Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2013 в 22:27, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение государства как субъекта гражданских правоотношений.
Цель конкретизируется в постановке следующих задач:
рассмотреть особенности гражданской правосубъектности Российской Федерации;
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ГОСУДАРСТВА КАК СУБЪЕКТА ПРАВА 3
ГЛАВА 2. УЧАСТИЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В ГРАЖДАНСКОМ ОБОРОТЕ 10
2.1. ФОРМЫ УЧАСТИЯ ГОСУДАРСТВА В ИМУЩЕСТВЕННОМ ОБОРОТЕ 10
2.2. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО ОБЯЗАТЕЛЬСТВАМ 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 24
а) которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или праве оперативного управления и
б) которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности (ст. 126 ГК). Имеются особенности в обращении взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Оно допускается лишь в случаях, предусмотренных законом.
Таким образом, источником удовлетворения обязательственных требований, предъявляемых к Российской Федерации, субъектам РФ и муниципальным образованиям, являются средства соответствующей казны (государственной казны, казны субъекта РФ или муниципальной казны). Согласно п. 12 Постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации"22 при удовлетворении иска денежные суммы взыскиваются за счет средств соответствующего бюджета, а при отсутствии денежных средств - за счет иного имущества, составляющего соответствующую казну23.
Согласно ст. 127 ГК особенность ответственности Российской Федерации и субъектов РФ в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, с участием иностранных юридических лиц, граждан и государств заключается в том, что она определяется законом об иммунитете государства и его собственности.
Пока такой закон не принят. Действующее же гражданско-процессуальное законодательство признает принцип судебного иммунитета, т.е. считает невозможным предъявление иска в суде в Российской Федерации к иностранному государству, обеспечение иска, обращение взыскания на его имущество, находящееся в стране, без прямого согласия компетентных органов этого государства, если иное не предусмотрено международным договором РФ или федеральным законом (ст. 401 ГПК24).
Такое же правило содержалось в ст. 213 АПК 1995 г25. Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 11 июня 1999 г. № 8 "О действии международных договоров Российской Федерации применительно к вопросам арбитражного процесса"26 указал, что арбитражный суд принимает иск по коммерческому спору, ответчиком в котором является иностранное государство, выступающее в качестве суверена, только при наличии прямо выраженного согласия ответчика на рассмотрение спора в арбитражном суде РФ. Подобное согласие следует рассматривать в качестве отказа от судебного иммунитета иностранного государства (п. 8 Постановления).
Из этого принципа исходит
и Положение о торговых представительствах
СССР за границей, которое к настоящему
времени не утратило юридической
силы. В качестве ответчика торговое
представительство может
В отдельных случаях российское законодательство допускает возможность отказа государства от иммунитета при оформлении конкретных договоров с иностранными участниками. Так, отказ государства от судебного иммунитета, иммунитета в отношении предварительного обеспечения иска и исполнения судебного решения может быть предусмотрен в соглашениях о разделе продукции, заключаемых с иностранными гражданами и иностранными юридическими лицами (ст. 23 Федерального закона от 30 декабря 1995 г. № 225-ФЗ "О соглашениях о разделе продукции"28).
Следует иметь в виду, что в зарубежном праве распространен иной подход к принципу иммунитета государства. В законах и судебной практике ряда зарубежных государств закреплена доктрина функционального (ограниченного) иммунитета, согласно которой иностранное государство, осуществляя коммерческую деятельность, действует уже не как суверен, а как частное лицо и поэтому отказывается от иммунитета по требованиям, вытекающим из такой деятельности29. Положения этой доктрины выражены в законах США, Великобритании, Канады, Австралии и др., в международных договорах (например, в Европейской конвенции об иммунитете государства 1972 г., в Брюссельской конвенции об унификации некоторых правил, относящихся к иммунитету государственных судов), в судебной практике зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии, Франции, Бельгии и др.)30.
Заключение
Таким образом, на основании всего вышеизложенного, можно сделать следующие выводы.
Действующее российское законодательство считает государство самостоятельным, особым субъектом права (sui generis), существующим наряду с юридическими и физическими лицами. К его гражданско-правовому статусу применяются нормы, определяющие участие в имущественном обороте юридических лиц, если иное прямо не вытекает из закона или из особенностей данных субъектов (п. 2 ст. 124 ГК). Гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований, напротив, по общему правилу (при отсутствии специальных изъятий) подчиняются нормам о сделках с участием юридических лиц, хотя сами эти субъекты юридическими лицами не являются.
