Гражданство

Автор работы: Кристина Осина, 04 Июля 2010 в 17:41, реферат

Описание

Гражданин, гражданственность — это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".

Содержание

Введение ........................................ 2
1. Понятие гражданства ....................................... 4
2. Основания и порядок приобретения российского гражданства ..14
3. Изменение и прекращение российского гражданства .......... 23
Заключение ........................................ 28
Литература ........................................ 31
Приложение ........................................ 32

Работа состоит из  1 файл

Гражданство РФ.doc

— 226.00 Кб (Скачать документ)

      Власти  Израиля также пытались использовать гражданство, исходя из своих внешнеполитических целей, объявляя, что где бы гражданин еврейской нации ни проживал, он является гражданином Израиля и несет перед ним обязанности, в первую очередь воинские. Политика Израиля находила поддержку со стороны США. Она проявилась и в вопросах гражданства. В соответствии с законами США, американец, служащий в вооруженных силах иностранного государства, теряет свое гражданство. Согласно же решения Верховного суда США, американцы могли служить в Израиле без потери такового.

      Итак, гражданство – это устойчивая правовая связь физического лица с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Иногда гражданство называют принадлежностью  лица к государству. Гражданство  – устойчивая правовая связь, поскольку даже в случае выезда гражданина за границу его гражданство автоматически, как правило, не прекращается.

      В законодательстве некоторых государств существуют различные термины для  обозначения принадлежности физических лиц к государству. В странах с республиканской формой правления обычно употребляется термин «гражданство», в странах  с монархической  формой правления все еще встречается термин ««подданство». В американском, британском, а также в законодательстве некоторых других государств существует множественность терминов, обозначающих принадлежность лица к государству.

      Например, наряду с терминами «citizen» (гражданин) и «subject» (подданный) в англо-американской теории и практике широко также распространен  термин «National », который буквально может быть переведен как «лицо, обладающее определенной национальной принадлежностью» (в юридическом смысле). Эта множественность терминов, означающих в настоящее время по существу одно и то же, порождена в прошлом колониализмом. В практике колониальных государств термин “гражданство” первоначально применялся лишь в отношении лиц, обладающих политическими и гражданскими правами в полном объеме. Коренное население колоний обычно относили к лицам, обладающим юридической принадлежностью к данному государству (Nationals, ressortissants и т. д.).  Крах колониализма привел к изменению первоначального смысла упомянутых терминов. Некоторые из них вообще вышли из употребления, но их множественность сохранилась до сих пор.

      Как юридическая категория гражданство  рассматривается в единстве трех его сторон:

      1) гражданство как субъективное  право;

      2) гражданство как правоотношение;

      3) гражданство как правовой институт.

      Гражданство представляет собой своеобразное субъективное право. Его особенность состоит  в том, что оно является необходимой предпосылкой для наделения лица всеми правами, свободами и обязанностями, закрепленными Конституцией Российской Федерации.

      Гражданство как субъективное право включает в себя ряд правомочий, наиболее характерные из которых следующие: правомочие гражданина проживать на территории государства; обладать всем комплексом прав, свобод и обязанностей, предусмотренных основным Законом; замещать любые государственные должности; пользоваться защитой прав и законных интересов со стороны государства как на его территории, так и вне ее; свободно покидать и возвращаться на территорию своего государства.

      Гражданство регулируется в принципе внутренним законодательством государства. Возможно отсутствие закона о гражданстве  в каком-либо государстве. Но дело не в формальном законодательном регулировании гражданства. Гражданство – понятие, неразрывно связанное с государственностью. Отсутствие закона о гражданстве не означает отсутствия самого гражданства,  хотя и может осложнить ведение внешних сношений. Так или иначе, регламентация гражданства – внутренний вопрос, сфера внутренней компетенции государства. Условия приобретения и утраты гражданства устанавливаются внутренним законодательством государства. Поскольку каждое государство в данной области действует самостоятельно, неизбежны столкновения (коллизии) законов о гражданстве различных государств. Такие коллизии могут быть источником трений и конфликтов международного характера. Для их ликвидации или предотвращения государства часто прибегают к заключению международных договоров, то есть вырабатывают соответствующие нормы международного права.

