Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа

Описание

Цель работы – анализ проблем и тенденций рынка рабочей силы.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные характеристики, классификации прогнозирования занятости и безработицы;
- рассмотреть виды и формы занятости;
- изучить рынок рабочей силы в России.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Концепции занятости населения 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее виды. Закон Оукена 8
1.3. Государственное регулирование занятости 15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 20
2.1. Основные характеристики, классификация прогнозирования занятости и безработицы 20
2.2. Виды и формы занятости 22
3. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ 22
3.1. Реальная ситуация занятости населения в России с августа 2008 г. 25
3.2. Прогнозирование занятости населения на конец 2010 г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . 37

Работа состоит из  1 файл

стратегическому планированию.doc

— 236.50 Кб (Скачать документ)


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

 

«Ростовский государственный  экономический университет (РИНХ)»

 

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра Региональной экономики и природопользования

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

По дисциплине: «Стратегическое  планирование»

 

На тему: «Государственная политика занятости, формирование рынка труда и стратегия его развития»

 

 

 

 

 

 

Выполнил студент :

Факультета Национальной и мировой экономики

Группы НЭZS-131

Номер зачетной книжки   10054     

   .

Ф.И.О.               

Научный руководитель:

Черненко      О. Б.          

                                                                                                                                                              Ф.И.О.

д.э.н.,  профессор

           Ученая степень,  звание

 

 

Ростов-на-Дону, 2013 г.

Содержание

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Проблемы безработицы, занятости, мобильности трудовых ресурсов, приобретают все большую актуальность на современном этапе. Прогнозирование занятости населения и ее структур должно занимать важное место в деятельности федеральных и региональных органов управления. Сегодня эффективно решать задачу программирования перспектив занятости населения можно на основе комплексного рассмотрения воспроизводства рабочей силы и основных макроэкономических процессов, связанных с ним.

Значение прогнозирование  и разработка прогноза в узком  значении — специальное научное  исследование развития занятости, сдерживания  безработицы, минимизации ее структурной  составляющей предполагает прогнозирование занятости в зависимости как от основных макроэкономических параметров развития, так и с учетом демографических, и, в частности, миграционных процессов, оказывающих влияние (особенно в регионах) на предложение рабочей силы.

Следовательно, изучение и косвенное (а в отдельных случаях и административное) регулирование внешней и, безусловно, внутренней миграции и их влияния на региональные рынки и их взаимосвязь с национальным рынком труда является важной составляющей анализа, прогноза и программы поддержания и развития занятости населения РФ. Специфика формирования региональной занятости, и, прежде всего взаимосвязи локальных рынков труда, должна стать неотъемлемой частью анализа общероссийского рынка труда. При исследовании миграционных процессов необходимо также отталкиваться от существующей профессионально-квалификационной и отраслевой структур занятости.

Безработица влечет за собой  расточение в огромных масштабах  его главной производительной силы – рабочей силы,  существенное сокращение  потенциального валового продукта и национального дохода страны, значительные производительные расходы государства (или, точнее, средств налогоплательщиков) на выплату пособий по безработице,  переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что  при неполном  использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и ни о каком подъеме экономики в стране не может быть и речи.

Эта проблема нуждается  в глубоком научном исследовании, всестороннем  теоретическом анализе и выработке на этой основе практических рекомендаций, которые могли бы быть  использованы для разработки и реализации эффективной экономической и социальной политики, направленной на обеспечение занятости трудоспособного населения страны, снижение безработицы до минимального, социально допустимого уровня.  Поэтому именно изучение и анализ проблемы безработицы и путей ее преодоления, выявление возможностей повышения уровня занятости на рынке труда России и является целью данной работы.

Цель  работы – анализ проблем и тенденций рынка рабочей силы.

Задачи курсовой работы:

- рассмотреть основные характеристики, классификации прогнозирования занятости и безработицы;

- рассмотреть виды  и формы занятости;

- изучить рынок рабочей силы в России.

Предмет исследования –  социально-экономические отношения, возникающие на рынке труда.

Объект исследования – рынок рабочей силы.

Выполнение данной курсовой работы позволит углубить, теоретические и практические знания об основах рынка рабочей силы.

Поэтому, необходимо подчеркнуть  всю важность и актуальность данной курсовой работы.

.

