федерации (в дальнейшем ГК РФ).
Договор возмездного оказания услуг занимает в ГК РФ своеобразное место среди наиболее значимых нововведений раздела IV "Отдельные виды обязательств". По этому договору исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется их оплатить.

Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3
Глава 1. Общие гражданско-правовые положения о регулировании договорных отношений по оказанию возмездных образовательных услуг….5
1.1 Нормативные источники гражданско-правового регулирования отношений по оказанию возмездных образовательных услуг …………5
1.2 Понятие и сущность договора на оказание возмездных образовательных услуг ……………………………………………………12
Глава 2. Существенные условия договора на оказание возмездных образовательных услуг………………………………………………………….16
2.1 Предмет договора на оказание возмездных образовательных услуг……………………………………………………………………….16
2.2 Стороны договора на оказание возмездных образовательных услуг………………………………………………………………………. 19
2.3 Цена договора на оказание возмездных образовательных услуг………………………………………………………………………. 22
Заключение ………………………………………………………………………26
Список используемой литературы …………………

Работа состоит из  1 файл

курсовая оп.doc

— 140.50 Кб (Скачать документ)

    Исходя из вышеизложенного, сформулируем определение образовательной услуги, а тем самым и предмета соответствующего договора: образовательная услуга это деятельность по обучению и воспитанию, направленная на достижение и подтверждение определенного образовательного ценза. Также образовательную услугу можно определить как деятельность по реализации образовательной программы. Теперь необходимо перейти к рассмотрению главной проблемы locatio conductio operarum – проблеме определения качества услуг. Полагаем, что в данном случае результат можно определить через качественные характеристики объекта. Под объектом правоотношения понимается все то, на что воздействует субъективное право и юридическая обязанность, в конечном счете, действия обязанного лица. В данном случае это действия потребителя по оплате услуги и действия исполнителя по предоставлению услуги. Применительно к качеству нас интересует второе. Действия по предоставлению услуги должны отвечать требованиям, предопределенным объективно. 21

    Основной  предпосылкой является прохождение  государственной аттестации и получение  свидетельства о государственной  аккредитации учебного заведения, а  это возможно при условии соответствия государственным требованиям к минимуму содержания и уровню подготовки выпускника. Следовательно, будучи предпосылкой, результат государственной аттестации учебного заведения, выраженный в свидетельстве о государственной аккредитации является одним из показателей качества образования в конкретном учебном заведении. 22

    Данный  показатель предполагает наличие иных критериев, определяющих уровень внешнего выражения содержательных элементов  образовательной программы. К их числу относят: обеспеченность учебно-методической литературой, наличие «сильных» кафедр и высокопрофессионального профессорско-преподавательского состава, результаты текущей и итоговой аттестации студентов, наличие организационной системы, позволяющей проводить контрольные мероприятия, выявлять студентов неспособных к освоению учебного материала и отчислять таковых из образовательного учреждения. Совокупность вышеназванных критериев позволяет определить качество соответствующей образовательной услуги наиболее объективно.23

    Итак, предметом исследуемого договора являются образовательные услуги, которые характеризуются тем, что деятельность исполнителя не воплощается в овеществленном результате. Образовательная услуга как предмет исследуемого договора обладает всеми тремя перечисленными признаками. А именно: она определена (ее наименование, объем (в академических часах), сроки предоставления и ряд других характеристик установлены государственным стандартом высшего профессионального образования и могут быть определены в самом договоре со ссылкой на стандарт); она возможна (осуществление сторонами прав и обязанностей, составляющих содержание договорного обязательства, объективно возможно); она дозволена24 (нет запретов в законе, напротив, право предоставления образовательных услуг закреплено в ст. 41 Закона РФ «Об образовании», в ст. 29 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»).

    Результат деятельности исполнителя проявляется  в знаниях, умениях, опыте и навыках, приобретаемых учащимися в процессе оказания образовательных услуг. В отличие от исполнителей иных услуг исполнитель образовательных услуг не может гарантировать достижение высокого результата своей деятельности, поскольку он зависит не только от него, но и от самого обучающегося, его способностей, внимательности, старания и трудолюбия. 25

    2.2 Стороны договора  на оказание возмездных  образовательных  услуг.

