Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Ноября 2011 в 13:07, курсовая работа
Гражданство - это первый и основополагающий элемент правового статуса личности.
Введение................................................................................................................. 3
1.Общие положения по гражданству РФ............................................................. 4
1.1. Принципы гражданства в Российской Федерации................................. 4
1.2. Приобретение гражданства Российской Федерации................................... 6
1.3. Прекращение гражданства Российской Федерации................................... 11
1.4. Двойное гражданство.................................................................................... 12
1.5. Гражданство и брак....................................................................................... 14
2. Правовое положение и статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации..................................................................................... 16
2.1. Временное проживание иностранных граждан в
Российской Федерации........................................................................................ 20
2.2.Постоянное проживание иностранных граждан в
Российской Федерации........................................................................................ 22
2.3. Право на политическое убежище................................................................ 23
3. Государственные органы по делам гражданства.......................................... 25
3.1. Прерогативы президента в вопросе о гражданстве................................... 26
Заключение........................................................................................................... 27
Список литературы.............................................................................................. 28
Но в жизни часто встречаются случаи изменения гражданства родителей (приобре-тения российского гражданства или его прекращения). В таких случаях соответственно изменяется гражданство детей, причем сохраняется условие получения согласия на это детей в возрасте от 14 до 18 лет. Когда же российское гражданство приобретает один из родителей, то ребенку предоставляется гражданство Российской Федерации при наличии ходатайства этого родителя и письменного согласия другого.
При
прекращении российского гражданства
одного из родителей за ребенком сохраняется
гражданство Российской Федерации — оно
может быть прекращено только с согласия
обоих родителей и при условии предоставления
ему иного гражданства. Ряд норм гарантирует
право на гражданство детей по усыновлению.
2. Правовое положение и статус иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации
В ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определено правовое положение в России иностранцев и лиц без гражданства.
Иностранными гражданами должны признаваться лица, имеющие доказательства своей принадлежности к гражданству иностранного государства.
Лица
без гражданства - это лица, которые,
не являясь российскими
В
полном соответствии с общепринятыми
нормами международного права Конституция
закрепляет приравнивание иностранных
граждан и лиц без гражданства в отношении
их прав и обязанностей к российским
гражданам, т. е. устанавливает для
этих лиц национальный режим.
Согласно
ч. 3 ст. 62 Конституции принцип
приравнивания
действует в полной мере, если
федеральным законом или между
Отклонение от национального режима (в сторону ограничения прав или, наоборот, их расширения по сравнению с правами российских граждан) могут быть согласно Конституции установлены только федеральным законом или международным договором Российской Федерации. Введение особых правил для иностранных граждан в каких-либо других актах неправомерно.
Специальные
правила российского
Конституция не связывает применение к иностранным гражданам национального режима с принципом взаимности: он предоставляется в России независимо от того, пользуются ли таким режимом в соответствующем иностранном государстве иностранцы (а значит, и российские граждане). В то же время, если ограничение прав и свобод в иностранном государстве касаются только российских граждан (в отличие от других иностранцев), т. е. носят дискриминационный характер, Правительством России могут быть установлены в соответствии со ст. 4 Федерального Закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. ответные ограничения (реторсии).
Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. даёт основные понятия, связанные с пребыванием иностранных граждан на территории России и регулирует их правовой статус.
Статья 1 Федерального закона “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г. определяет предмет регулирования настоящего закона:
“Настоящий Федеральный закон определяет правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации, а также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности. “
Основные понятия, рассматривающиеся в ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в РФ” от 25 июля 2002 г.:
В
тексте Федерального закона законодатель
уточняет, что понятие "иностранный
гражданин" включает в себя понятие
"лицо без гражданства",
за исключением случаев,
когда федеральным законом для
лиц без гражданства устанавливаются
специальные правила, отличающиеся
от правил, установленных для
иностранных граждан.
2.1. Временное проживание иностранных граждан в
Российской Федерации
Разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину в пределах квоты, утвержденной Правительством Российской Федерации. Срок действия разрешения на временное проживание составляет три года.
Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на временное проживание ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Без учета утвержденной Правительством Российской Федерации квоты разрешение на временное проживание может быть выдано иностранному гражданину:
1) родившемуся на территории РСФСР и состоявшему в прошлом в гражданстве СССР или родившемуся на территории Российской Федерации;
2)
признанному нетрудоспособным
3)
имеющему хотя бы одного
нетрудоспособного родителя,
состоящего в гражданстве
4) состоящему в браке с гражданином Российской Федерации, имеющим место жительства в Российской Федерации;
5)
осуществившему инвестиции в
Российской Федерации в
6)
в иных случаях,
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, по заявлению, поданному в указанный орган временно пребывающим в Российской Федерации иностранным гражданином, либо по заявлению, поданному иностранным гражданином в дипломатическое представительство или консульское учреждение Российской Федерации в государстве проживания этого гражданина, в шестимесячный срок выдает иностранному гражданину разрешение на временное проживание либо отказывает ему в выдаче такого разрешения.
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, при рассмотрении заявления иностранного гражданина о выдаче разрешения на временное проживание направляет запросы в органы безопасности, службу судебных приставов, налоговые органы, органы социального обеспечения, органы здравоохранения, органы миграционной службы и другие заинтересованные органы, которые в двухмесячный срок со дня поступления запроса представляют информацию о наличии либо об отсутствии обстоятельств, препятствующих выдаче иностранному гражданину разрешения на временное проживание.
В случае если иностранному гражданину было отказано в выдаче разрешения на временное проживание, он вправе повторно подать в том же порядке заявление о выдаче разрешения на временное проживание не ранее чем через один год со дня отклонения предыдущего заявления.
Разрешение на временное проживание содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче разрешения, срок действия разрешения, наименование органа исполнительной власти, выдавшего разрешение.
Порядок выдачи разрешения на временное проживание и перечень документов, представляемых одновременно с заявлением о выдаче разрешения на временное проживание, утверждаются Правительством Российской Федерации.
2.2.Постоянное проживание иностранных граждан в
Российской Федерации
В течение срока действия разрешения на временное проживание и при наличии законных оснований иностранному гражданину по его заявлению может быть выдан вид на жительство. Заявление о выдаче вида на жительство подается иностранным гражданином в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, не позднее, чем за шесть месяцев до истечения срока действия разрешения на временное проживание.
До получения вида на жительство иностранный гражданин обязан прожить в Российской Федерации не менее одного года на основании разрешения на временное проживание.
Вид на жительство выдается иностранному гражданину на пять лет. По окончании срока действия вида на жительство данный срок по заявлению иностранного гражданина может быть продлен на пять лет.
Количество продлений срока действия вида на жительство не ограничено.
Вид на жительство содержит следующие сведения: фамилию, имя (написанные буквами русского и латинского алфавитов), дату и место рождения, пол, гражданство иностранного гражданина, номер и дату принятия решения о выдаче вида на жительство, срок действия вида на жительство, наименование органа исполнительной власти, выдавшего вид на жительство, и оформляется в виде документа установленной формы.
Порядок
выдачи вида на жительство и перечень
документов, представляемых
одновременно с заявлением
о выдаче вида на жительство,
а также порядок перерегистрации вида
на жительство утверждается
Правительством Российской Федерации.
2.3.Право на политическое убежище.
В
соответствии с данным правом каждый
человек, преследуемый за убеждения, может
искать убежище в других странах
и пользоваться этим убежищем. В таком
виде это право закреплено во Всеобщей
декларации прав человека и большинстве
конституций мира. Такой защитой пользуется
человек, которого на его родине преследуют
за политические, религиозные и иные убеждения,
если эти убеждения не являются преступными
с точки зрения международного права.
Например, право на убежище не признается
за теми, кто совершает неполитические
преступления или деяния, противоречащие
целям и принципам ООН (военные преступления,
преступления против мира и человечества),
не могут претендовать на убежище также
лица, совершившие уголовное преступление
(убийство, террористические акты, выступления
в защиту расизма, подрыв общественного
порядка и т. д.).
Конституция РФ воспринимает этот подход цивилизованного мира, предоставляя право на политическое убежище иностранным гражданам и лицам без гражданства в соответствии с общепризнанными нормами международного права (ч. 1 ст. 63), Предоставление политического убежища относится к компетенции Президента России. Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. утверждено Положение о порядке предоставления Российской Федераци-ей политическогр убежища, которое регулирует все практические вопросы предоставления политического убежища. Число обращений незначительно.