Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- исследование сущности института гражданства;
- формулирование определения понятия гражданства;
- определение содержания гражданства, его функций;
- рассмотрение основных видов гражданства;
- изучение принципов гражданства;
- конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
- исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
- анализ производства по делам о гражданстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института…………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и сущность гражданства …………………………………………...7
1.2 Юридическое содержание гражданства……………………………………14
1.3 Принципы гражданства ……………………………………………………..20
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……...26
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..26
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….37
3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства………………………………………….…44
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве…..44
3.2 Производство по делам о гражданстве……………………………………..49
Заключение…………………………………………………………………….....57
Список использованной литературы…………………………………………...61
Рассмотрим более подробно некоторые из вышеуказанных принципов гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 6 Конституции РФ гражданство Российской Федерации является единым и равным независимо от оснований приобретения.
Федеративное устройство
России, наличие в ее составе республик,
имеющих собственное
Наряду с данным принципом важнейшее значение имеет принцип равного гражданства. Он закреплен в ч. 1 ст. 6 Конституции РФ и в ч. 2 ст. 4 Закона о гражданстве.
Принцип равного гражданства выражается в двух аспектах: в содержательном и в формальном. В первом он означает равенство правовых статусов граждан, во втором – равенство относительно прав в вопросах гражданства. Данный принцип подразумевает также недопустимость ограничений прав граждан относительно вопросов гражданства по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности (ч. 1 ст. 4 Закона о гражданстве).
Таким образом, принцип равного гражданства означает, что все граждане государства равны перед законом независимо от происхождения, образования, языка, политических и иных убеждений, рода занятий, места жительства. В данном аспекте принцип равного гражданства распространяется и на правовое положение гражданина. Согласно ч. 2 ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией.
Следующим принципом гражданства выступает принцип свободы и добровольности выбора гражданства. В его основе лежит субъективное право лица на гражданство, выступающее в качестве предпосылки для свободной реализации каждым человеком своего естественного желания иметь гражданство и в силу этого пользоваться защитой со стороны государства, а также конституционными правами и свободами.
В ч. 3 ст. 6 Конституции РФ закреплено: «Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства или права изменить его». Аналогичная формулировка содержится в ч. 4 ст. 4 Закона о гражданстве.
Из этого принципа вытекает, что лицо правомочно самостоятельно решать вопросы, связанные с приобретением гражданства, возможностью восстановления утраченного гражданства или выходом из гражданства Российской Федерации. Никто не вправе принудить дееспособное лицо как к принятию гражданства какого-либо государства, так и к выходу из гражданства.
Право на изменение гражданства предусматривает, что присущий гражданству устойчивый характер связи лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в состоянии гражданства. Гражданин Российской Федерации имеет право прекратить состояние гражданства, стать гражданином другого государства либо лицом без гражданства.
С принципом свободы и добровольности выбора гражданства непосредственно связаны и другие принципы: прежде всего, это принцип недопустимости лишения гражданства и принцип сокращения безгражданства.
Конституция РФ и Закон о гражданстве закрепляет, что гражданин России не может быть лишен своего гражданства. Запрет на лишение гражданства вытекает из двустороннего характера связей по гражданству между человеком и государством, предполагающего недопустимость расторжения этих связей как той, так и другой стороной без взаимного согласия.
Безгражданство – правовое состояние, характеризующееся отсутствием у лица гражданства какого-либо государства. В ст. 3 Закона о гражданстве содержится следующее понятие лица без гражданства: это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. Безгражданство, как правило, порождается вследствие несовпадения принципов приобретения и прекращения гражданства в различных странах.
Поскольку состояние безгражданства с государственно-правовой точки зрения является аномальным, государства предпринимают меры, направленные на его ограничение.
Демократический принцип, провозглашенный в действующей Конституции РФ, является своеобразной гарантией свободного использования российским гражданином его прав и свобод – «гражданин Российской Федерации не может быть выслан за пределы Российской Федерации или выдан другому государству». Данное правило, прямо запрещающее высылку российских граждан за пределы Российской Федерации, полностью соответствует ст. 13 Всеобщей декларации прав человека, провозглашающей право каждого человека покидать любую страну и возвращаться в свою страну.