    Говоря  о субъектном составе договора, М.И. Брагинский писал следующее: «При определении круга возможных участников данного договора следует иметь ввиду, что в самом ГК РФ на данный счет отсутствуют специальные указания» и далее развивая мысль сделал вывод, что « из этого не вытекает, что вопрос о субъектном составе указанных договоров вообще специально не урегулирован». Действительно специальное регулирование существует, применительно к образовательным услугам это разд.1 Правил оказания платных образовательных услуг, утвержденных Постановлением Правительства РФ.26

    В соответствии с п. 2 названных Правил сторонами выступают исполнитель  и потребитель. В роли исполнителя могут выступать государственные и муниципальные образовательные учреждения, негосударственные образовательные организации, научные организации, граждане, занимающиеся индивидуальной трудовой педагогической деятельностью. В роли потребителя выступает организация или гражданин, имеющие намерение заказать, либо заказывающие образовательные услуги для себя или несовершеннолетних граждан, либо получающие образовательные услуги лично.27

    Сторонами договора возмездного оказания образовательных  услуг являются: государственное, муниципальное либо негосударственное образовательное учреждение высшего профессионального образования — исполнитель, студент или слушатель — потребитель и физическое или юридическое лицо — заказчик.28

    На  стороне исполнителя в рассматриваемом договоре выступает образовательное учреждение высшего профессионального образования (высшее учебное заведение), которое создается и действует в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации и законодательством Российской Федерации об образовании на основании лицензии, Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. № 264 и собственного устава. Ст. 780 ГК предусматривает обязанность исполнителя оказать услуги лично.29

    Применительно к исследуемому договору это означает, что образовательные услуги должны быть оказаны обучающемуся именно тем  образовательным учреждением, к  которому он обратился. Вуз при выполнении заказа вправе прибегать к использованию любых специалистов — как собственных (состоящих в штате учреждения), так и привлеченных, в том числе докторов и кандидатов наук, профессоров и доцентов, осуществляющих преподавательскую и научную деятельность. Процесс систематического оказания образовательных услуг преподавателями вуза образует деятельность исполнителя.

    Согласно  п. 1 ст. 9 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» в Российской Федерации  устанавливаются следующие виды образовательных учреждений высшего профессионального образования: университет, академия, институт. Различаются они характером и масштабом решаемых образовательных, исследовательских и методических задач. 30

    Одной из сторон договора является потребитель. Потребители — это студенты или слушатели высших учебных заведений. Таковыми могут быть лица как достигшие 18 лет, так и не достигшие совершеннолетия. Согласно п. 1 ст. 26 ГК несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет совершают сделки с письменного согласия своих законных представителей — родителей, усыновителей, попечителей. Думается, это правило распространяется и на случаи заключения договора возмездного оказания образовательных услуг.

    Договор, заключенный несовершеннолетним, действителен также при его последующем письменном одобрении родителями, усыновителем, попечителем. Предельного максимального возраста обучающегося законодательством об образовании не установлено, что вполне справедливо.  
Заказчиками в рассматриваемом договоре являются юридические, а также физические лица, в том числе граждане России, лица без гражданства и иностранные граждане. В числе граждан, выступающих в качестве заказчика, могут быть как сами потребители (студенты, слушатели), так и иные граждане (например, родители, усыновители и другие родственники обучающихся).31

    В роли заказчика по договору оказания образовательных услуг могут  выступать субъекты Российской Федерации  и муниципальные образования.  
С учетом требований п. 1 ст. 162 ГК договор возмездного оказания образовательных услуг заключается в простой письменной форме. Несоблюдение этой формы не влечет недействительности договора. В соответствии с п. 1 ст. 162 ГК это обстоятельство лишает стороны права в случае спора ссылаться в подтверждение наличия договора и его условий на свидетельские показания, но не лишает их права приводить письменные и другие доказательства. 32

    Такими  доказательствами могут служить: заявление  абитуриента о приеме в вуз  по договору, приказ вуза о зачислении, ведомости о сдаче зачетов и экзаменов, бухгалтерские документы об оплате образовательных услуг и т. д.

    2.3 Цена договора  на оказание возмездных  образовательных  услуг.

    Цена  договора на оказание возмездных образовательных  услуг определяется вузом самостоятельно, исходя из уровня и качества оказываемых услуг. Она может быть определена тремя способами: 1) закрепления ее размера в договоре; 2) закрепления в договоре способа определения цены; 3) сметой (приблизительной или твердой).33

    Цена  договора складывается из двух составляющих: компенсации издержек исполнителя и причитающегося ему вознаграждения (п. 2 ст. 709 ГК РФ).