 

1. Основные понятия занятости населения

1.1. Концепции занятости населения

 

Теория занятости характеризуется  многообразием подходов к проблеме и методов ее решения вследствие долгого пути эволюционного развития. Великое разнообразие направлений мысли и школ в системе мировой экономики привело к возникновению различных теоретических взглядов на данную проблему. Основные положения были сформулированы представителями неоклассической, кейнсианской, монетаристской, институционально-социологической школ. Имеют распространение и прочие концепции, например, концепция гибкого рынка труда. Или контрактная теория занятости.

     Неоклассическая  школа (Д. Гилдер, А. Лаффер, М. Фелдстайн, Р. Холл и др.) за основу взяла положения классической теории А. Смита. Рынок труда, по мнению представителей данной школы, представляет собой внутренне неоднородную и динамичную систему связей, подчиняющуюся рыночным законам. Рыночный механизм является регулятором данной системы. Уровень заработной платы (цена труда) влияет на спрос и предложение рабочей силы, поддерживает их в равновесии. Цена на рабочую силу изменяется в зависимости от реальной потребности в ней. Если вследствие превышения предложения труда над спросом возникает безработица, то происходит воздействие на цены в сторону их понижения, а следовательно, и снижения заработной платы пока не установится равновесие на рынке труда. Таким образом, классическая модель основывается на принципе саморегулирования рынка труда.

     Кейнсианское  направление считает, что рынок  труда – инертная система,  в которой цена рабочей силы  строго фиксирована. Основные  параметры занятости, такие как  уровень занятости и безработицы,  уровень реальной зарплаты, спрос на труд – определяются размером эффективного спроса на рынке товаров и услуг, а уровень заработной платы и величина предложения труда формируются на рынке труда. Предложение труда не играет главной роли в формировании фактической занятости, но демонстрирует ее максимальный уровень при данном размере заработной платы. Спрос на рабочую силу регулируется совокупным спросом, объемами инвестиций и производства. Существование вынужденной безработицы обусловлено недостатком совокупного эффективного спроса, ликвидировать который может кредитно-денежное и бюджетное регулирование. Государство воздействует на совокупный спрос, увеличивая его, и способствует увеличению спроса на труд, следовательно, и занятость и снижению безработицы. Представители кейнсианства полагают, что эффективное средство обеспечения нужного уровня занятости – это расширение инвестиционной деятельности государства, обеспечение им оптимальных размеров инвестиций с учетом конкретных условий экономического развития. Данная модель занятости основывается на государственном вмешательстве в управление макроэкономикой, а механизм ее реализации основан на явлениях психологического характера (склонность к потреблению, к сбережению, побуждение к инвестициям).

     Рыночная  экономика, по мнению представителей монетаристской школы (М. Фридмен, Э. Фелпс и др.), − это самонастраивающаяся система, ценовой механизм, сам определяющий рациональный уровень занятости. Всякое вмешательство государства в такой системе приводит к сбою механизма саморегуляции. Существует «естественная норма безработицы» − уровень безработицы, обладающий свойством совместимости с равновесием в структуре ставок заработной платы. Отклонения занятости от «естественной нормы» могут быть только краткосрочными. При превышении уровня занятости возникает ускоряющаяся инфляция, при понижении – дефляция. Политика по стабилизации занятости должна бороться с отклонениями уровня безработицы от равновесной нормы, с колебаниями объемов производства и численности занятых. Для этого, по мнению монетаристов, должны использоваться в основном рычаги денежно-кредитной политики.

     Институционально-социологическая  школа (Т. Веблен, Дж. Данлоп, Дж. Гэлбрейт, Л. Ульман и др.) основывается  на идее о том, что проблемы  в области занятости решаются с помощью разного рода институциональных реформ. Представители данной школы отходили от концентрации внимания лишь на макроэкономическом анализе и объясняли объяснить несоответствия на рынке труда социальными, профессиональными, половозрастными, отраслевыми, этническими и другими особенностями в структуре рабочей силы.

     Контрактная  теория занятости (М. Бейли,  Д. Гордон и др.) − синтез  неоклассических представлений  с кейнсианскими. Авторы принимают  тезис кейнсианцев о жесткости  денежной заработной платы и считают, что изменения на рынке труда происходят не за счет цен, а при изменении объемов производства и занятости; но эта жесткость выводится из оптимизирующего поведения индивидов, действующих в своих экономических интересах. В основе теории – идея о том, что предприниматели и рабочие вступают в долгосрочные договорные отношения, «имплицитный контракт» соблюдается из соображений выгоды обоюдных действий.

