Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2010 в 20:52, реферат
Данная работа посвящена рассмотрению вопроса правового регулирования института коммерческой концессии как формы предпринимательской деятельности, основанной на договоре коммерческой концессии.
Введение…………………………………………………………………………..3
1. Понятие франчайзинга…………………………………………………………4
2. Содержание договора франчайзинга и его правовое регулирование……….6
3. Актуальная судебная практика по договорам франчайзинга в России……16
Заключение……………………………………………………………………...22
Библиографический список…………………………………………………..24
В
связи с этим представляется достаточно
интересным дело о признании ничтожным
договора на предоставление права на
использовать в предпринимательской
деятельности комплекс исключительных
прав на технологическое оборудование
(постановление ФАС
В соответствии со ст. 25 ФЗ «О введении в действие четвертой части Гражданского кодекса Российской Федерации» с 2008 года регистрации в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности будут подлежать все договоры коммерческой концессии.
Согласно
п. 2 ст. 1028 ГК РФ договор коммерческой
концессии на использование объекта,
охраняемого в соответствии с
патентным законодательством
В качестве иллюстрации практики применения судами п. 2 ст. 1028 ГК РФ можно привести постановление ФАС Московского округа от 30 декабря 2002 года по делу № КГ-А40/8364-02.11 Рассматривался спор о действительности договора коммерческой концессии относительно использования в предпринимательской деятельности комплекса исключительных прав, подтвержденных патентами.
Недостаток состоит в том, что регистрация в Роспатенте длится значительно дольше чем, чем регистрация в налоговой инспекции.
Из-за расплывчатости определения договора коммерческой концессии под него попадают также те договоры, которые по западным представлениям не относятся к соответствующим договорам. Так в перечне видов договоров (глава 54 ГК РФ) содержатся, например, договоры с эксклюзивным дистрибьютором, лицензионные договоры о мерчендайзинге, лицензионные договоры об использовании товарных знаков и патентов.
В
качестве примера можно привести
постановление ФАС Западно-
Предыдущие инстанции отказали в удовлетворении данного иска на том основании, что использование патента и прилагавшейся к нему технической документации не принесло положительных результатов, следовательно, по дальнейшим лицензионным платежам требования не могут быть предъявлены, к такому результату пришли суды разных инстанций, основываясь на системе купли-продажи. согласно которой допускается снижение покупной цены в случае доставки товара ненадлежащего качества. Напротив, ФАС установил, что договор представляет собой лицензионный договор, являющийся неотъемлемой частью договора коммерческой концессии в смысле ст. 1027 ГК РФ, обеспечивающей выполнение условий договора. Истец исполнил все свои обязательства по договору, и, следовательно, он имеет право требовать уплаты лицензионных платежей (роялти). Принятое решение демонстрирует, что ст. 1027 ГК РФ охватывает договоры, не имеющие отношения к концепции коммерческой концессии как таковой.
В другом споре, рассмотренном ФАС Московского округа, речь шла об интерпретации текста договора об эксклюзивном дистрибьюторстве медицинского препарата (постановление от 4 ноября 1999 по делу № КГ-А40/3549-99).13 Суд пришел к выводу, что намерения сторон были направлены на заключение договора коммерческой концессии, в связи с чем следует руководствоваться ст. 1027 и также далее ГК РФ. Поскольку правообладателю удалось доказать наличие патента и/или своих исключительных прав на соответствующий медицинский препарат, договор был признан недействительным. Этот вывод является спорным, так как медицинский препарат в силу своего определения может быть рассмотрен как охраняемое ноу-хау. В этом случае вопрос о патентно-правовой защите не стоял бы и было бы проще доказать, что препарат представляет собой коммерческую тайну.
В целях исправления сложившейся ситуации и защиты интересов участников договорных отношений в сфере коммерческой концессии Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) занимается подготовкой концепции создания проекта федерального закона «О франчайзинге».
Очевидно,
что принятие в России закона «О
франчайзинге» устранит наконец
несоответствие норм главы 54 ГК РФ теории
и практики продажи товаров и
оказания услуг, сложившимся в странах
с развитой рыночной экономикой, а
также практике российских предприятий,
работающих по схеме франчайзинга.
Заключение
Разобравшись
в сущности и сопоставимости понятий
франчайзинга и коммерческой концессии
и проведя комплексный обзор
правового регулирования
Особенность института коммерческой концессии, в первую очередь состоит в том, что он является межотраслевым. Его содержание составляют нормы гражданского права и других отраслей частноправового и публичного характера. Так, помимо Гражданского Кодекса РФ, нормы, образующие этот институт содержатся в Законах «О защите конкуренции», «О коммерческой тайне» и других нормативно-правовых актах.
Рассмотрение
и анализ этих норм применительно
к нашей теме позволяют выявить
основные цели правового регулирования
коммерческой концессии, а именно: защиту
прав и законных интересов субъектов,
вступающих в договорные отношения
(правообладатель и
В
завершении скажем, что элементы, присущие
франчайзингу, позволяют многое дать
российскому рынку, а именно: повысить
общую культуру предпринимательских
отношений, усилить правовую защищенность
малого предпринимательства, создать
новые рабочие места, инициировать
разработку новых идей, методов и
технологий в малом бизнесе, повысить
эффективность положительного государственного
влияния на развитие тех или иных
видов деятельности и на малое
предпринимательство в целом, построить
комплексную систему
Однако
в области франчайзинговых
Возможно,
законодательству следует обратить внимание
на назревшую необходимость глубокого
теоретического исследования сопоставимости
и соразмерности экономического явления
франчайзинга и правового явления договора
коммерческой концессии в реалиях российской
действительности и внести ряд инициатив
по совершенствованию законодательства
в области правового регулирования института
коммерческой концессии. А пока этот вопрос
остается открытым, логичным представляется
руководствоваться международно-правовыми
нормами, а также применять законодательство
Российской Федерации, регулирующее сходные
вопросы, по аналогии. Возможно, что по
мере развития судебной практики по разрешению
споров, связанных с договорами коммерческой
концессии, пробелы могут эффективно восполняться
судебными прецедентами
Библиографический список
Нормативные акты
Научная литература
Судебная практика
Информация о работе Франчайзинг в России: правовое регулирование и актуальная судебная практика