Вместе с тем необходимо отметить, что принцип невозможности выдачи иностранному государству граждан Российской Федерации не носит абсолютного характера. Согласно договорам Российской Федерации о правовой помощи за совершенные за границей преступления российский гражданин не будет отвечать в России по российским законам23.
Особенностью принципа сохранения российского гражданства за лицами, проживающими за пределами Российской Федерации является его взаимосвязь с естественным правом человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы своего государства и беспрепятственно в него возвращаться. В ч. 2 ст. 27 Конституции РФ указанное право получило закрепление: «Каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации. Гражданин Российской Федерации имеет право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию». В свою очередь, конституционная норма соответствует ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 года24, где говорится, что «каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную» (ч. 2 ст. 12) и «никто не может быть произвольно лишен права на въезд в свою собственную страну» (ч. 4 ст. 12).
Другим принципом гражданства
выступает принцип защиты и покровительства
граждан Российской Федерации, находящихся
за ее пределами. Сущность этого принципа
заключается в установлении обязательства
государства оказывать всемерну
Согласно ч. 2 ст. 61 Конституции РФ Россия принимает на себя обязательство защиты своих граждан и покровительства им за пределами государства, гарантируя такую защиту и покровительство как постоянно проживающим за границей российским гражданам, так и временно там пребывающим.
Оказание покровительства относится главным образом к таким случаям, которые не связаны с нарушением прав российских граждан (например, когда российский гражданин оказался в другом государстве в сложной ситуации)25.
Таким образом, исследование основных принципов гражданства Российской Федерации позволило условно дать им следующую классификацию:
К общим (конституционным)
принципам института
Специальными принципами
института гражданства являются
принципы, имеющие отношение только
к данному институту и
2. Приобретение и прекращение
гражданства Российской
2.1 Основания и процедура
приобретения гражданства
Согласно ст. 6 Конституции РФ гражданство приобретается в порядке, предусмотренным федеральным законом – Законом о гражданстве, который в свою очередь устанавливает ряд оснований и порядок обретения иностранцем, лицом без гражданства (апатридом) статуса гражданина Российской Федерации26.
В соответствии со ст. 11 Закона о гражданстве гражданство РФ приобретается:
Приобретение гражданства РФ по рождению регламентируется ст. 12 Закона о гражданстве. Частью 1 данной нормы установлено, что ребенок приобретает гражданство РФ по рождению, если на день его рождения:
Важным в данной норме является положение о том, что ребенок, который находится на территории России и родители которого неизвестны, становится гражданином Российской Федерации в случае, если родители не объявятся в течение шести месяцев со дня его обнаружения (ч. 2 ст. 12). Основным при этом является соблюдение права ребенка на гражданство27.
Приобретение гражданства в силу рождения осуществляется автоматически на основании действующего законодательства. При этом в качестве основных принципов применяются «право крови» и «право почвы».
«Право крови» признает гражданином любое лицо, родившееся от граждан данного государства. На территории какого государства родилось это лицо, значения не имеет. «Право почвы» признает гражданином любое лицо, родившееся на территории данного государства, независимо от гражданства родителей28.
Таким образом, рождение является самым важным основанием приобретения гражданства. В своем большинстве основная часть граждан – граждане именно по рождению, то есть по «праву крови».
Следующим основанием приобретения гражданства является приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство. Так как данный прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.
Наряду с этим Закон о гражданстве закрепляет равноправие всех лиц при приобретении гражданства, ходатайствовать о приобретении гражданства они могут независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, отношения к религии, политических и иных убеждений; и предусматривает прием в гражданство РФ в общем порядке (ст. 13) и упрощенном (ст. 14)29.
Согласно ст. 3 Закона о гражданстве общий порядок приобретения гражданства РФ предусматривает порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ Президентом Российской Федерации в отношении лиц, на которых распространяются обычные условия, предусмотренные данным Законом.
Приобретение гражданства РФ в общем порядке возможно путем обращения с заявлением при наличии следующих условий:
Признание недееспособным и ограничение дееспособности по российскому законодательству возможно только судом (ст.ст. 29, 30 ГК РФ). По общему правилу в вопросах приобретения гражданства РФ применяется законодательство Российской Федерации. Соответственно, если иностранец признан недееспособным либо ограниченным в правах другим государством, это не является основанием для отказа в приобретении гражданства РФ;