Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:52, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие франчайзинга…………………………………………………………4
2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6
3. Актуальная судебная практика по договорам франчайзинга в России……16
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список…………………………………………………..24
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ И
НАУКИ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ
ГОУ ВПО «РОСТОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ (РИНХ)»
ЮРИДИЧЕСКИЙ
ФАКУЛЬТЕТ
Домашнее задание по курсу
«Актуальные проблемы гражданского права»
на
тему: «Франчайзинг
в России: правовое
регулирование и
актуальная судебная
практика»
студента 4 курса
заочного отделения гр. 643
Щербаковой
Ю.И.
Научный руководитель:
к.ю.н., доцент.
Миллерово
2010
План
Введение…………………………………………………………
1. Понятие
франчайзинга………………………………………………
2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6
3. Актуальная судебная практика по договорам франчайзинга в России……16
Заключение……………………………………………………
Библиографический
список…………………………………………………..24
Введение
В настоящее время изучение франчайзинга является одним из актуальных вопросов российской экономики.
Институт коммерческой концессии достаточно молодой и самостоятельный в российском праве. Нормы данного института осуществляют правовое регулирование такого способа ведения предпринимательской деятельности, как коммерческая концессия, который в мировой практике именуется «франчайзингом». Учитывая значительные возможности положительного воздействия франчайзинга на уровень предпринимательской активности, представляется особо актуальным исследование проблем развития данного института в России, а также проблем его правового регулирования. Высокая экономическая эффективность данного способа ведения бизнеса и его существенное значение в развитии экономики государства в целом определяет насущную проблематику, касающуюся сбалансированной правовой защиты субъектов предпринимательской деятельности, осуществляемой в форме концессии, защиты прав потребителей, пользующихся услугами компаний-пользователей по договору концессии, а также публичных интересов в этой сфере.
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии. Отсюда вытекают следующие задачи работы:
- рассмотреть вопрос о соразмерности понятий коммерческой концессии и франчайзинга
- рассмотреть и проанализировать существенные для договора коммерческой концессии условия с приведением судебной практики
- выявить особенности содержания и исполнения договора коммерческой концессии
1 Понятие франчайзинга
Нельзя не отметить, что для нашей экономики франчайзинг сегодня является относительно новым явлением, в то время как в развитых странах он столетиями практиковался как средство обеспечения потребностей общества в различных товарах и услугах.
Франчайзинг - как правило, регулируется главой 45 ГК РК.1
1.
По договору комплексной
Договор
комплексной
3. Ограничения по
применению договора
Согласно
Закона о комплексной
Сторонами по договору коммерческой концессии могут быть физические и юридические лица. Основные понятия франчайзинга:
1)
комплекс исключительных прав (лицензионный
комплекс) - права на ряд объектов
интеллектуальной
2)
комплексная
3)
комплексный лицензиар (
4)
комплексный лицензиат (
5)
лицензионный брокер - физическое
или юридическое лицо, осуществляющее
посредническую деятельность
6)
потенциальный комплексный
7)
франчайзинговая деятельность - предпринимательская
деятельность, связанная с осуществлением
договора комплексной
8)
франчайзинговые отношения - урегулированные
нормами права общественные
Изучив
общие понятия франчайзинга, приступим
к рассмотрению самого договора комплексной
предпринимательской лицензии.
2 Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование
Обязанности сторон по договору коммерческой концессии можно подразделить на императивные и диспозитивные. ГК РФ не допускает изменения первых по воле сторон. Содержание обязанностей второй группы может быть изменено, однако если этого не происходит, они действуют в полном объеме.
К императивным обязанностям правообладателя относятся (п. 1 ст. 1031 ГК РФ): передача пользователю технической и коммерческой документации и предоставление иной информации (в договоре следует четко установить, какая именно информация будет предоставлена пользователю), а также инструктирование пользователя и его работников по вопросам, связанным с осуществлением прав по договору коммерческой концессии. Чтобы избежать необоснованных требований о раскрытии информации, правообладателю в договоре следует указать, какая именно информация подлежит предоставлению. Впрочем, инструктирование и предоставление информации касаются лишь первой стадии исполнения договора, на которой пользователь начинает осуществлять передаваемые ему права, в дальнейшем же эта обязанность будет иметь силу, если она прямо предусмотрена договором.
Помимо информации, правообладатель обязан выдать пользователю предусмотренные договором лицензии (на использование товарных знаков, знаков обслуживания и объектов патентного права), обеспечив их регистрацию в федеральном органе исполнительной власти в области патентов и товарных знаков. Что касается собственно передачи исключительных прав, то она осуществляется в силу одного договора коммерческой концессии.
К
диспозитивным обязанностям правообладателя
относится, во-первых, регистрация договора
коммерческой концессии (п.2 ст.1028 ГК). Он
должен самостоятельно произвести обе
регистрации – и в органе, регистрирующем
юридические лица, и в патентном
ведомстве. Во-вторых, к его обязанностям
может относиться постоянное техническое
и консультативное содействие, включая
обучение и повышение квалификации
с целью обеспечения
К
императивным обязанностям пользователя
относится осуществление
При осуществлении основной обязанности пользователь должен использовать фирменное наименование и коммерческое обозначение правообладателя указанным в договоре способом; информировать покупателей наиболее очевидным способом о том, что пользователь использует фирменное наименование, коммерческое обозначение, товарный знак или иные средства индивидуализации в силу договора коммерческой концессии; соблюдать инструкции правообладателя, направленные на обеспечение соответствия характера и способов использования комплекса исключительных прав тому, как этот комплекс используется правообладателем; не разглашать секреты производства и другую полученную от правообладателя конфиденциальную коммерческую информацию.4
Во-вторых, пользователь обязан своевременно выплачивать правообладателю обусловленное договором вознаграждение (ст. 1030 ГК). В-третьих, на пользователе лежит обязанность обеспечивать соответствие качества производимых им товаров, выполняемых работ или услуг аналогичным товарам, работам или услугам правообладателя. И в-четвертых, пользователь обязан оказывать покупателям все дополнительные услуги, на которые они могли рассчитывать у правообладателя.
Диспозитивной
является обязанность пользователя
не передавать полученного им комплекса
прав или его части в субконцессию
без согласия правообладателя, и
предоставлять оговоренное
В отличие от обязанностей, предполагающих совершение сторонами активных действий, ограничения содержат перечень запрещенных поступков и должны пассивно соблюдаться. Специфика ограничений состоит в том, что они имеют диспозитивную природу и направлены на борьбу с ограничением конкуренции и на реализацию требований антимонопольного законодательства.
Гражданский
Кодекс подразделяет ограничения на
две группы. К первой относятся
ограничения, установление которых
в договоре возможно, но они могут
быть признаны недействительными по
требованию антимонопольного органа или
иного заинтересованного лица, если
эти условия с учетом состояния
соответствующего рынка и экономического
положения сторон противоречат антимонопольному
законодательству (оспоримые ограничения).
К ним относятся: обязанность
правообладателя не предоставлять
аналогичные комплексы
Информация о работе Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика