Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2013 в 18:10, курсовая работа
Цель работы – анализ проблем и тенденций рынка рабочей силы.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть основные характеристики, классификации прогнозирования занятости и безработицы;
- рассмотреть виды и формы занятости;
- изучить рынок рабочей силы в России.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 5
1.1. Концепции занятости населения 5
1.2. Рынок труда. Безработица и ее виды. Закон Оукена 8
1.3. Государственное регулирование занятости 15
2. ОСОБЕННОСТИ ПРОГНОЗИРОВАНИЯ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ И БЕЗРАБОТИЦЫ 20
2.1. Основные характеристики, классификация прогнозирования занятости и безработицы 20
2.2. Виды и формы занятости 22
3. РЫНОК РАБОЧЕЙ СИЛЫ В РОССИИ 22
3.1. Реальная ситуация занятости населения в России с августа 2008 г. 25
3.2. Прогнозирование занятости населения на конец 2010 г. 29
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 36
ПРИЛОЖЕНИЯ . 37
Важнейший
признак развитости рынка
Таким образом,
рынок труда представляет
Безработица – ситуация, при которой желающие работать люди ищут приемлемое для себя место работы. Норма безработицы – процент тех людей, которые находятся в составе гражданской рабочей силы, но не заняты. Под рабочей силой подразумевают все население от 16 лет и выше, которые заняты или являются безработными в экономическом смысле слова. Безработный и неработающий не являются синонимами. Человек может не работать по многим причинам: одни учатся и еще не могут работать, другие – на пенсии и уже не могут работать, третьи просто не хотят работать. К Категории безработных относят только тех, кто ищет работу или ожидает возвращения на работу или начала работы.
С точки зрения проблемы занятости обычно взрослое население делят на три широкие категории: те, кто не входит в состав рабочей силы; те, кто служит в вооруженных силах; те, кто работает или ищет рабочее место в составе гражданской рабочей силы.
Ряд экономистов
считают безработицу необходимы
В экономической
литературе различают
Фрикционная
безработица, вызванная
Структурная безработица вызвана структурными изменениями в экономике, которые вообще устраняют одни рабочие места и создают другие. Это случаются из-за отмирания старых производств и отраслей и появления новых. При этом для новых рабочих мест не находятся работники с нужной квалификацией. От фрикционной структурная безработица отличается как раз тем, что при первой работник сохраняет достаточную квалификацию, чтобы сменить отрасль или производство. Реально потерявшие работу из-за структурных сдвигов сталкиваются с необходимостью полной или значительной переквалификации или с возможностью долго быть безработным. Например, Россия столкнулась со структурной перестройкой, не имеющей аналогов в истории человечества. Речь идет о ликвидации многих миллионов рабочих мест, существование которых не отвечало потребностям страны. В значительной своей части те, кто занимал эти места (особенно миллионы так называемых управленцев), не имеют шансов на работу без радикальной переквалификации.
Циклическая безработица представляет собой отклонение фактического уровня безработицы от естественного. Она возникает вследствие циклического спада и соответствующего снижения совокупного спроса на товары и услуги, из-за чего производители сокращают занятых. В западных странах этот вид безработицы очень распространен и против него существуют сильные средства социальной защиты.
Сезонная
безработица обусловлена
Региональная
безработица является
Технологическая
безработица связана с
Если фактический уровень безработицы превышает естественный уровень, то страна недополучает часть ВНП. Исчисление потенциальных потерь продукции и услуг в результате роста безработицы осуществляется на основе закона, сформулированного американским экономистом А. Оукеном.
(Y* − Y)/Y = b*(U − U*)
Y − фактический объем производства (ВВП);
Y* − потенциальный ВВП (при полной занятости);
U − фактический уровень безработицы;
U* − естественный уровень безработицы (норма безработицы при полной занятости)
b − параметр Оукена, устанавливаемый эмпирическим путем (3%).
Если фактический
уровень безработицы выше
Согласно
закону Оукена, превышение фактического
уровня безработицы на 1% над ее
естественным уровнем приводит
к уменьшению фактического ВВП
по сравнению с потенциально
возможным (при полной
Таким образом, рассмотрев
виды безработицы и закон
В узком
смысле механизм регулирования
рынка труда – это свод
Фактическая конкретная экономика демонстрирует, что в государствах с развитым рыночным хозяйством несколько десятилетий как создается и совершенствуется механизм для целенаправленного регулирования профессиональной подготовки и занятости населения. Это обусловлено ускорением научно-технического прогресса, быстро меняющимися требованиями к качеству трудовых ресурсов, структурными изменениями в экономике. Стихийный рынок труда уже не обеспечивал своевременного приспособления предложения рабочей силы к изменению структуры спроса на нее. Вследствие этого наблюдается рост безработицы при одновременной острой нехватке кадров необходимой квалификации. Эти процессы показали насколько необходима тесная увязка политики занятости с социально-экономическими преобразованиями в экономике и общей направленностью развития человеческих ресурсов.
С начала 60-х годов
регулирование рынка труда
В 60-х − 70-х годах
были выявлены основные
Также государством
осуществляется комплекс мер
косвенного регулирования
Практикой доказано, что не может существовать единой политики регулирования занятости. В разные временные периоды, на территории разных стран, отличающихся уровнем развития, климатическими условиями, исторической заданностью процесса производства и прочими факторами, ситуация глубоко специфична и потому требует индивидуального подхода. Нет и никогда не будет единой модели, эталона проведения политики по регулированию рынка труда. Например, общероссийский рынок – это целая система региональных и локальных рынков с их специфическими проблемами, поэтому важно не только общее, но и региональное регулирование процессов распределения и использования рабочей силы. Таким образом, рынок труда не может развиваться без самостоятельных действий региональных и местных органов управления по решению вопросов эффективного использования имеющихся кадров с учетом специфики данного конкретного региона или отрасли, оказания содействия при трудоустройстве и переподготовке, расширения определенных льгот и компенсации сверх установленного минимума и пр.
В то же время,
практика развитых стран
Таким образом, решение проблем безработицы требует многостороннего, всеохватывающего, комплексного подхода со стороны государства, сочетания макроэкономической политики с мерами на уровне микроэкономики, общегосударственных действий – с местными инициативами. Для эффективного функционирования рынка руда центральные органы государственной власти должны взять на себя роль гаранта обеспечения единого минимума социальных обязательств, права на профподготовку и переподготовку, на получение социальных компенсаций при высвобождении и вынужденной безработице. Государство должно гарантировать соблюдение законов и нормативных актов, регулирующих рынок труда. Особо значимыми становятся проблемы создания новых организационных структур занятости и рынка труда, выбор средств и методов регулирования занятости, соотношения частных и государственных инициатив, централизации и децентрализации в этой области.