Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2011 в 15:47, курсовая работа
Цель курсовой работы состоит во всестороннем анализе договора на возмездное оказание услуг информационного характера, а также разработке комплекса вопросов научно-теоретического и практического характера, формулировке новых выводов, положений и рекомендаций по исследуемой проблеме.
Введение………………………………………………………………………….3
Раздел 1. Доктринальные и законодательные основы услуг…………………6
1.1 Рассмотрение услуги как экономическую категорию…………………….6
1.2 Правовая форма реализации услуг…………………………..…………….10
Раздел 2. Понятие, элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг……………………………..14
2.1 Понятие и юридическая сущность гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг………………………………...14
2.2 Субъекты договора о возмездном оказании информационных услуг…...22
2.3 Форма и содержание договора о возмездном оказании информационных услуг……………………………………………………………………………...25
Раздел 3. Особенности заключения, исполнения и расторжения договора об оказании рекламных услуг……………………………………………………...27
3.1 Порядок заключения договора об оказании рекламных услуг…………...27
3.2 Надлежащее исполнение, последствия ненадлежащего исполнения договора об оказании рекламных услуг………………………………………..32
3.3 Изменение и расторжение договора о возмездном оказании информационных услуг…………………………………………………………35
Заключение………………………………………………………………………39
Библиографический список…………………………………………………….52
1.2
Правовая форма реализации услуг
Интересным представляется рассмотреть вопрос об услуге как правовой категории, тем более что в правовой доктрине до сих пор существует некоторая несогласованность по поводу того, какие критерии необходимо учитывать при изучении такого правового явления как «услуга».
Из истории цивилистики известно, что понятие «услуга», входило в качестве неотъемлемой части в состав древнеримского частного права, и было известно как договор найма. Это был особый договорной тип, включающий в себя три разновидности договоров, в котором основным критерием выступало наличие или отсутствие овеществленного результата. Подобное понимание услуги перешло из римского права в современную юридическую мысль и правотворчество.
В то же время следует признать, что в ГК РФ отсутствует определение понятия «услуга», а содержащиеся в ряде принятых позже законодательных актов, легальные разъяснения соответствующей категории существенно различаются между собой. Так, более узкий смысл придавал определению услугам ФЗ «О государственном регулировании внешнеторговой деятельности» 1995г.,14 в соответствии с которым под услугами понималось «предпринимательская деятельность, направленная на удовлетворение потребностей других лиц». В то время как, новый ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» уже не дает определения «услуга»15. Легальное определение услуги приведено в ст. 38 НК РФ, где под услугой для целей налогообложения признается «деятельность, результаты которой не имеют материального выражения, реализуются и потребляются в процессе осуществления этой деятельности»16. Из-за отсутствия определений услуги как объекта гражданского права, как указывает М.Н. Малеина, данное определение в НК РФ может быть использовано и при применении гражданского законодательства17.
Таким
образом, понятие «услуга» в российском
праве имеет довольно размытые границы,
что порождает множество
Устанавливая научное значение «услуга», некоторые авторы признают главным признаком услуг – отсутствие овеществленной формы (через выявление ее соотношения с работами, выполняемых в рамках договорного порядка). В то же время наличие у услуги экономической природы (стоимости и потребительской стоимости) позволяет относить ее к преимущественной группе объектов гражданских прав, хотя услуга имеет «результат» неовеществленного характера – удовлетворения культурных, эстетических, информационных и иных потребностей.
Не стоит забывать, что среди дореволюционных цивилистов сторонником разграничения работ (подряда) и услуг выступал Г.Ф.Шершеневич, который подчеркивал необходимость понимания подряда как «…исполнение работы как продукта приложения рабочей силы». При этом вышеприведенный автор одновременно отмечал, что «…в подряде мы имеем дело с «исполнением» работы»18. Соответственно смысл подряда, в отличие от личного найма, он усматривал в «результате труда». Более последовательно выступал за разграничение работ от услуг О.С.Иоффе, который выделял наряду с подрядом группу договоров, объединенных вокруг обязательства по оказанию услуг. К их числу им, в частности, отнесены договоры, которые в отличие от подряда имеют в виду «деятельность таких видов, которые не получают или не обязательно должны получить воплощение в материализованном, а тем более в овеществленном результате»19.
Правой подход к понятию услуги, основой которого также послужило понимание услуги в экономическом смысле, мы находим у Е.И.Свеженцевой, которая под «услугой» подразумевает деятельность исполнителя, не оставляющую материального результата, полезный эффект (результат), который используется гражданами-потребителями для удовлетворения их личных, бытовых нужд, а также деятельность исполнителя по заказу потребителя, выполняемая с привлечением третьих лиц20.