      До 1917 года в Российской империи не существовало даже понятия - гражданин  России. Жители России были подданными. При этом поданные делились на несколько  разрядов с особым правом статусом. Законодательство признавало: 1. природных подданных, которые в свою очередь делились на дворянство (потомственное и личное),духовенство ( делилось по вероисповеданию), городских обывателей (почетные граждане, купцы, мещане и цеховые) и сельских обывателей, 2. инородцев (евреи и восточные народы), финляндских обывателей. Кроме того, законодательство делило четыре группы природных подданных на два сословия - лица податного состояния и лица неподатного состояния. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма значительное различие в правах и обязанностях.

      Все это шло из глубины веков, носило яркий отпечаток феодальных начал  и не основывалось на юридическом  равенстве граждан,  как уже  было в значительном количестве развитых европейских стран.

      Крушение  царской России повлекло за собой  крупные изменения и в правовом регулирования отношений гражданства.

      Первые  акты, заложившие фундамент советского законодательства о гражданстве, были приняты вскоре после октябрьского переворота. Они устанавливали совершенно иные взаимоотношения человека с государством, формулировали основные принципы регулирования гражданства. Эти акты предусматривали репрессии против прежних правящих классов.

      Декретом "Об уничтожении сословий и гражданских чинов"7, утвержденным ВЦИК 23 (10) ноября 1917 г., советская власть аннулировала ранее действовавшие в России юридические нормы, закреплявшие политическое и правовое неравенство людей. Этим декретом были отменены все существовавшие прежде сословия и связанные с ними привилегии, преимущества и ограничения, все сословные организации и учреждения, а равно все гражданские чины. Устанавливалось одно общее для всего населения России наименование — гражданин Российской Республики (ст. 2 декрета "Об уничтожении сословий и гражданских чинов" от 23 (10) ноября 1917 г.).

      В течение первых пяти лет после  революции вплоть до образования Союза ССР гражданство регулировалось законодательством советских республик. В РСФСР в этот период действовали: декрет ВЦИК от 1 апреля 1918г. "О приобретении прав Российского гражданства"8; Конституция РСФСР 1918 г. (ст. 20); декрет СНК РСФСР от 22 августа 1921 г. "О принятии иностранцев в российское гражданство"9; декрет СНК РСФСР от 28 октября 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей"10; декрет ВЦИК и СНК РСФСР от 15 декабря 1921 г. "О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей"11.

      Для приобретения гражданства Советского государства от иностранцев не требовалось наличия каких-либо условий. Более того, исходя из принципа классовой солидарности, законодательство того времени устанавливало упрощенный порядок приобретения советского гражданства иностранцами из среды трудящихся.

      Одним из главных оснований лишения советского гражданства подданных Российской Империи, проживающих за границей, по законодательству того периода были их контрреволюционная деятельность или враждебное отношение к установившемуся в Советской России общественному строю.

      Начало  законодательству СССР о советском  гражданстве положили Договор об образовании Союза Советских Социалистических Республик и Конституция СССР 1924 г. Они отнесли к компетенции Союза право установления единых общих основ законодательства о союзном гражданстве и правах иностранцев, проживающих на территории СССР. Статья 7 этой Конституции установила для граждан всех советских республик единое союзное гражданство. На основе Конституции и в развитие содержавшихся в ней положений были приняты три акта СССР о гражданстве: Положение о союзном гражданстве, утвержденное ВЦИК СССР 29 октября 1924 г.12; Положение о гражданстве Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г.13; Положение о гражданстве Союза ССР, принятое ЦИК и СНК СССР 22 апреля 1931 г14. Общим для этих актов было то, что в них определялся круг лиц, признаваемых советскими гражданами, устанавливался порядок приобретения советского гражданства иностранцами, регулировались вопросы гражданства лиц, вступивших в брак с иностранцами, а также гражданство детей в связи с изменением гражданства родителей.

      В основе Закона о гражданстве СССР 1938 г. лежали положения Конституции  СССР 1936 г. После его издания ранее  действовавшие законодательные акты полностью или частично утратили свою силу.

