Автор работы: Пользователь скрыл имя, 31 Января 2013 в 12:52, курсовая работа
Целью работы является теоретическое исследование института гражданства как одного из главных факторов взаимоотношений государства и личности; формулирование на основе положений действующего законодательства РФ, достижений российской юриспруденции современного научного представления о юридической природе гражданства.
В тесной связи с указанной целью в ходе работы были поставлены следующие задачи:
- исследование сущности института гражданства;
- формулирование определения понятия гражданства;
- определение содержания гражданства, его функций;
- рассмотрение основных видов гражданства;
- изучение принципов гражданства;
- конкретизация оснований и порядка приобретения и прекращения гражданства;
- исследование системы государственных органов, ведающих делами о гражданстве;
- анализ производства по делам о гражданстве.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Общая характеристика гражданства как конституционно-правового института…………………………………………………………………………..7
1.1 Понятие и сущность гражданства …………………………………………...7
1.2 Юридическое содержание гражданства……………………………………14
1.3 Принципы гражданства ……………………………………………………..20
2. Приобретение и прекращение гражданства Российской Федерации……...26
2.1 Основания и процедура приобретения гражданства Российской Федерации………………………………………………………………………..26
2.2 Прекращение гражданства Российской Федерации……………………….37
3. Деятельность полномочных государственных органов по решению вопросов российского гражданства………………………………………….…44
3.1 Система государственных органов, ведающих делами о гражданстве…..44
3.2 Производство по делам о гражданстве……………………………………..49
Заключение…………………………………………………………………….....57
Список использованной литературы…………………………………………...61
Часть 1 ст. 35 Закона о гражданстве устанавливает, что решения по вопросам гражданства РФ в общем порядке, такие как прием в гражданство (ст. 13), восстановление в гражданстве (ст. 15) и выход из гражданства РФ (ст. 19 и ч. 1 ст. 26), принимаются Президентом РФ.
Прием в гражданство
РФ в соответствии с ч. 3 ст. 13 Закона
о гражданстве осуществляется на
основании обращения к
Перед представлением Президенту РФ обращение и заявление о приеме в гражданство направляются в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ, а затем в Федеральную службу безопасности РФ для получения заключения.
Эти процедуры должны быть закончены в течение одного года со дня подачи заявления и всех необходимых документов, оформленных надлежащим образом (ч. 2 ст. 35 Закона о гражданстве).
О решении, принятом по заявлению об изменении гражданства в общем порядке, заявитель уведомляется полномочным органом в течение месяца со дня издания Президентом РФ соответствующего указа43.
Часть 3 ст. 35 Закона о гражданстве регулирует порядок принятия решений о приеме и о выходе из гражданства РФ в упрощенном порядке федеральными органами исполнительной власти. Данные решения принимаются Федеральной миграционной службой и ее территориальными органами по согласованию с территориальными органами ФСБ России (п. 36 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).
Решения по заявлениям об изменении гражданства детей в возрасте до 14 лет и недееспособных лиц в упрощенном порядке принимаются полномочными органами без согласования с ФСБ и ее территориальными органами и без проведения проверок органами внутренних дел.
За пределами РФ решения
о приеме в гражданство и о
выходе из гражданства РФ в упрощенном
порядке принимаются
Рассмотрение заявлений по вопросам гражданства и принятие по ним решений органами системы МИД, так же как и органами ФМС, осуществляется, на основании ч. 4 ст. 35 Закона о гражданстве, в срок до шести месяцев со дня подачи заявления и всех документов.
В соответствии с ч. 5 ст. 35 Закона о гражданстве общими требованиями к оформлению решений по вопросам гражданства РФ являются письменная форма и указание оснований их принятия. Также в решении должны быть указаны подтвержденные документально обстоятельства, свидетельствующие о наличии оснований и выполнении условий приобретения гражданства РФ, предусмотренных Законом о гражданстве.
Решение по вопросам гражданства РФ исполняется полномочным органом, принявшим заявление к рассмотрению.
Первый этап исполнения
решения по вопросам гражданства
подразумевает сообщение
При принятии решения
по заявлению о приобретении гражданства
РФ лица, имеющего иное гражданство, полномочный
орган, исполняющий такое решение,
должен проинформировать соответствующее
дипломатическое
Вторым этапом исполнения решений по вопросам гражданства является выдача лицам, в отношении которых принято решение об изменении гражданства, соответствующих документов. При приобретении гражданства должен быть выдан паспорт гражданина РФ (или отметка в виде штампа в бланке свидетельства о рождении ребенка).