Проанализировав вышеизложенное следует признать, что автор, определяя услуг, обычно ссылается на те признаки, которые отличают ее от работ, главным образом – неразрывная связь результата услуги с самой деятельностью по ее оказанию, а также нематериальный (неовеществленный) и уже по этой причине неотделимый от самой услуги результат.
Е.Г. Шаблова, проводя анализ правовой природы услуг, дает следующее доктринальное определение: «Услуга – способ удовлетворения индивидуальной потребности лица, который не связан с созданием (улучшением) вещи или объекта интеллектуальной собственности и достигается в результате деятельности допускаемой действующим правопорядком на возмездных началах»21. Нетрадиционной определение услуги как объекта гражданских прав приводит Л.В.Санникова, что «услуга это действия услугодателя по сохранению или изменению состояния невещественных благ (имущественных прав, информации, нематериальных благ), совершаемые им в пользу услугополучателя»22. По нашему мнению, приведенные определения ученых имеют право на существование. Первое определяет услугу применительно к гл. 39 ГК РФ, где автор вводит квалифицирующий признак возмездности, который может быть свойственен только в отношении возмездных услуг, например, договор доверительного управления имуществом, поручения. Второе определяет услугу в широком контексте этого слова, применительно ко всем договорам услуг, предоставляемых как на возмездной, так и безвозмездной основе.
Вышеизложенное
свидетельствует, что спектр мнений
в определении сущности услуги достаточно
широк и разнообразен. Очевидное различие
формулировок отражает многолетнюю дискуссию
ученых в четких критериях для определения
услуги. Выявленное еще римскими юристами
различие между работами и услугами не
потеряло актуальности и на сегодняшний
день. При этом основным способом выявления
специфики услуги как объекта гражданских
прав из предложенных определений авторов
усматривается через ее соотношение с
работами, выполняемыми в рамках договора
подряда. Отграничение работ услуг путем
указания на предоставления заказчику
овеществленного результата есть основополагающий
критерий двух видов объектов гражданских
прав в цивилистической доктрине, нашедшей
отражение и в ГК РФ.
Раздел 2. Понятие, элементы и содержание гражданско-правового договора на возмездное оказание информационных услуг
2.1 Понятие
и юридическая сущность гражданско-правового
договора на возмездное оказание информационных
услуг
Экономическая стабильность организации, эффективность ее деятельности и выживаемость в условиях рыночных отношений неразрывно связаны с информацией, которая выступает составной частью процесса товарного производства и становится важным его фактором. Информация в системе маркетинга имеет и ключевое значение, поскольку любая маркетинговая деятельность базируется на понимании конкретной ситуации, сложившихся на рынке производства товаров.
Все больше российских производителей товаров и услуг обращаются к маркетинговым исследованиям. Британский институт маркетинга дает этим словам следующее толкование – это целевой сбор, регистрация и анализ всех факторов по проблемам, касающимся обмена и продажи товаров и услуг потребителям. Б.Е. Токарев определяет маркетинговые исследования как «информационный ресурс, который может обеспечивать предприятие рыночной информацией»23. Поэтому маркетинговые исследования следует рассматривать как часть объективно существующего и постоянно функционирующего информационного процесса.
Следует отметить, что ни в ГК РФ, ни в других нормативных правовых актах не содержится специальных норм, посвященных договору на проведение маркетинговых исследований. В гражданском законодательстве отсутствует легальное определение «маркетинговые услуги», о которых даже не упоминается в открытом перечне услуг (п.2 ст.779 ГК РФ). Поэтому следует признать, что данный договор относится к числу непоименованных договоров. Как указывает Измайлова, отсутствие данного договора в ГК РФ рассматривается как существенный пробел24.
Гражданское
законодательство содержит указания на
существование непоименованных
договоров в п.1 ст. 8 и п.2 ст.421 ГК
РФ, суть которых выражается в возможности
для субъектов гражданских
Цивилистическая литература продолжает обсуждаться вопрос относительно правовой природы рассматриваемого договора25. Выявить правовую природу (или, иными словами, - юридическую сущность) исследуемого нами договора – значит определить, к какому роду юридических явлений относится маркетинговый договор, и какое место он занимает среди других гражданско-правовых договоров данного рода. Даже при традиционном понимании услуги как определенных действий или деятельности вопрос о месте маркетингового договора остается нерешенным.
