Автор работы: Кристина Осина, 04 Июля 2010 в 17:41, реферат
Гражданин, гражданственность — это слова одного корня. В понятии "гражданин" различаются два аспекта: морально-политический и юридический. Гражданство как морально-политическая категория тождественно понятию патриот. Гражданственность и патриотизм выступают как равнозначные явления. Не случайно в период иностранной интервенции после Октября 1917 года на улицах Москвы можно было прочесть лозунг: "Тогда лишь гражданин чего-нибудь достоин, когда он гражданин и воин".
Введение ........................................ 2
1. Понятие гражданства ....................................... 4
2. Основания и порядок приобретения российского гражданства ..14
3. Изменение и прекращение российского гражданства .......... 23
Заключение ........................................ 28
Литература ........................................ 31
Приложение ........................................ 32
Законодательство РФ о
Принципы гражданства в Российской Федерации:
1. Право каждого на гражданство.
Закрепляя указанный принцип,
Федеральный закон о
Кроме того, Российская Федерация осуществляет политику сокращения безгражданства: поощряет приобретение гражданства РФ лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства.
Следует также учитывать, что право на гражданство - это не обязанность в течение всей жизни быть российским гражданином: никто в Российской Федерации не может быть лишен права изменить свое гражданство.
2. Недопустимость
произвольного лишения
Акты РСФСР о гражданстве 1918-
3. Равное гражданство.
Гражданство Российской
4. Единое гражданство.
Принцип единства гражданства
обусловлен федеративным
В науке это явление
В соответствии с указанной
конституционной нормой, Федеральный
закон о гражданстве РФ
Таким образом, в республиках
гражданство не может
Невозможно, быть гражданином республики
в составе РФ, не являясь гражданином
РФ. Прекращение российского
Длительное время в советском и российском законодательстве отрицалась сама идея двойного гражданства. Однако Конституция РФ (ч.1 ст.62) и Федеральный закон о гражданстве РФ предоставляют каждому российскому гражданину право иметь одновременно гражданство другого государства. Причем за лицом с двойным гражданством сохраняются все права, свободы и обязанности гражданина России, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным законом. В настоящее время действует ряд исключений из этого общего правила: в частности, для лиц с двойным гражданством установлен более сложный порядок допуска их к государственной тайне.
Российскому гражданину может
быть разрешено иметь
Граждане Российской Федерации за ее пределами пользуются защитой и покровительством Российской Федерации.
Однако в ходе принятия закона в 2002 году Государственная Дума явно увлеклась борьбой с незаконной миграцией в страну и криминальными людскими потоками. В итоге многие соотечественники, бывшие советские граждане, оказались в очень сложном положении с 1 июля 2002 года, когда закон вступил в силу. К примеру, многие люди, уже давно живущие в стране, не могут обменять советские паспорта на российские, поскольку у них стоит штамп с названием какой-нибудь бывшей советской республики. Чтобы стать россиянами, они должны пройти мучительную процедуру: сначала получить вид на жительство после того, как докажут, что прожили в России три года. Затем им еще пять лет постоянно нужно находиться в стране. И вот только потом начинается уже процесс получения гражданства. Это все по старым нормам. Теперь по инициативе президента вводится максимально упрощенный порядок для бывших граждан СССР, прежде всего, без обязательных сроков проживания в стране, но до 2006 года, а потом будут действовать прежние нормы. 19
Льготы получают согласно принятому закону ветераны войны и труда и граждане, получившие образование в России после 1 июля 2002 года. Это, кстати, касается и военнослужащих, не менее трех лет отслуживших по контракту в Российской армии. Всем им не нужно 5 лет проживать в стране. И еще. Право на упрощенный порядок получают согласно закону, в частности, лица, рожденные на территории РСФСР, состоящие в браке с гражданами РФ не менее трех лет, а также нетрудоспособные лица, имеющие детей старше 18 лет, которые являются гражданами России.
ГЛАВА ВТОРАЯ
ОСНОВАНИЯ
И ПОРЯДОК ПРИОБРЕТЕНИЯ
РОССИЙСКОГО ГРАЖДАНСТВА
Способы приобретения гражданства можно условно разделить на две категории: первая - приобретения гражданства в общем порядке, вторая – в исключительном порядке. Способы приобретения гражданства в общем порядке являются более или менее стабильными, обычными для законодательства государств. К ним относится приобретение гражданства: а) в результате рождения; б) в результате натурализации (приема в гражданство). К этим способам примыкает редко встречающееся в практике государств пожалование гражданства.
Приобретение гражданства в исключительном порядке охватывает следующие способы: а) групповое предоставление гражданства, или коллективная натурализация (частный случай – так называемый трансферт); б) оптация, или выбор гражданства; в) реинтеграция, или восстановление в гражданстве.20
Приобретение гражданства в результате рождения – самый обычный способ его приобретения. Законодательство государств по этому вопросу основывается на одном из двух принципов: праве крови (jus sanguinis) или праве почвы (jus soli). Иногда в доктрине приобретение гражданства по праву крови именуется приобретением гражданства по происхождению, а по праву почвы – по рождению. Право крови означает, что лицо приобретает гражданство родителей независимо от места рождения; право почвы – что лицо приобретает гражданство государства, на территории которого родилось, независимо от гражданства родителей. Большинство государств мира придерживается права крови. Российское законодательство также основано преимущественно на праве крови. Как правило, государства, которые в принципе следуют праву крови, в некоторых случаях исходят и из права почвы.
Право почвы свойственно законодательству США и латиноамериканских государств. Однако оно всегда в какой-то степени дополняется правом крови (обычно в отношении детей граждан соответствующих государств, родившихся за границей).
Любое государство, как правило, стремится ввести в свое законодательство нормы, ограничивающие возможность приобретения его гражданства лицами, рожденными от смешанных браков. Это диктуется различными соображениями, в частности нежеланием способствовать приобретению своими гражданами еще и иностранного гражданства, то есть двойного гражданства, что может привести к осложнениям в межгосударственных отношениях.
Государства, придерживающиеся права крови, нередко также ограничивают возможность приобретения своего гражданства теми лицами, которые родились за границей от граждан, постоянно там проживающих, особенно если один из родителей является иностранным гражданином. Натурализация (укоренение) – индивидуальный прием в гражданство по просьбе заинтересованного лица. В отечественном законодательстве этот термин не применяется, но в теории международного права он общепризнан. Натурализация – добровольный акт. Принудительная натурализация противоречит международному праву, и попытки осуществить ее всегда вызывали ноты протеста. Практике известны такие случаи. В частности, некоторые латиноамериканские страны в прошлом веке пытались в принудительном порядке автоматически предоставить иностранцам, проживающим длительное время на их территории, свое гражданство.
Натурализация осуществляется обычно в большинстве государств с учетом определенных условий, предусмотренных в законе. Важнейшие условия – это, как правило, определенный срок проживания на территории данного государства (5, 7, иногда 10 лет). Предусматриваются и другие условия натурализации, например имущественные. Возможность натурализации часто облегчается если заинтересованное лицо оказало какие-либо услуги данному государству, служило в его вооруженных силах, находилось на его государственной службе и т. д.
Процедура приема в гражданство целиком определяется внутренним законодательством государств. Можно выделить по крайней мере четыре вида процедур натурализации: 1) натурализация, осуществляемая высшими органами государственной власти; 2) натурализация, осуществляемая органами государственного управления: правительством либо чаще всего центральными отраслевыми органами государственного управления (обычно ведомствами внутренних дел); 3) натурализация, осуществляемая местными органами государственной власти (встречается крайне редко); 4) судебная натурализация (также встречается редко).21
Разновидностью
натурализации является предусматриваемый
законодательством некоторых
Многие
государства считают
Пожалование гражданства, в отличие от натурализации, осуществляется по инициативе компетентных властей государства, а не по просьбе заинтересованного лица. Обычно гражданство в порядке пожалования предоставляют за особые заслуги перед государством.
Как показывает сам термин, приобретение гражданства в исключительном порядке существует как изъятие, исключение из общего стабильного порядка приобретения гражданства. Такой исключительный порядок предусматривается либо в международных договорах, либо в специальных законах. Он устанавливается на определенный срок и, как правило, касается лишь определенной категории лиц. Анализ практики показывает, что предоставление гражданства в исключительном порядке порождается событиями, ведущими к массовому переселению, а также территориальными изменениями.