     Концепция  гибкого рынка труда (Р. Буае, Г. Стэндинг) распространилась в  конце 70-х годов, когда в развитых западных странах шел процесс структурной перестройки экономики. В ее основе лежит положение о необходимости дерегламентации рынка труда, перехода к более гибким и нестандартным формам занятости (например, частичная занятость, неполный рабочий день или неделя, надомничество и др.). Эта концепция предполагает формирование многообразных форм взаимоотношений предпринимателей и работников и направлена на рационализацию совокупных затрат, повышение прибыльности и поддержание высокой динамики рынка труда.

 

      Таким  образом, можно наблюдать великое  многообразие и своеобразие теорий  занятости, каждая из которых  является продуманной, обоснованной  и доказанной на практике концепцией  успешного функционирования рынка  труда. В настоящее время экономисты однозначно отводят государству важную роль – роль регулятора и стабилизатора экономической системы, и такие макроэкономические показатели, как уровень занятости, безработицы, заработной платы и т. д. должны также тщательно контролироваться правительством.

 

    1. Рынок труда

     Рынок труда  – это система экономических  методов, механизмов и институтов, обеспечивающих вовлечение экономически  активного населения, трудоспособных  граждан в народнохозяйственный  оборот и использование их  рабочей силы (услуг труда) как товара, равновесная цена и количество которого определяется взаимодействием спроса и предложения.

     Основополагающими  положениями рынка труда являются  спрос на труд, предложение труда  цена труда, конкуренция между  наемными работниками, между работодателями и др. Обычно в экономической литературе понятия «рынок труда» и «рынок рабочей силы» употребляются как тождественные, хотя, согласно теории К. Маркса, действительным товаром является рабочая сила, т.е. способность к труду.

     Рынок труда  имеет некоторые особенности. Его составляющими частями являются живые люди, которые выступают носителями рабочей силы и наделены такими человеческими качествами, как психофизиологические, социальные, культурные, религиозные, политические и др. Эти особенности существенно влияют на интересы, мотивацию, степень трудовой активности людей и отражаются на состоянии рынка труда. Принципиальное отличие труда от прочих видов производственных ресурсов в том, что он является формой жизнедеятельности человека, реализации его жизненных целей и интересов. Например, цена труда – это не просто разновидность цены за ресурс, а цена жизненного уровня, социального престижа, благополучия работника и его семьи, степень социальной напряженности и др. Поэтому при анализе категорий рынка труда нужно принимать во внимание существование «человеческих» элементов, за которыми стоят живые люди. 

     Рынок труда  неоднороден, а дифференцирован  по качеству рабочей силы, по  национальности, полу, возрасту и  другим признакам. Рынки труда  делятся по отраслям и категориям.

     С 70-х  годов западные экономисты говорят  о формировании обособленных  субрынков: внутреннего (первичного) и внешнего (вторичного) − отличающихся  стабильностью рабочих мест, уровнями  заработной платы, перспективами  карьерного роста, условиями труда и прочими параметрами. К внутреннему рынку относятся кадровые работники основного коллектива с высокой квалификацией, большим опытом, эффективными методами труда, ведущими к высоким объемам производства. С внешним рынком связаны работники неквалифицированного или полуквалифицированного труда, лица, не имеющие опыта работа. Они служат в качестве кризисного буфера. Некоторые ученые выделяют третичный рынок, формирование которого связано с различными программами общественных работ, адресованных социально уязвимым категориям из числа безработных.

     Субъектами  социально-трудовых отношений являются  наемные работники и их объединения  (профсоюзы, ассоциации), предприниматели  (индивидуальные и коллективные) и их союзы, а также государственные  органы. Государство как субъект рынка труда играет важную и особую роль. Оно может выступать и как предприниматель в государственном секторе экономики, и как инвестор многих программ. Но главная его функция в определении правил регулирования интересов партнеров и противостоящих сил. Государство в лице законодательных органов разрабатывает законы и устанавливает общие правила поведения для всех субъектов рынка труда. В результате определяется та равнодействующая, которая служит базой решения и основой механизма регулирования рынка труда, куда включается и система социальной защиты.

Информация о работе Государственная политика занятости и формирование рынка труда и стратегия его развития