В юридической литературе существует точка зрения, согласно которой договор на проведение маркетинговых исследований относится к договору возмездного оказания услуг. В обоснование приведенной позиции авторы ссылаются на то, что основу маркетинговых исследований составляет информация, именно данное обстоятельство является критерием для отнесения маркетинговых услуг к сфере деятельности информации, и, как следствие применение норм гл. 39 ГК РФ при формировании договорных условий. Проводя анализ маркетингового договора, П.Г. Лахно пришел к выводу, что «…правовое регулирование отношений по предоставлению маркетинговых работ осуществляется по средствам договоров на оказание маркетинговых услуг»26. Указанный автор одновременно оперирует категориями и «работа», и «услуга». По всей видимости, под работой он предполагал деятельность маркетинговых фирм, а передачу результатов клиенту – вид оказания услуги. В связи с этим представляет интерес следующее высказывание Л.В. Санниковой: «…для всех информационных услуг одним из основных требований к качеству необходимо признать достоверность информации. В рамках этого типа могут быть урегулированы и наиболее значимые разновидности информационных услуг, к которым можно отнести, прежде всего, маркетинговые услуги»27. Такой подход автора позволяет признать, что маркетинговые услуги напрямую являются одной из разновидностей информационных услуг.
Согласно Международному кодексу деятельности по маркетинговым исследованиям сущность и процесс маркетинговых исследований заключается в объективном сборе и анализе добровольно полученной информацией в отношении рынков потребителей, производителей товаров и услуг. Обычно предметом таких исследований является изучение состояния и тенденций развития локального товарного рынка, результат которого, как правило, оформляется в виде отчета. Потребителю предоставляется информация, качественно отличающая от той, которая является результатом оказания информационных услуг. Если в результате оказания информационных услуг пользователю предоставляется оперативная информация (пусть даже в обработанном виде) о рынке сбыта, потребляемая в течение непродолжительного периода времени, необходимая, например, для распродажи определенной партии товара или приобретения определенных производственных ресурсов, которая будет полностью потреблена в процессе реализации товара, и ценность такой информации для будущих периодов близка к нулю, то информация, полученная в результате маркетинговых исследований, используется длительное время, обеспечивая стабильный процесс производства и сбыта, т.е. приносящая пользу в течение длительного периода времени.
Практически любое маркетинговое исследование имеет свое информационное отражение в виде каких-либо цифровых сочетаний и соотношений. Понятие маркетинговой информации системно и детально описано И.К. Беляевским, считающим: «Маркетинговая информация – это цифры, факты, сведения, слухи, оценки и другие данные, необходимые для анализа и прогнозирования маркетинговой деятельности»28. При этом цифры понимаются как форма отображения количественной информации; факты – как простейший вид информации в виде наблюдаемых событий; сведения – как факты, представленные в обобщенном и систематизированном виде; слухи – как непроверенные факты; оценки – как информация, основывающаяся на умозаключениях. Если учесть вышеизложенное, то маркетинговая информация представляет собой сведения, увеличивающие определенность в действиях хозяйствующего субъекта. Безусловно, в соответствии с данным критерием к маркетинговой информации следует относить только те сведения, которые сопутствуют и способствуют достижению рыночных целей хозяйствующего субъекта через уменьшение неопределенности условий хозяйствования. Именно создание такой маркетинговой информационной системы (далее – МИС) способствует формированию единой точки зрения на рынок и выработке терминологического поля в маркетинге.
В связи с этим маркетинговую информацию правомерно подразделяют на внешнюю и внутреннюю. При этом внешняя информация, получаемая хозяйствующим субъектом из внешних источников, основывается на публикуемых статистических данных, научных отчетах, специальной литературе, выставках, ярмарках и т.д. В то время как основным источником внутренней информации служит бухгалтерская отчетность, на основе анализа которой можно определить динамику продаж продукции компании в разрезе различных отчетных периодов, групп покупателей, регионов сбыта. Наряду с этим необходимо собирать и анализировать информацию о ценах и скидках, об уровнях запаса продукции на складах. То есть внутренняя информация раскрывает внутреннее состояние предприятия, организации, содержит данные о материальных и финансовых запасах, производительности труда, расходах, доходах и др.
В свою очередь, маркетинговая информация по источникам образования подразделяется на первичную и вторичную. Первичная информация – сведения, полученные ранее для решения некоторой задачи и базирующиеся на личных контактах исследователей с источниками информации: потребителями, поставщиками, конкурентами т.д. Сбор информации в системе постоянного наблюдения и хранения маркетинговых данных значительное место среди всех маркетинговых операций, так как связан с различными по характеру источниками информации. Поэтому вторичную информацию обычно называют обработанную и систематизированную для определенных целей информацию, помещенную на различные носители: статистические сборники, экономические обзоры, проспекты, каталоги т.д. Как правило, вторичная информация более доступна исследователям, но обычно требует существенной переработки данных в интересах конкретного исследования. На основе установленных целей и круга вопросов проводятся маркетинговые исследования посредством информационного обеспечения29.
Информация о работе Гражданско правовая характеристика договора оказания информационных услуг