Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 11:37, контрольная работа
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.
Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Введение 2
1. Российское законодательство о формах воспитания детей 4
2. Усыновление (удочерение) детей 5
3. Опека и попечительство над детьми 9
4. Приемная семья 11
5. Проблемы существующих форм воспитания детей, оставшихся без попечения родителей 14
Список использованной литературы: 20
Содержание:
В постсоветский период
в Российской Федерации постоянно
увеличивается число детей-
из них в 329 тысяч находятся под опекой и попечительством в семьях, 153,5 – на усыновлении, 170,2 тысяч – в государственных учреждениях.1
Действующая система устройства и воспитания детей-сирот не могла справиться с возрастающим количеством детей, оставшихся без попечения родителей, поэтому в 90-е годы в России стала развиваться система приютов. С 1993 года в каждом субъекте Российской Федерации появились специализированные учреждения социальной реабилитации детей и подростков.
Возрастающее с каждым годом количество приютов, детских домов, приемников-распределителей, с одной стороны, подталкивает государство к увеличению количества подобных заведений, с другой – к поиску новых форм устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
По статистике 17,2 % воспитанников государственных сиротских учреждений – детдомовцы во втором поколении.
Основные формы устройства таких детей, согласно Семейного кодекса РФ, являются: усыновление (удочерение), опека и попечительство над детьми, приемные семьи.
Россия в настоящее время занимает первое место в мире по плотности сиротства. Большая доля детей-сирот воспитывается в условиях, далеких от семейных.
13 июня 1990 года СССР ратифицировал Конвенцию о правах ребенка, Российская Федерация стала правопреемницей Союза в отношении данной Конвенции.
Согласно Конвенции, семейное воспитание является приоритетным для всех государств, подписавших этот документ. Государства-участники обеспечивают, чтобы учреждения, службы и органы, ответственные за заботу о детях или их защиту, отвечали нормам, установленным компетентными органами, в частности, в области безопасности и здравоохранения и с точки зрения численности и пригодности их персонала, а также компетентного надзора (ст. 3, п. 2 Конвенции о правах ребенка).
Государства-участники, которые признают и (или) разрешают существование системы усыновления, обеспечивают, чтобы наилучшие интересы ребенка учитывались в первостепенном порядке, и они:
а) обеспечивают,
чтобы усыновление ребенка
б) признают, что усыновление в другой стране может рассматриваться в качестве альтернативного способа ухода за ребенком, если ребенок не может быть передан на воспитание или помещен в семью, которая могла бы обеспечить его воспитание или усыновление, и если обеспечение какого-либо подходящего ухода в стране происхождения ребенка является невозможным;
в) обеспечивают, чтобы в случае усыновления ребенка в другой стране применялись такие же гарантии и нормы, которые применяются в отношении усыновления внутри страны;
г) принимают все необходимые меры с целью обеспечения того, чтобы в случае усыновления в другой стране устройство ребенка не приводило к получению неоправданных финансовых выгод, связанным с этим лицам;
д) содействуют
в необходимых случаях
Семейный Кодекс РФ, принят 08 декабря 1995 г., вступил в силу 01 марта 1996 г., рассматривает следующие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей:
Усыновление (удочерение) – юридический акт, в результате которого между усыновителями (усыновителем) и его родственниками, с одной стороны, и усыновленным - с другой, возникают такие же права и обязанности, как между родителями и детьми, а также их родственниками по происхождению.3
Из этого следует, что усыновление влечет за собой следующие правовые последствия:
Усыновление (удочерение) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей, поскольку оно обеспечивает усыновленным детям возможность иметь такие же условия жизни и воспитания, как и в родной семье. Усыновленные дети по закону приравниваются к родным.
Усыновление является одним из самых древних правовых институтов и существует во всех современных правовых системах, как наиболее оптимальная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
За период с 1980 г. по 1995 г. в РФ было усыновлено 144 тысячи детей.4
Усыновление допускается только в отношении несовершеннолетних детей, утративших родительское попечение, и только в их интересах.
Лица, достигшие 18-лененго возраста, не могут быть усыновлены.
Под интересами ребенка при усыновлении понимается создание для него благоприятных условий материального и морального характера для воспитания и развития в физическом, психическом, духовном и ином отношении. О семейном благополучии ребенка также говорится в преамбуле Конвенции о правах ребенка.
Усыновление братьев и сестер разными лицами не допускается, за исключением тех случаев, когда такое усыновление в силу тех или иных причин отвечает интересам детей.
Усыновление детей иностранными гражданами или лицами без гражданства допускается лишь в тех случаях, если не представляется возможным передать этих детей на воспитание в семьи граждан РФ, постоянно проживающих на территории РФ, либо на усыновление родственникам детей независимо от гражданства и места жительства этих родственников.
Дети, оставшиеся без попечения родителей, могут быть переданы на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства, а также гражданам РФ, постоянно проживающим за пределами территории РФ, не являющимися родственниками детей, только по истечении трех месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк данных о детях, оставшихся без попечения родителей.
Усыновление производится
по заявлению лиц (лица), желающих усыновить
ребенка. Рассмотрение дел об установлении
усыновления ребенка
Судебный порядок усыновления в наибольшей степени отвечает интересам ребенка, т.к. суд независим от каких-либо ведомственных или местных влияний и подчиняется только требованиям закона.
Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей (усыновителя) с усыновляемым ребенком.
Усыновление является добровольным актом и может быть произведено только по просьбе (волеизъявлению) лица, желающего усыновить ребенка. Следовательно, никто не может принудить к усыновлению вопреки воле. Данное волеизъявление должно быть выражено в письменном заявлении об установлении усыновления ребенка, которое подается в районный суд, находящийся по месту проживания (нахождения) ребенка.
Права и обязанности усыновителя и усыновленного ребенка возникают со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления.
Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
Лица, имеющие право быть усыновителями:5
Лица, не состоящие между собой в браке, не могут совместно усыновить одного и того же ребенка.
Законом Российской Федерации не устанавливается предельный возраст усыновителей (усыновителя), несмотря на неоднократные попытки ввести поправки по данному вопросу.
При наличии нескольких лиц, желающих усыновить одного и того же ребенка, преимущественное право предоставляется родственникам ребенка.
Опека (попечительство) - устанавливается над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, защиты их прав и интересов.
Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14 лет, а попечительство - в возрасте от 14 до 18 лет.
Одной из основных задач опеки и попечительства является воспитание и образование детей, оставшихся, по каким бы то ни было причинам, без родительской опеки.
В ст. 146 Семейного кодекса предусматривается, что опекунами могут назначаться только совершеннолетние дееспособные лица. При назначении опеки обязательно учитываются нравственные, личностные качества опекуна и его способность к выполнению обязанностей опекуна
Назначая ребенку
опекуна, специалисты органов опеки
и попечительства обязательно должны
учитывать, какие отношения складываются
или уже сложились между
Не назначаются опекунами лица:
Детям, которые находятся на полном государственном попечении и воспитываются в специализированных учреждениях (детских домах, домах ребенка, домах-интернатах и т.п.), опекуны не назначаются. Эти обязанности возлагаются на администрации этих учреждений.
Дети, находящихся
под опекой/попечительством
Опекун, в свою очередь, также имеет права и обязанности:
Информация о работе Формы воспитания детей оставшихся без попечения родителей