При прекращении гражданства лицу выдается справка о выходе из гражданства РФ. При этом паспорт гражданина РФ, заграничный паспорт и вкладыш в свидетельство о рождении (при их наличии) лица, которому разрешен выход из гражданства РФ, подлежат изъятию.
Часть 2 ст. 38 Закона о гражданстве возлагает контроль за исполнением решений по вопросам гражданства на федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел (МИД России).
Данный контроль имеет ведомственный характер, поскольку непосредственное исполнение решений осуществляется их структурными подразделениями низшего звена. Осуществление контроля выражается, в частности, в праве вышестоящих органов проверять и отменять решения, вынесенные нижестоящими органами. Кроме того, ФМС и МИД России обязаны информировать Президента о ходе исполнения решений и контролирующих мероприятиях. Ежеквартальное представление необходимой информации предусмотрено Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ44.
Приведенный анализ производства по делам о гражданстве РФ позволяет сделать вывод, что данное производство представляет собой сложную многоступенчатую процедуру, основными этапами которой являются оформление и подача заявления по вопросам гражданства, его рассмотрение, срок принятия решения по вопросам гражданства, его исполнение и контроль за исполнением принятого решения.
Заключение
Гражданство – многоаспектное правовое явление, многогранность которого проявляется в том, что гражданство выступает как особое устойчивое правоотношение, комплексный институт конституционного права и субъективное право. Каждый из аспектов гражданства является дискуссионным в правовой науке, и получает в исследовании, проводимом в курсовой работе, авторское уточнение.
На основании изучения определения гражданства в действующем Законе о гражданстве можно заключить, что оно содержит все необходимые юридически значимые признаки и отражает установившуюся концепцию взаимоотношений человека и государства, основанных на праве и признании приоритета общечеловеческих ценностей, где человек и государство выступают равноправными и равнообязанными субъектами.
Исследование современных
принципов гражданства
В результате анализа положений законодательства по вопросам гражданства было выявлено, что решение вопросов приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации, получило в Федеральном законе о гражданстве принципиально новые подходы, что обусловлено качественными политико-правовыми и социально-экономическими изменениями в государстве. Принципиально новым является закрепление в действующем Законе понятий общего и упрощенного порядка приема в гражданство. Также сокращен перечень оснований приобретения гражданства РФ. В качестве обязательного условия приема лиц в российское гражданство введен их отказ от имеющегося у них гражданства иностранного государства. Значительно изменено содержание такого основания как восстановление в российском гражданстве. Наряду с этим существенные изменения внесены в решение вопросов приобретения гражданства. В частности, сокращено необходимое для этого количество оснований.
Последняя глава работы посвящена характеристике понятия, функций, полномочий органов, ведающих делами о гражданстве РФ, и общим правилам производства по делам о гражданстве.
В результате исследования отмечается, что Закон о гражданстве упорядочил полномочия органов и должностных лиц, ведающих вопросами гражданства, установил порядок и сроки рассмотрения дел и принятия решений по вопросам гражданства. Статья 28 Закона о гражданстве содержит закрытый перечень органов, осуществляющих решение вопросов гражданства РФ.
Проанализирована компетенция, функции Президента РФ в области гражданства; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами внутренних дел, и его территориальных органов; федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами иностранных дел, дипломатических представительств и консульских учреждений РФ, находящихся за пределами Российской Федерации.
Подводя итог проведенному исследованию института гражданства стоит отметить, что в современном развитии гражданства существуют проблемы, которые возникают как в теории, так и в практике реализации норм законодательства о гражданстве, то есть в непосредственной деятельности органов государственной власти, ведающих вопросами гражданства. В сфере приобретения и прекращения гражданства происходят определенные нарушения:
Поэтому в настоящей работе были предприняты попытки сформулировать рекомендации и предложения для дальнейшего совершенствования законодательства и разрешения вопросов, возникающих у сотрудников правоприменительной практики. А именно:
Наряду с этим, в работе было предложено авторское видение на решение некоторых вопросов, связанных с приобретение гражданства:
В-целом, проведенное исследование позволило определить специфические особенности, характеризующие современный институт гражданства, состояние законодательства, регулирующее порядок приобретения и прекращения гражданства, существующие проблемы и трудности восприятия правовой природы гражданства.
Список использованной литературы