Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- исследование сущности института гражданства;
- формулирование определения понятия гражданства;
- определение содержания гражданства, его функций;
- рассмотрение основных видов гражданства;
- изучение принципов гражданства;
- конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
- исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
- анализ производства по делам о гражданстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института…………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и сущность гражданства …………………………………………...7
1.2 Юридическое содержание гражданства……………………………………14
1.3 Принципы гражданства ……………………………………………………..20
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……...26
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..26
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….37
3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства………………………………………….…44
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве…..44
3.2 Производство по делам о гражданстве……………………………………..49
Заключение…………………………………………………………………….....57
Список использованной литературы…………………………………………...61
2.2 Прекращение гражданства
В соответствии с ч. 1 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах «каждому, кто законно находится на территории какого-либо государства, принадлежит, в пределах этой территории, право на свободное передвижение и свобода выбора местожительства».
Согласно ст. 6 Конституции РФ каждый гражданин России вправе изменить свое гражданство. Это означает, что он вправе прекратить российское гражданство, стать гражданином другого государства или лицом без гражданства.
Поскольку гражданство представляет собой политико-правовую связь двух сторон – государства и гражданина, то ее устойчивость обеспечивается совпадением воли государства и воли гражданина. При отсутствии такого совпадения отношения гражданства могут быть прекращены по желанию любой из сторон.
Согласно ст. 18 Закона
о гражданстве прекращение
Иными основаниями следует считать:
1) случаи изменения территории РФ;
2) отмену решения о приеме в гражданство;
3) автоматическое прекращение российского гражданства;
4) смерть гражданина34.
Рассмотрим каждое основание прекращения гражданства РФ более подробно.
Статья 19 Закона о гражданстве регламентирует порядок выхода из гражданства РФ. Выходом из гражданства признается прекращение гражданства на основе добровольного волеизъявления гражданина. При этом установлен общий и упрощенный порядок выхода из гражданства.
В соответствии со ст. 3 Закона
о гражданстве под общим
Упрощенный порядок прекращения гражданства РФ – это порядок рассмотрения вопросов гражданства и принятия решений по вопросам гражданства РФ в отношении лиц, на которых распространяются льготные условия, предусмотренные Законом о гражданстве. Упрощенный порядок применим к лицам, постоянно проживающим за пределами РФ, а равно к лицам, не достигшим 18-летнего возраста, один из родителей которых имеет иное гражданство.
При выходе из гражданства РФ на основании ч. 1 ст. 19 Закона о гражданстве лица, проживающего на территории РФ, вместе с заявлением представляется документ полномочного органа иностранного государства о наличии у заявителя иного гражданства или подтверждение возможности предоставления ему иного гражданства в случае выхода из гражданства РФ, а также документ налогового органа РФ об отсутствии задолженности по уплате налогов. Заявление подается в органы внутренних дел по месту жительства лица, желающего выйти из гражданства. В нем указываются мотивы выхода из гражданства.
Упрощенный порядок
отличается от общего (ч. 1 ст. 19 Закона
о гражданстве) сроками принятия
решений уполномоченными
Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ применяется к лицам, проживающим на территории иностранного государства, состоящим в гражданстве РФ и желающим из него выйти. Упрощенный порядок предоставляется этим категориям лиц, поскольку они постоянно проживают за пределами РФ, фактически не пользуются правовым статусом гражданина; кроме того, имеют гарантии приобретения иного гражданства.
При выходе лица из гражданства РФ, на основании ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве, проживающего на территории иностранного государства, вместе с заявлением, согласно п. 24 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, представляются:
Решения по таким заявлениям принимаются дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ по согласованию с Федеральной миграционной службой и Федеральной службой безопасности Российской Федерации.
Выход из гражданства в упрощенном порядке ограничивается условиями, перечисленными в ст. 20 Закона о гражданстве. Это связано с тем, что при отсутствии у лица гарантий приобретения иного гражданства в отношении его должна быть сохранена правовая защита со стороны государства. Если же лицо имеет неисполненные обязательства либо привлекается к уголовной ответственности, то оно подвергается мерам государственного принуждения, но при выходе из гражданства может этого избежать, поэтому ст. 20 Закона о гражданстве запрещает выход из гражданства в таких случаях.