    Анализ  договоров на оказание возмездных образовательных  услуг показал, что в большинстве  случаев в договоре цена конкретизируется только за первый год обучения, при этом указывается, что в последующие годы цена подлежит установлению по приказу ректора. Однако в договоре должна быть определена цена за весь период обучения, подтвержденная приблизительной или твердой сметой. Так как договор рассчитан на продолжительный период времени, вполне обоснованно представление вузом приблизительной сметы. Если же в договоре отсутствует цена за весь период обучения, – договор считается незаключенным со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    С ценой договора на оказание возмездных образовательных услуг связан наиболее спорный вопрос, возникающий на практике, – об оплате за пересдачу экзаменов и зачетов. МАП РФ неоднократно в своих письмах обращал внимание на то, что пересдача экзаменов и зачетов не подлежит дополнительной оплате, так как, на его взгляд, это дополнительная услуга, которая может быть оказана только по согласию с заказчиком, как того требует п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей. Аналогичную позицию заняло и Министерство образования РФ, которое в письме от 11.06.1998 г. указало, что учебные мероприятия, предусмотренные государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, включают ликвидацию академической задолженности, пересдачу экзаменов и зачетов. Поэтому смета на образовательные услуги, предусмотренные договором (п. 1 ст. 33 Закона о защите прав потребителей), должна включать плату за пересдачу экзаменов и зачетов, а, следовательно, за данные мероприятия нельзя взимать дополнительную плату со студентов. С данным мнением Минобразования России, нельзя согласиться, по крайней мере, по трем причинам.34

    Во-первых, запрет, содержащийся в п. 3 ст. 16 Закона о защите прав потребителей, относится  к тем случаям, когда дополнительная оплата происходит без согласия потребителя. Если же условие о дополнительной оплате за пересдачу содержится в договоре, то ни о каком нарушении данной нормы нельзя вести речь.

    Во-вторых, МАП РФ неправильно квалифицировал пересдачу экзаменов и зачетов  как дополнительную услугу. В данном случае речь идет об услуге, предусмотренной ГОС и учебным планом; в них речь и сдаче экзамена и зачета, но не о пересдаче. Аналогичной точки зрения придерживаются и другие авторы. Кроме того, она находит свое подтверждение и в судебной практике.

    В-третьих, ликвидация академической задолженности в смету вузом не закладывается, так как нельзя заранее предугадать результат промежуточной аттестации студента. Включение в смету договора сумм за предполагаемые пересдачи экзаменов и зачетов означало бы, что с успешно обучающихся лиц берутся суммы за не оказанные услуги, т.е. имело бы место неосновательное обогащение.

    Договор на оказание возмездных образовательных  услуг рассчитан на длительный период сотрудничества сторон, поэтому здесь  выделяются начальный, конечный и промежуточный  сроки. Сроки оказания образовательных услуг обусловлены ГОС, учебным планом, расписанием занятий. За нарушение сроков исполнения договора (начального, конечного, промежуточного) исполнитель несет ответственность. Прежде всего, к просрочившему должнику должны применяться общие положения гражданско-правовой ответственности (глава 25 ГК РФ). Так, согласно ст. 405 ГК РФ просрочивший должник несет ответственность за убытки, причиненные просрочкой и за последствия случайно наступившей во время просрочки невозможности исполнения обязательства.35

    Если  исполнитель своевременно не приступает к исполнению договора на оказание возмездных образовательных услуг  или если во время оказания образовательных  услуг стало очевидным, что оно  не будет осуществлено в срок, а  также в случае просрочки оказания образовательных услуг потребитель вправе по своему выбору: а) назначить исполнителю новый срок, в течение которого он должен приступить к оказанию образовательных услуг и (или) закончить оказание образовательных услуг; б) поручить оказать образовательные услуги третьим лицам за разумную цену и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов; в) потребовать уменьшения стоимости образовательных услуг; г) расторгнуть договор; д) потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков начала и (или) окончания оказания образовательных услуг (п.п. 24, 25 Правил оказания платных образовательных услуг, ст. 28 Закона о защите прав потребителей).36

Информация о работе Договор возмездного оказания образовательных услуг