В качестве субъектов гражданского права государство обладают гражданской правоспособностью и дееспособностью.
Государственные образования
участвуют в имущественном
Выступая субъектом имущественных отношений, регулируемых гражданским правом, государство должно нести ответственность по своим обязательствам в случае их ненадлежащего исполнения. Законодательство РФ такую ответственность государства предусматривает, устанавливая в ст. 126 ГК два следующих ее начала.
Во-первых, Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования отвечают только по своим обязательствам и не отвечают по обязательствам созданных ими юридических лиц, кроме предусмотренных законом случаев. Данное правило не распространяется на случаи выдачи государственными образованиями гарантий (поручительств) по обязательствам других лиц.
Во-вторых, Российская Федерация,
ее субъекты, муниципальные образования
отвечают по своим обязательствам принадлежащим
им на праве собственности
Наряду с названными
началами ответственности
Библиографический список
Нормативно-правовые акты
Учебная и монографическая литература
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ АРБИТРАЖНЫЙ СУД ЗАПАДНО - СИБИРСКОГО ОКРУГА
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 13 марта 2007 года
Дело N Ф04-823/2007(31762-А46-
(извлечение)
Федеральный арбитражный суд Западно-Сибирского округа, рассмотрев в судебном заседании без участия представителей сторон, извещенных о времени и месте судебного разбирательства в установленном законом порядке, кассационную жалобу Министерства обороны Российской Федерации на решение от 21.07.2006 Арбитражного суда Омской области по делу N А46-4965/2006 по иску муниципального унитарного предприятия "Теплокоммунэнерго" к ФГУ "Управление Сибирского Военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, Омской квартирно-эксплуатационной части, при участии третьего лица: открытого акционерного общества "Омскводоканал", о взыскании 3215385 руб. 23 коп.,
УСТАНОВИЛ:
Муниципальное унитарное предприятие "Теплокоммунэнерго" (далее - МУП "Теплокоммунэнерго") обратилось в Арбитражный суд Омской области с иском к ФГУ "Управление Сибирского Военного округа", Министерству обороны Российской Федерации, Омской квартирно-эксплуатационной части (далее - Омская КЭЧ) о взыскании 3215385 руб. 23 коп.
К участию в деле в качестве третьего лица привлечено открытое акционерное общество "Омскводоканал".
Исковые требования мотивированы ненадлежащим исполнением ответчиком своих обязательств по оплате отпущенной на объекты Министерства обороны холодной воды.
До вынесения решения по существу истец в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточнил свои требования к каждому из ответчиков. Просит в порядке субсидиарной ответственности взыскать с Министерства обороны сумму задолженности, т.к. ФГУП "СибВО" не выполнило обязанности по оплате в связи с отсутствием у него денежных средств.
Решением от 21.07.2006 Арбитражного суда Омской области требования удовлетворены частично, с Министерства обороны, как с субсидиарного должника, взыскано в пользу истца 2664468 руб. 88 коп. основного долга, в остальной части в иске отказано. В отношении Омской КЭЧ производство по делу прекращено.
В апелляционной инстанции дело не рассматривалось.
В кассационной жалобе Министерство обороны Российской Федерации просит решение суда отменить. По мнению заявителя, факт отсутствия денежных средств у основного должника для удовлетворения требований истца не доказан. Полагает, что справка УФК от 25.04.2006 не может свидетельствовать об отсутствии денежных средств на лицевом счете ФГУ "Управление СибВО" на момент рассмотрения исковых требований, поскольку его финансирование осуществляется Министерством обороны ежемесячно.
Рассмотрев материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив в порядке статьи 286 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законность и обоснованность обжалуемого судебного акта, суд кассационной инстанции считает вынесенное решение подлежащим отмене, с направлением дела на новое рассмотрение.
Как следует из материалов дела, 10.10.2000 между МУП "Теплокоммунэнерго", МУП "Водоканал" (ЭСО) и Сибирский военный округ в лице Омской КЭЧ (абонент) заключили договор энергоснабжения N 9126, в соответствии с которым ЭСО обязуется подавать тепловую энергию абоненту, а последний оплачивать принятую энергию.
За период с 31.03.2003 по 31.12.2005 абонент не произвел оплату по выставленным и полученным счетам-фактурам на сумму 2664468 руб. 88 коп., в связи с чем истец обратился в суд, начислив на сумму задолженности проценты за пользование чужими денежными средствами.
Информация о работе Государство как субъект гражданских правоотношний