При выходе на основании ч. 3 ст. 19 Закона о гражданстве из гражданства РФ ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, вместе с заявлением обоих родителей или единственного родителя представляются:
Заявление родителей подписывается обоими родителями. В случае если один из родителей не может присутствовать при подаче заявления в полномочный орган, подпись этого родителя на заявлении должна быть удостоверена нотариальной записью.
Установление в Федеральном законе правил об упрощенном порядке выхода из гражданства детей затрагивает случаи, когда один из родителей ребенка (либо единственный родитель) имеют иное гражданство. Если же родители ребенка состоят в гражданстве РФ, то выход из гражданства происходит в общем порядке, за исключением случаев проживания ребенка за пределами территории РФ. При оформлении заявления о выходе из гражданства в общем порядке (или в упрощенном порядке на основании ч. 2 ст. 19 Закона о гражданстве) в заявлении указывается просьба о разрешении одновременного с заявителем выхода из гражданства его несовершеннолетним детям.
Заключения по вопросам гражданства РФ принимаются по каждому заявлению отдельно, с указанием оснований разрешения выхода из гражданства РФ.
При принятии решения о выходе из гражданства РФ и после вручения справки паспорт гражданина России, в том числе заграничный (при его наличии), или паспорт гражданина СССР образца 1974 года изымается, при этом проставляется штамп об аннулировании отметки, подтверждающей наличие у ребенка гражданства Российской Федерации, проставляемой на бланке свидетельства о рождении, и производится оформление соответствующего вида на жительство.
Сведения о ребенке, которому разрешен выход из гражданства РФ, содержащиеся в паспорте его родителя (родителей), сохраняющего гражданство РФ, аннулируются внесением записи «Сведения о (фамилия, имя, отчество ребенка) аннулированы» на свободном поле страниц, содержащих сведения о детях, заверяемой подписью сотрудника и скрепляемой печатью.
Следующим основанием прекращения
гражданства РФ выступают случаи
изменения Государственной
В ст. 15 Всеобщей декларации прав человека заложено в смысл права каждого человека на гражданство право оптации.
Согласно ст. 21 Закона о гражданстве под оптацией понимается право на сохранение или изменение гражданства лицами, проживающими в пределах территории, которая подверглась изменению своей государственной принадлежности35. Анализируя содержание данной статьи, можно выделить несколько существенных признаков оптации в РФ:
Государственная граница РФ есть линия и проходящая по этой линии вертикальная поверхность, определяющие пределы государственной территории (суши, вод, недр и воздушного пространства) Российской Федерации, то есть пространственный предел действия государственного суверенитета РФ. Прохождение Государственной границы РФ устанавливается и изменяется международными договорами РФ, федеральными законами;
В соответствии со ст. 22 Закона о гражданстве отмена решения о приеме в гражданство является единственным основанием, которое допускает прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица. Это происходит при наличии серьезных условий: представлении заявителем подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений. Факт использования подложных документов или сообщения заведомо ложных сведений при приобретении гражданства РФ устанавливается в судебном порядке. Основываясь на судебном решении, компетентный государственный орган, вынесший ранее решение о приобретении лицом гражданства РФ, отменяет это решение.
В данном случае имеет место лишение гражданства РФ, так как лицо, хоть и незаконно, но имеет некоторое время статус российского гражданина. При этом отмена решения о приобретении гражданства РФ является не чем иным, как санкцией за совершение противозаконных действий, что квалифицируется как лишение гражданства.
Наряду со смертью
гражданина основанием прекращения
гражданства выступает
Таким образом, под прекращением гражданства следует рассматривать утрату лицом гражданства РФ с одновременным обретением (сохранением) им статуса иностранца или лица без гражданства. Как правило прекращение гражданства Российской Федерации возможно только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении).
3. Деятельность полномочных
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве
Поскольку право на гражданство
и связанные с ним интересы
как отдельной личности, так и
государства реализуются в
Во многих государствах решение вопросов гражданства – прерогатива главы государства. Российская Федерация не является исключением, п. «а» ст. 89 Конституции РФ решение вопросов российского гражданства относит к компетенции Президента России.
Во исполнение данного
положения Конституции РФ ст. 28 Закона
о гражданстве среди
Наряду с Президентом РФ к полномочным органам, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации, закон относит:
Закон о гражданстве закрепляет полномочия каждого из этих органов.
В соответствии со ст. 29 Закона
о гражданстве Президент РФ в
сфере решения вопросов гражданства
наделен следующей