      Закон 1938 г. не содержит норм, регламентирующих правовой статус советских граждан, находящихся за границей. В этой части его дополняли такие акты, как: постановление ЦИК и СНК СССР "О порядке применения консулами СССР законов союзных республик о браке, разводе и актах гражданского состояния в отношении граждан СССР, находящихся за границей" от 4 января 1928 г. и заключенные СССР с иностранными государствами консульские договоры и конвенции.

      Вхождение в состав СССР новых советских  республик, воссоединение территорий, населенных единокровными с народами страны национальностями, многочисленные просьбы о восстановлении в правах советского гражданства бывших подданных Российской Империи, проживающих за границей и по разным причинам утратившим советское гражданство, — все это поставило перед законодательством новые вопросы, которые не предусматривал Закон о гражданстве СССР 1938 г. В связи с этим Президиум Верховного Совета СССР в разное время издал ряд указов, которые в дополнение к Закону устанавливали особый, более облегченный порядок предоставления, восстановления советского гражданства, а также выхода из него.

      Нормы советского законодательства, регулирующие условия приобретения, выхода, утрату гражданства, могли не совпадать  с правилами, установленными другими  государствами по данному вопросу. В результате возникало состояние двойного гражданства, спорного (неустановленного) гражданства и состояние без гражданства. Для предотвращения таких случаев СССР заключил с рядом государств Восточной и Центральной Европы конвенции об урегулировании вопроса о гражданстве лиц с двойным гражданством. СССР присоединился также к некоторым многосторонним международным соглашениям15, имеющим целью уменьшить коллизии в законодательстве о гражданстве и сократить число лиц с двойным спорным гражданством, а равно и лиц без гражданства.

      Советское законодательство о гражданстве  развивалось по двум основным направлениям. Во-первых, постепенно изымались статьи, предусматривающие дискриминационные  требования при принятии в советское  гражданство (классовая принадлежность, социальное положение и некоторые другие признаки). Так, ст. 5 Закона о гражданстве СССР 1938 г. предусматривала запреты браков с иностранцами. Она была отменена лишь 4 февраля 1948 г. Во-вторых, развитие законодательства шло от децентрализации к централизации. По существу, важнейшие полномочия, связанные с выходом лица из советского гражданства, были отнесены к компетенции союзных органов.

      После принятия Конституции СССР 1977 г. и  республиканских конституций 1978 г. наметилась противоположная тенденция — от централизации к децентрализации. Это можно видеть из содержания Закона СССР о гражданстве СССР от 1 декабря 1978 г., а также от 23 мая 1990 г. Указанная тенденция хотя и медленно, но постепенно ослабевает. В постсоветской России, думается, идет процесс дальнейшей децентрализации этого института.

      Согласно  ст. 61 Конституции РФ и ч. 2 ст. 5 Закона о гражданстве РФ 1991 года, а также  в соответствии с близкими по содержанию статьями республиканских законов (например, ст. 7 Закона о гражданстве Кабардино-Балкарской Республики), российские граждане за пределами РФ пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.

     В настоящее время правовое  регулирование вопросов гражданства  осуществляется на основе Конституции РФ, международных договоров РФ, Федерального закона от 31 мая 2002 г. «О гражданстве Российской Федерации»16, сменившего Закон РФ от 28 ноября 1991 г. с аналогичным названием, который действовал десять лет с многочисленными изменениями и дополнениями. В их развитие принят целый ряд подзаконных нормативных правовых актов.

     Каждый гражданин РФ является  одновременно гражданином Союза  Беларуси и России.

     Признаки гражданства:

  1. Гражданство является правовым состоянием, то есть длящимся двухсторонним отношением (в науке и законодательстве оно именуется связью) между личностью и государством, не имеющим четко определенного, конкретного объекта и содержания.
  2. Гражданство - устойчивая правовая связь между человеком и государством. Оно существует постоянно, не подвержено автоматическому воздействию различных внешних факторов. На этот счет даже существуют особые законодательные гарантии:

Информация о работе Гражданство